Управление персоналом в системе менеджмента предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы изучение проблем использования персонала в организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть концепции управления персонала;
- изучить теоретические основы использования персонала;
- рассмотреть современные формы использования персонала;
- определить основные направления эффективного использования персонала в организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Управление персоналом в системе менеджмента предприятия…..….....5
1.1. Концепция управления персоналом……………………………...………5
1.2.Использование персонала: основные принципы .....................................12
Глава 2. Современные формы использования персонала…………...…………...19
2.1. Дистанционное управление персоналом………...………….…………. 19
2.2.Основные направления эффективного использования персонала в организации………………………………………………………...……………….26
Заключение………………………………………………………...………............. 32
Список использованной литературы…………………………..………………….34

Файлы: 1 файл

управление перс.Севостьяненко.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..…3

Глава 1. Управление персоналом в системе менеджмента предприятия…..….....5                                       

        1.1. Концепция управления персоналом……………………………...………5

        1.2.Использование персонала: основные принципы .....................................12

Глава 2. Современные формы использования персонала…………...…………...19

        2.1. Дистанционное управление персоналом………...………….…………. 19

        2.2.Основные направления эффективного использования персонала в организации………………………………………………………...……………….26

Заключение………………………………………………………...………............. 32

Список  использованной литературы…………………………..………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Управление  персоналом организации  - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом организации заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана кадровой работы; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров:

     - отбор и прием персонала;

     - деловая оценка персонала при приеме,

     - аттестации, подборе;

     - профориентация и трудовая адаптация;

     - мотивация трудовой деятельности персонала и его использования;

     - организация труда и соблюдение этики деловых отношений;

     - управление конфликтами и стрессами;

     - обеспечение безопасности персонала;

     - управление нововведениями в кадровой работе.

     Целью моей курсовой работы изучение проблем использования персонала в организации.

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть концепции управления  персонала;

     -  изучить теоретические основы  использования персонала; 

     - рассмотреть современные формы использования  персонала;

     - определить основные направления  эффективного использования персонала  в организации.

       Управление персоналом организации  предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической  и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Управление персоналом в системе  менеджмента предприятия

     1. 1. Концепции управления персоналом 

     На  протяжении ХХ века в управление персоналом использовался целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: рабочая сила, кадры, персонал, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы. Термин раскрывает различные аспекты управления персоналом, изменения общественных взглядов.

     Развитие  менеджмента в ХХ веке сопровождались стремительным изменением общественных взглядов, осознание роли человека в сфере производства. Практический опыт и научные исследования позволили  сформировать важнейшие концепции  управления персоналом.

     Произошла смена четырех концепций, прослеживающих роль человека в производственной сфере.

     1.  Использование трудовых ресурсов - с конца ХIХ в. До 60-х годов  ХХ века. Вместо человека, занятого  в производстве, рассматривалась  лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта отражение в тейлоризме.

     2.  Управление персоналом - научной  основой этой концепции, развившейся  с 30-х годов, была теория  бюрократических организаций, когда  человек рассматривался через  формальную роль - должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

     3.  Управление человеческими ресурсами - человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов - трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментально и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора»

     4.  Управление человеком - в соответствии  с этой концепцией человек  - особый объект управления, который,  однако, не может рассматриваться  только как «ресурс».

     Анализ  концепций, их отражение в практике работы организаций позволяет по-разному систематизировать подходы к управлению персоналом. Например, противопоставляя два взгляда на роль человека в производстве:

      Человек как ресурс производственной системы(трудовой, человеческой) - важный элемент процесса производства и управления;

     - Человек как личность с потребностями,  мотивами, ценностями - главный субъект  управления;

     -  Экономические, в которых главенствуют  проблемы производства, обмена, распределения  и потребления материальных благ, а персонал, исходя из этого,  рассматривается как трудовой ресурс;

     -  Социальные, в которых главенствуют  вопросы отношений, социальные  группы, духовные ценности, аспекты  всестороннего развития личности, а персонал рассматривается как  главная система, состоящая из  неповторимых личностей.

     Управленческий подход изменил взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, организация стала восприниматься как машина, сформировался взгляд на человека, как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование трудовых ресурсов.

     Все концепции имеют различный подход к управлению. Так условно эти  подходы можно разделить на экономические, органические и гуманистические.

     Экономический подход к управлению дал начало концепции  использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. В сущности, организация рассматривается как механизм, а человек, персонал выступает как определенный винтик этого механизма, который должен исправно работать. Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:

     -  обеспечение единства руководства  - подчиненные получают приказы  только от одного начальника;

     -  соблюдение строгой управленческой  вертикали - цепь от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;

     -  фиксирование необходимого и  достаточного объема контроля - число  людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;

     -  обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление  внешних знаков уважения должны  осуществляться в соответствии  с принятыми правилами и обычаями.[5]

     Концепция управления трудовыми ресурсами опирается на бюрократическую организационную культуру. Поэтому руководитель в процессе своей деятельности руководствуется такими стереотипами как:

     -  работники - прирожденный лентяи, пассивные и нуждаются в манипулировании  и контроле со стороны руководителя;

     - для работников побудительным  мотивом в первую очередь является  экономический интерес, поэтому  нужно приложить все усилия  для того чтобы максимально  обеспечить их доход; 

     - организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;

     - на руководящую работу могут  выдвигаться те немногие работники,  которые способны к самоконтролю  и имеют высокую мотивацию, целеустремленность и честолюбивы.

     Органический  подход к управлению персоналом: концепция  управления персоналом и концепция  управления человеческими ресурсами. В рамках органического подхода  последовательно сложились две  концепции: концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно этот подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации сотрудников, оценку работы управляющего аппарата, повышение их квалификации.[5]

     Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде.

     Концепция управления персоналом опирается на органическую организационную культуру. При доминировании органической организационной культуру руководитель в процессе своей деятельности, как правило, руководствоваться следующими стереотипами:

      работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувства самоидентичности только в взаимоотношениях с другими людьми;

     -  рационализация производства и  узкая специализация приводят  к тому, что смысл своей производственной  деятельности работники видят  не в самой работе, а в социальных  отношениях, которые складываются  в процессе труда;

     -  работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы руководства;

     -  работники склонны положительно  реагировать на инициативы руководства,  когда оно учитывает социальные  потребности своих подчиненных  и, в первую очередь потребность в общественном признании.

     Исходя  из этого, можно увидеть, что данная концепция использует положения  теории А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и  содержания деятельности по управлению персоналом.

     Концепция управления человеческими ресурсами, принятая в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга, позволило взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. Аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Главный секрет мозга - не дифферентация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве.

     Преодоление противоречий, характерных для органического  подхода к управлению,  позволило  сформулировать  следующие  рекомендации, существенные  с  точки  зрения  повышения  эффективности  управления персоналом.

     1.  Признавая  ошибки,  допускаемые   при  действии  в  сложной   среде, 

     неизбежными,  необходимо  поощрять  у  сотрудников  такие  качества,  как открытость и рефлексивность.

Информация о работе Управление персоналом в системе менеджмента предприятия