В любую целевую группу
подбирают наиболее подготовленных
специалистов. Но даже при самом
тщательном подборе почти всегда
есть различие между ними по степени
подготовленности к выполнению возлагаемой
на них задачи. В связи с этим
должно предусматриваться обучение
менее опытных исполнителей у
более квалифицированных. Иногда организуются
краткосрочные занятия, на которых
каждый специалист получает возможность
лучше представить себе смысл
коллективной задачи и основные подходы
к ее решению. Еще большее значение
приобретает предварительное обучение
при создании проектных групп, работа
которых носит более долговременный
и комплексный характер. В этих
случаях для специалистов могут
проводиться специальные семинары.
Так, например, при реализации
инвестиционного проекта по созданию
полиэфирной кордной ткани на
базе ОАО «Сибур-Волжский» была создана
рабочая группа, в которую входили
специалисты предприятия, коллеги,
приглашенные с других предприятий
шинного холдинга «Сибур - Русские
шины», а также ученые из ВНИИ синтетического
волокна (ВНИИСВ) ФГУП (город Тверь).
ВНИИ синтетического волокна
(образован в 1956 году, как калининский
филиал Всесоюзного института искусственного
волокна с экспериментальным
заводом, с 1961 года - самостоятельная
организация). Специализация - создание
синтетических волокон и нитей,
в частности, шовных хирургических
биоразлагаемых, разработка технологических
процессов для производств крупнотоннажных
волокон и нитей, проектирование заводов.
Участник федеральной целевой программы
«Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007-2012 гг.». Участник
программ Рособоронэкспорта.
Кадровой службе предприятия
пришлось решать важную задачу по организации
рабочего времени столь смешанной
группы. Были опробованы методики, позволяющие
наиболее гибко планировать работу
группы, достигая тем самым наибольшего
эффекта и отдачи.
На практике удалось понять,
какой специфичной прослойкой общества
являются ученые, производственному
персоналу пришлось подстраиваться
под график работы ученых. В свою
очередь руководство и персонал
предприятия проявляли лояльность
по отношению к группе новаторов,
что позволило сохранить благоприятных
климат в коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Персонал занятый научными
исследованиями и разработками (научные
работники) - совокупность лиц, чья творческая
деятельность, осуществляемая на систематической
основе, направлена на увеличение суммы
научных знаний и поиск новых
областей применения этих знаний, а
также занятых оказанием прямых
услуг, связанных с выполнением
научных исследований и разработок.
В его составе выделяют
четыре категории: исследователи, техники,
вспомогательный и прочий персонал.
В науке больше, чем и
любой другой сфере деятельности,
успех зависит от индивидуальных
способностей работников, степени их
подготовки, желаний и т. д. В этих
условиях управлять человеком извне
становится все сложнее, наибольшее
значение при этом получают методы
руководства, предполагающие соучастие
(партисипативные методы).
Большое значение для работников,
занятых научной деятельностью
играет мотивация. В этой связи важную
роль играет классификация и анализ
факторов-мотиваторов, а также изучение
поведения личности как функции
его восприятий и ожиданий, связанных
с данной ситуацией.
При этом следует иметь
в виду, что наряду с первичными
потребностями, которые удовлетворяются
с помощью денег есть более
возвышенные потребности; в знаниях,
авторитете, творчестве. Людьми движут
нравственные идеалы, великие цели,
моральные убеждения, привычки, традиции
и т. д. Последние факторы часто
имеют определяющее значение для
ученых.
Однако, резкое изменение
экономической ситуации в стране,
возникновение рыночных отношений
повлияли на изменение в системе
ценностей, привели к увеличению
роли денег. Кроме того, роль денег
возрастает и потому, что в настоящее
время у значительного числа
работников не полностью реализованы
физиологические потребности (питание,
квартира, одежда и т. д.), которые
удовлетворяются с помощью денег.
