Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:26, курсовая работа
Целью моей курсовой работы изучение проблем использования персонала в организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть концепции управления персонала;
- изучить теоретические основы использования персонала;
- рассмотреть современные формы использования персонала;
- определить основные направления эффективного использования персонала в организации.
Введение…………………………………………………………….……………..…3
Глава 1. Управление персоналом в системе менеджмента предприятия…..….....5
1.1. Концепция управления персоналом……………………………...………5
1.2.Использование персонала: основные принципы .....................................12
Глава 2. Современные формы использования персонала…………...…………...19
2.1. Дистанционное управление персоналом………...………….…………. 19
2.2.Основные направления эффективного использования персонала в организации………………………………………………………...……………….26
Заключение………………………………………………………...………............. 32
Список использованной литературы…………………………..………………….34
2. Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают
возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.
3. Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
4.
Необходимо подбирать людей,
создавать организационные
Гуманистический подход исходит из концепции управления человеческом и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура несет в себе целостное преставление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.[5]
1) органическую;
2) предпринимательскую;
3) бюрократическую;
4) партиципативную.
Партиципативная организационная культура возникла в результате трансформации всех предыдущих организационных культур. Гуманистический подход к управлению персонало опирается прежде всего на партиципативную организационную культуру. При таком подходе руководитель исходит их того, что:
-
каждый сотрудник уникален, поэтому
стандартные управленческие
- сотрудники достаточно гибки для того, чтобы органично сочитать свои личные цели с целями команды;
-
взаимодополняемость
-
процесс командообразования
Работники
- это ресурс, который должен быть
максимально реализован. Признано,
что главным источником долгосрочного
преимущества на рынке является знание
способностей и возможностей своих сотрудников,
поощрение их изобретательности, заинтересованности
в труде, создание благоприятной обстановки.
Использование персонала представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников.
Использование персонала должно отвечать целям организации, не ущемлять интересы личности и обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы.
Система
использования персонала в
Основные принципы использования персонала требуют:
— обеспечения рациональной занятости работников;
— обеспечения стабильной и равномерной загрузки работников и течение рабочего периода (дня, недели, месяца, года);
— обеспечения соответствия трудового потенциала работника, его квалификации, психофизиологических данных требованиям рабочих мест, производства в целом;
— периодического перехода работника с одного рабочего места на другое (в течение недели, месяца и т.д.), обеспечивающего разнообразие выполняемых работ и возможность гибкого маневрирования в процессе производства;
— обеспечения максимальной возможности выполнения на рабочем месте разнообразных операций, осуществление которых включало бы в работу различные группы мышц и обеспечивало чередование нагрузок на различные части тела и органы чувств человека.[12]
Сбалансированность числа рабочих мест и численности работников достигается посредством правильной расстановки работников, а также через усиление внутриорганизационной мобильности, предполагающей трудовые перемещения, перераспределение, ротацию работников.
Расстановка кадров заключается в рациональном распределении состава кадров по структурным подразделениям организации.
В применении принципа перспективности должно учитываться несколько условий:
— установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
— определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;
— возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
— состояние здоровья.
В каждой организации могут быть выработаны и другие условия, задача состоит лишь в том, чтобы они способствовали применению принципа сменяемости, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации. Например, начальники цехов сами заявляют, что очень трудно хорошо работать в этой должности более 6—7 лет на одном месте.
Поэтому расстановке кадров и лучшему их использованию должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации.
Внутриорганизационные трудовые перемещения обусловлены прежде всего потребностями самой организации, которая представляет собой сложную социо-технико-экономическую систему рабочих мест, постоянно изменяющуюся под влиянием научно-технического прогресса. Поэтому каждая организация располагает возможностями для установления большего соответствия между требованиями рабочих мест и качественно развивающейся рабочей силой, а также для удовлетворения разнообразных потребностей работников.
Наиболее распространены следующие причины трудовых перемещений:
— предоставление работнику работы, которая ему больше соответствует;
— предоставление ему работы, которая больше его удовлетворяет;
— содействие освоению работником смежной специальности, с тем чтобы обеспечить взаимозаменяемость сотрудников;
— расширение опыта работника с целью, например, назначить рядового работника мастером, а управляющего низшего звена перевести на должность руководителя среднего или более высокого уровня.
Диапазон этих перемещений определяется;
— у рабочих — дифференциацией профессий и труда разной степени квалификации;
— у специалистов и служащих — дифференциацией профессий и должностей.
Перемещения могут быть меж профессиональными, меж должностными, перемещениями из одной категории персонала в другую (из рабочих в служащие или из служащих в рабочие).
Внутрипрофессиональные
или квалификационные перемещения
характеризуют изменение
Особенностью меж профессиональных перемещений на современном этапе является то, что к ним относится не только собственно переход от одной профессии к другой (как правило, от менее сложной к более сложной), но и овладение дополнительными профессиями. Овладев дополнительной профессией, работник частично или даже полностью может замещать еще одно рабочее место. Это может совершаться периодически, по мере необходимости или постоянно.[12]
Такой процесс микро перемещений характерен для современного производства с расширяющейся сферой коллективной организации труда и со все большим распространением совмещения профессий.
Междолжностные перемещения чаще всего связаны с изменением места приложения труда. Так, инженер становится мастером, начальником цеха, отдела и т.д. Но в системе междолжностных перемещений есть и такие, которые, подобно квалификационным, не влекут за собой буквальных перемещений. Инженера выдвигают на должность старшего инженера и т.п. — в этом случае происходит расширение и усложнение выполняемых функций без смены места работы.
Лучшему использованию персонала должна способствовать и ротация кадров, то есть регулярная сменяемость их в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место».
При ротации характер работы может меняться коренным образом, и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля, необходимый в будущем как руководитель производства.
Если работник в ходе ротации меняет несколько рабочих мест, относящихся к кругу родственных специальностей, то при этом формируется специалист с глубоким и всесторонним знанием какого-либо одного участка производства, способный эффективно участвовать в трудовой кооперации со своими коллегами.
Перевод работника на новые рабочие места может происходить в течение всей его трудовой жизни, однако со временем этот процесс замедляется. Самый интенсивный период ротации — первый период занятости работника, ограниченный моментом, когда он перестает адаптироваться и эффективно обучаться, достигает максимального уровня компетентности и, наконец, может найти настоящее место для применения своих способностей.
Внутриорганизационную мобильность персонала следует сочетать с определенной степенью стабильности рабочих мест, являющейся необходимым условием роста производительности при использовании новой капиталоемкой техники и повышении требований к качеству продукции.
Лучшее
использование персонала
Количественная гибкость означает изменение числа рабочих или продолжительности рабочего времени в соответствии с уровнем спроса на труд. Значение этого фактора возрастает в условиях рыночного хозяйства в связи с ужесточением условий конкуренции, усилением колебаний производства, распространением компьютерной и информационной технологии с высоко сберегающим эффектом.
В связи с этим в организациях широкое распространение получают нестандартные формы занятости: частичная, временная занятость. Использование подобных форм занятости не только дает организации возможность гибкого маневрирования в процессе производства, но и отвечает потребностям некоторых категорий работников в гибкой организации труда в связи с состоянием здоровья, а также с настоятельной потребностью совместить работу с выполнением других социальных обязанностей (уход за детьми, престарелыми, инвалидами; работа в семье; обучение).
Информация о работе Управление персоналом в системе менеджмента предприятия