Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Таким образом, цель этой работы – раскрыть особенности методики управления персоналом в научных организациях. Для достижения поставленной цели были сформулированные следующие задачи:
- дать определение научной организации;
- выявить социальные особенности персонала научной организации;
- раскрыть правовые аспекты регулирования трудовых отношений в научной сфере;
- проанализировать, каким образом должен строиться процесс управления персоналом в научной организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.2 Научные организации, классификация научных организаций 5
1.2 Персонал научных организаций 8
1.3 Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников 12
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В НАУЧНЫХ ОРГНАИЗАЦИЯХ 16
2.1 Мотивация персонала 16
2.2 Кадровое планирование 24
2.3 Проблемы выбора оптимального расписания (режима) работы в научных организациях 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
- гигиенические (внешние
по отношению к работе), которые
снимают неудовлетворенность
- факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
К первой группе факторов обычно относят такие, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважительное отношение начальника и т.д. Эти факторы автоматически не определяют положительную мотивацию.
Вторая группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
Интерес, с точки зрения
выделения факторов-
Он указывал, что после
удовлетворения очередной потребности
ее влияние на поведение человека
прекращается. В то же время, для
того, чтобы следующий более высокий
уровень иерархии потребностей начал
влиять на поведение человека, не обязательно
удовлетворять потребность
Рис. 2.1 Иерархия потребностей по Маслоу
Первичные потребности часто
удовлетворяются с помощью
Вместе с тем преуменьшать роль денег все же не следует. Особенно в том случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет незначительную часть от прожиточного минимума. В этом случае деньги побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных факторов мотивации, другие же факторы мотивации играют определенное значение только лишь для узкого круга ученых.
Так, проф. В. А. Ядов отмечает, что можно выделить несколько групп ученых, исходя из деления по типам мотивации: «Одну образуют подлинные энтузиасты, ученые классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ реализации.
Вторая, наиболее распространенная «фракция» - это вполне профессиональные и компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь и организацию науки, ее функции в обществе. Они достаточно реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Это преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других жизненных целей, а не как к самоценной деятельности.
Третья «фракция» научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре. Все это само по себе не предосудительно, но известно немало примеров извращенной или превращенной мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке, использованию «вненаучных» методов достижения личных целей» [17, 36].
Резкое изменение
За рубежом также отмечается, что материальные потребности играют у ученых важную роль среди других потребностей.
Так, например, руководство итальянской фирмы «Оливетти» «подчеркивает, что для управления «смертельная ошибка считать, что творческие люди не беспокоятся о зарплате».
Поэтому в наукоемких фирмах
разрабатываются различные
Искусство управления играет важную роль в результативности организации. Обычно учет факторов, определяющих положительную мотивацию, приводит к росту производительности труда. Вместе с тем не всегда факторы производительности связаны с удовлетворенностью работой. Иногда люди удовлетворены работой потому, что мало загружены или практически не работают.
Современные теории мотивации подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения, которые заставляют человека действовать.
В процессуальных теориях
мотивации поведение личности определяется
не только потребностями, но является
также функцией его восприятия и
ожидания, связанных с данной ситуацией,
и возможных последствий
Наиболее известными теориями этого типа являются теория ожиданий, теория подкрепления, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.
Простое уравнение действенности имеет вид:
действенность = f ( способность (умение) * мотивация).
Теория ожиданий пытается сосредоточить внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и объяснить такой выбор. Эта теория ассоциируется с работами Виктора Врума.
Теория исходит из предположения,
что во многих случаях ситуациях
люди сознательно оценивают
Указанная теория включает три главные переменные:
Ожидание («затраты труда» - «результат»);
Валентность («результат» - «вознаграждение»);
Инструментальность («исполнение» - «результат»).
Ожидание - это предполагаемая взаимосвязь между действиями и результатами, причем под действием понимается сознательное поведение, контролируемое человеком, а под результатом - будущие события, которые могут и не находиться под контролем человека, т. е. их появление носит вероятностный характер. Ожидание варьирует от 0 до 1.
Если у человека нет определенного представления о возможности завершить данную работу вовремя, то ожидание близко к 0, если он уверен, то равно 1.