В целом сфера науки испытывает
те же трансформации и имеет те же проблемы,
что и общество и целом. В науке нет среднего
класса: существуют некоторые группы благополучных
ученых (по экспертным оценкам, не более
10% от общего числа занятых в этой сфере)
- как правило, это научно-административная
элита, имеющая развитые внутренние и
международные контакты, и огромный слой
ученых, работающих на грани нищеты (как
правило, в не очень "рыночных" специальностях).
В связи с удлинением сроков
подготовки специалистов большое значение
приобретает кадровое планирование
в научных организациях.
Важное значение для повышения
эффективности труда научных
работников приобретает выбор оптимального
расписания (режима) их работы. Среди
наиболее перспективных обычно выделяют
разновидности гибкого графика.
Специфической особенностью
научной деятельности в настоящее
время является ее коллективный характер.
Это предполагает тщательное изучение
вопросов создания и функционирования
целевых групп.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001
№ 197-ФЗ// СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон «О науке и государственной
научно-технической политике» от 23.08.1996
№127-Ф3// СПС Консультант Плюс
- Письмо Президента Российской Федерации
«Основы политики Российской Федерации
в области развития науки и технологий
на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу»
от 30.03.2002 г., № Пр-576// СПС Консультант Плюс
- Основные направления политики Российской
Федерации в области развития инновационной
системы на период до 2010 г., (утверждены
письмом Правительства Российской Федерации
от 05.08.2005 г., №2473п-П7)// Российская газета.
– 2 сентября 2005.
- Программа социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу 2006-2008 гг., (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 19 января 2006 г. №38-р)//
СПС Консультант Плюс
- Стратегия развития науки и инноваций
в Российской Федерации на период до 2015
г., (утверждена Межведомственной комиссией
по научно-инновационной политике, протокол
от 15. 02. 2006 г. №1)// СПС Консультант Плюс
- Базарова, Т.Ю., Еремина, Б.Л. Управление
персоналом. - М., 1999.
- Баркалов С.А., Новиков, Д.А., Попов, С.С.
Индивидальные стратегии предложения
труда: теория и практика - М.: ИПУ РАН, 2002.
- Бизюкова И.В. Кадры: подбор и оценка
- М.: Московский рабочий, 2004.
- Большой экономический словарь / Под
ред. А.Н. Азрилияна. – М.:Фонд «Правовая
культура», 1994. – 528 с.
- Бочарникова М.А. Особенности правового
регулирования трудовых отношений научных
работников// Законодательство о науке:
Современное состояние и перспективы
развития. Норма, 2004.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент
персонала: Пособие по кадровой работе.
- М.: Юристь, 2002.
- Герошин А.П. Мотивация трудовой деятельности - Нижний Новгород, 2003.
- Грачев Н.В. Суперкадры. - М., 2003.
- Григорьев Д.В., Григорьев В. С. Инновационный
менеджмент: ресурсы и эффективность.
– Пенза, 2006. – 151 с.
- Гунин В.Н., Баранчеев В.П. Управление
инновациями. Москва: издательство «ИНФРА-М»,
2000. – 241 с.
- Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2008.
- Егоров С.Н. Управление персоналом. –
Изд.: ПГУ Пенза, 2004.
- Зинов В.П. Кадровое обеспечение инноваций//
Инновации и предпринимательство. – 2007.
- № 4. – С. 15-23
- Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев
В.Н. Инновационный менеджмент. Мультимедийный
учебник – М.: ИНФРА-М, 2004.
- Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент.
Учебно-практическое пособие. - Москва:
МЭСИ, 2009. – 351 с.
- Инновационный менеджмент: Учебник/ Медынский
В.Г.-М.: ИНФРА-М,2005. - 253 с.
- Квалификационные характеристики должностей
работников, занятых в научно-исследовательских
учреждениях, конструкторских, технологических,
проектных и изыскательских организациях,
предусмотрены в разд. II Квалификационного
справочника должностей руководителей,
специалистов и других служащих, утвержденного
Постановлением Министерства труда РФ
от 21 августа 1998 г. № 37 // Бюллетень Министерства
труда Российской Федерации. М., 2002.
