Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение управления персоналом как искусства и как науки. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией на примере ООО «Компания «Аверс» и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организации 6
1.1. Концепция управления человеческими ресурсами и кадрами 6
1.2. Принципы и методы управления человеческими ресурсами и кадрами. 10
1.3. Типы организационных структур управления человеческими ресурсами. 14
Глава 2. Анализ и оценка технологии управления человеческими ресурсами и кадрами на примере ООО «Компания «Аверс» 22
2.1. Краткая характеристика ООО «Компания «Аверс» 22
2.2. Система управления человеческими ресурсами и кадрами в ООО «Компания «Аверс» 24
Заключение 35
Список использованных источников 38
Принципы управления персоналом
отражают требования объективно действующих
экономических законов и
Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов:
- научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства;
- отбора, подбора и расстановки кадров;
- сочетания единоначалия
и коллегиальности,
- линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.
Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.
Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалист ты в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
Принципы построения системы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Принципы построения системы управления персоналом представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов, присущих им общих черт, начал их действия.
Эти принципы следует отличать
от методов построения системы управления
персоналом. Первые постоянны и носят
обязательный характер, а совокупность
методов может меняться в зависимости
от изменения условий при
Различают две группы принципов построения системы управления персоналом: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации.
К принципам, определяющим требования к формированию системы управления персоналом, относятся:
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования персонала в организации.
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально - психологические. Данная система методов представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Методы управления персоналом.5
Административные |
Экономические |
Социально-психологические |
Установление государственных законов |
Технико-экономический анализ |
Социальный анализ в коллективе работников |
Формирование структуры органов управления |
Технико-экономическое |
Социальное планирование |
Утверждение административных норм и нормативов |
Планирование |
Создание творческой атмосферы в коллективе |
Правовое регулирование |
Материальное стимулирование |
Участие работников в управлении |
Издание приказов, указаний и распоряжений |
Кредитование |
Социальное стимулирование развития коллектива |
Инструктирование |
Ценообразование |
Удовлетворение культурных и духовных потребностей |
Отбор, подбор и расстановка кадров |
Участие в прибылях и капитале |
Формирование коллективов, групп |
Утверждение методик и рекомендаций |
Налогообложение |
Создание нормального психологического климата |
Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации |
Установление экономических норм и нормативов |
Установление социальных норм поведения |
Разработка другой регламентирующей документации |
Страхование |
Развитие у работников инициативы и ответственности |
Установление административных санкций и поощрений |
Установление материальных санкций и поощрений |
Установление моральных санкций и поощрений |
Исходя из данных таблицы, рассмотрим подробнее каждый метод.
Административные методы - ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувства долга, стремление человека трудиться в определенной организацией культуре трудовой деятельности. Эти методы воздействия, отличает прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические методы - приемы
и способы воздействия на исполнителей
с помощью конкретного
Социально-психологические
методы управления основаны на использовании
социального механизма
В реальной жизни на практике не применяется только какой-либо один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Есть два направления
специализации элементов
а) в зависимости от состава
структурных подразделений
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам.
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- дивизиональная;
- матричная;
- множественная.
Рассмотрим подробнее каждую из структур.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется. Линейная структура управления изображена на рисунке 1.
Рис. 1. Линейная структура управления.6
Функциональная
К плюсам данной организационной структуры можно отнести:
1) возможность более глубокого
и профессионально выполнять
каждую из отдельных сфер
2) управление осуществляется управленческой командой при которой существует возможность более объективных решений, более адекватных планов и более широкие возможности для анализа собственной деятельности.
Основные минусы:
1) нет возможности принимать
быстрые решения (
2) отсутствует персональная ответственность.
Функциональная
Рис. 2. Функциональная структура управления.7
Данная структура характерна для небольших организаций. В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применяется наиболее широко. Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя. На рисунке 3 изображена примерная схема линейно-функциональной структуры управления.
Рис. 3. Линейно-функциональная структура.8
Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, деление задачи управления «по функциям». Штабы могут создаваться в центральных и других органах управления, образовывая штабную иерархию.
Эта структура управления характеризуется:
- высокой централизацией
стратегических решений и
- организацией директивных
связей по однолинейному
- преобладающим применением
инструментов координации с
Маленькие торговые организации такой структуры себе позволить не могут.
Плюсы данной структуры:
1) успешное сочетание
персональной ответственности