Валентность - сила предпочтения человека в отношении данного результата. Каждый результат имеет некий вероятностный уровень желательности.
За любой достигнутый
результат человек хочет
Инструментальность - предполагаемая
взаимосвязь между двумя
Руководитель предложил работнику выполнить сложную и срочную работу. Так как работа трудная и на ее выполнение мало времени, ожидание со стороны работника может быть низким (0,1). При этом руководитель намекнул, что завершение задания может означать повышение, в котором работник очень заинтересован. В этом случае валентность может быть высокой (1), так как для работника получение этого вознаграждения за результат имеет очень важное значение.
Однако, как мы видим из примера, руководитель не сказал, что повышение - уже решенный вопрос, а только намекнул, Поэтому инструментальность будет не слишком высокой (0,5).
Усе человека, прилагаемое к выполнению задания, можно определить следующим образом:
прогнозируемый стимул к работе = ожидания * валентность * инструментальность,
0,1 * 1,0 * 0,5 = 0,05.
Учитывая, что максимальный результат равен 1, можно предположить возникновение проблемы мотивации в связи с выполнением задания.
Теория ожиданий приобретает
особую важность для научных работников,
так как в процессе их деятельности
обычно наблюдаются большие
Теория подкрепления - базируется на том принципе, что можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных.
Теория справедливости состоит
в том, что люди субъективно определяют
отношение полученного
Модель Портера-Лоулера представляет собой комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.
Роль кадрового планирования возрастает в связи с развитием научно-технического прогресса, что обусловлено удлинением сроков подготовки специалистов, повышением доли квалифицированных работников и т. д.
Из вышесказанного следует, что в научных учреждениях роль кадрового планирования выше, чем в каких-либо других предприятиях, фирмах.
Ошибки в кадровом планировании могут привести к отсутствию необходимых работников в определенном месте, а также могут привести к социальным издержкам для всего общества.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
Во многом эффективность
работы научных коллективов зависит
от правильного привлечения
При этом следует рассматривать как внутренний (коллектив действующего предприятия), так и внешний по отношению к предприятию рынок труда.
В целом внутреннее привлечение следует считать лучшим, так как укрепляется убежденность в том, что на собственном предприятии можно получить повышение.
Однако в каждом конкретном
случае следует рассматривать
Таблица 2.2
Привлечение за счет резервов предприятия.
Преимущества |
Недостатки |
Предоставление шансов для роста (повышает привязанность к предприятию, улучшает психологический микроклимат на производстве) |
Сокращение возможностей для выбора |
Незначительные затраты на привлечение |
При определенных условиях высокие затраты на повышение квалификации |
Знание претендентом данного предприятия |
Разочарование среди коллег в случае неодобрения факта выдвижения какого-либо работника на должность начальника |
Знание работника, наличие представления об его умениях |
Возможное появление напряженности соперничества |
Поддержание уровня оплаты на данном предприятии ( в случае срочного приема на работу возможна завышенная оплата в соответствии с существующей в данный момент на рынке труда) |
Слишком тесные взаимоотношения среди коллег, появление панибратства при решении деловых вопросов |
Возможность более быстрого заполнения вакансий |
Назначение на должность «ради сохранения мира» |
Освобождение должностей для молодых кадров |
Нежелание сказать «нет» сотруднику, который работал длительное время |
Прозрачность кадровой политики |
Снижение активности работников в результате автоматизма при повышении в должности(заместитель всегда становится преемником) |
Управляемость за счет кадрового планирования |
|
Целенаправленное повышение |
|
Сокращение текучести |
Таблица 2.3
Привлечение персонала вне рамок предприятия
Преимущества |
Недостатки |
Более широкие возможности выбора |
Более высокие затраты на привлечение персонала |
Новые импульсы для предприятия |
Большая доля привлекаемых со стороны способствует росту текучести |
Человеку со стороны легче добиться признания |
Высокая степень риска испытательного срока |
Прием на работу непосредственным образом
покрывает потребность в |
Отсутствие знаний о фирме (необходимое введение в курс дела требует затрат времени) |
Блокирование возможностей служебного роста | |
Более высокая оплата по сравнению с привлечением за счет резервов фирмы |
Информация о работе Управление персоналом в научных организациях