- Коровкин А. Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование - М.: 1990.
- Коротков Э. М. Исследование систем управления
- М. ДеКа, 2008.
- Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель…,
М.: 1997.
- Крымов А.А. Вы - управляющий персоналом.
2-е изд., перераб. и доп.: Москва. - 2004.
- Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю:
психология управленческой деятельности.
- Спб.: Лениздат. 1996.
- Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования
нововведений // Социальные факторы нововведении
в организационных системах. – М.: 1995. –
С. 150.
- Лебедев, В.И. Психология и управление.
- М.: Агропромиздат, 2000.
- Мескон М.Х., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. – М.:Дело, 1992. – 973с.
- Методические подходы к управлению текучестью
кадров - М.: Приоритет, 2000.
- Митиль Т.П. Порядок замещения научно-педагогических
должностей в высших учебных заведениях
// Справочник кадровика. - 2003. - № 7. - С. 36
- 37.
- Монастырный Е.А. Проблемы статистики
инноваций и пути их решения// Инновации.
– 2006. – №8, С. 107 – 109
- Мордовин, С.Л. Управление персоналом:
современная российская практика. – СПб.:
Питер, 2005.
- Новиков, Д.А. Механизмы стимулирования
в организационных системах. - М.: ИПУ РАН,
2003.
- Одегов, Ю.Г., Журавлев, П.В. Управление
персоналом - М., 2007.
- Основы управления персоналом / под ред.
Генкина Б.М. М, 2006.
- Персонал: Словарь-справочник/ авт.-сост.
Ю.Г. Одегов, Н.К. Маусов. - М.:Изд-во Российская
Экономическая академия, 1994.
- Петренко Л.Ф. Законодательство о труде
научных работников. М., 1988.
- Пригожин А.И. Современная социология
организаций. Учебник. - М.: 1995. - 296 с.
- Россия в цифрах: Крат. стат. сб / Госкомстат
России. – М.: Финансы и статистика, 2008
– 398 с.
- Россия: трансформирующееся общество/
отв. ред. Ядов В.А. М.: ИС РосАН, 2001. 640 с.
- Силин А.Н. Управление персоналом: Учебник
по кадровому менеджменту. - Тюмень: Изд-во
ТГУ, 2004.
- Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко,
О.И. Волкова.-М., 2000.
- Словарь-справочник менеджера/ Под ред.
М. Г. Лапусты./ М.: ИНФРА-М, 2006. – 346 с.
- Толкунова, В.Н., Гусов, К.Н. Трудовое право
России – М. Юристъ, 2008.
- Томпсон, Д.Л., Притли, Д. Социология: Вводный
курс/ Пер. с англ. - М.: ООО «Фирма «Издательство
АСТ», 2008.
- Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных
служб: состояние и перспективы развития.
– М., 2004.
- Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового
менеджмента, М.: ЮНИТИ, 2005
- Удальцова, М.В. Социология управления.
– М., 2002.
- Управление организацией /под ред. Поршнева
А.Г. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,
2000.
- Управление персоналом: Учебное пособие/
под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина.
- М.: «Издательство Приор», 2009. - 432 с.
- Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Управление персоналом. Учебно-практическое пособие для вузов/ Под ред. Кибанова А.Я., М.,2009.
- Управление человеческими ресурсами:
менеджмент и консультирование / под ред.
В.В. Щербины. - М.: Независимый институт
гражданского общества, 2004. - 522 с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент.
Учебник, 2-е изд., М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2002. – 624 с.
- Филатова, Е. Личность в зеркале соционики/
Е. Филатова. - Спб.: Дельта, 2001. - 216 с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического
исследования (описание, объяснение, понимание
социальной реальности). М.: Добросвет,
1998.
- Кох Р. «Закон Парето или Принцип 80\20», http://www.elitarium.ru/print.php?id=1995&npage=1
- www.vgi.volsu.ru/
- официальный сайт Волжского гуманитарного
института
- http://www.ras.ru/ - официальный сайт Российской
академии наук