Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 00:37, курсовая работа
Рассматриваемая проблема широко представлена в периодических изданиях, например, в таких как, журнал «Управление персоналом». Данная проблема рассматривается в статьях Суркова С. А. «Работа с персоналом как средство повышения эффективности организации», Одегова Ю. Г. «Управление персоналом – подходы к формированию ядра коллектива», Комарова Е., Комаровой Л. «Особенности российского кадрового менеджмента на рубеже ХХІ века», Шекшни С. В. «Управление персоналом современной организации».
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Понятие и цели управления персоналом
1.2. Функции и методы управления персоналом
1.3. Основные этапы развития и современные технологии управления персоналом
2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЕ ЗАО «ТСТ ГРУПП»
2.1. Характеристика деятельности туристической фирмы
2.2. Особенности организационной структуры службы управления персоналом в туристической фирме
2.3. Анализ квалификационных требований к персоналу в туристической фирме
2.4. Оценка и стимулирование труда персонала
2.5. Проблемы в управлении персоналом в туристической фирме
2.6. Разработка мероприятий по совершенствованию управлением персоналом в туристической фирме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Выездной туризм — это путешествия лиц в другую страну.
Въездной туризм — это путешествия в пределах государства лиц, не проживающих постоянно в этом государстве.
Самодеятельный туризм — это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.
В рамках сервисной деятельности организации предлагают туристическо-экскурсионное обслуживание, которое направлено на удовлетворение потребностей населения и иностранных граждан в туристических и экскурсионных услугах.
Комплекс услуг, предлагаемых потребителям, называется туристическим продуктом. В качестве туристического продукта выступает туристический тур. Туристический продукт реализуют потребителям туроператоры и турагенты.
Сервисная деятельность включает оказание следующих видов услуг:
• услуги туроператора по организации внутреннего, выездного, въездного туризма;
• услуги турагента;
• услуги при самодеятельном туризме;
• экскурсионные услуги.
Туристическая услуга — это результат деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.
Экскурсионная услуга — это туристическая услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов (экскурсантов), включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий.
Деятельность по реализации туристическо-экскурсионных услуг выполняют туроператоры и турагенты.
Туроператор — это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации тура.
Турагент — это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации тура.
Туристические услуги оказываются на основе договора, заключаемого между туроператором или турагентом и туристом. Документом, подтверждающим факт оплаты тура, является туристическая путевка. Документом, устанавливающим право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающим факт их оказания, является туристический ваучер.
Характеристика деятельности турфирмы «ТСТ Групп»
Турфирма "ТСТ Групп" работает на рынке туруслуг России с 2000 г. как туроператор, разрабатывая и реализуя через агентскую сеть свой собственный турпродукт — регулярные групповые и индивидуальные туры по России, а также организует прямые продажи туруслуг потребителям в офисах компании.
Клиентам турфирмы предлагаются разнообразные туры:
— оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом или лечением на курорте);
— познавательные (туры с экскурсионной программой — посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);
— профессионально-деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок, с выступлениями, лекциями, концертами, с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта, обучения и исследовательской
деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания);
— спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом — пешеходным, конным, лыжным, водным, велосипедным, подводным плаванием и другими водными видами спорта, рыбалкой, охотой и проч., а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях);
— религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);
— туры с другими целями.
Отдельные услуги турфирмы «ТСТ Групп» включают:
• услуги по организации проживания туристов;
• услуги по организации питания туристов;
• услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;
• услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных экскурсионных и других мероприятий;
• услуги гидов-переводчиков.
Туристические путешествия и экскурсии организуются по маршруту путешествия, в соответствии с которым туристы посещают разнообразные географические пункты и места.
Сведения о туристическом путешествии, перечне услуг и условиях обслуживания указываются в программе путешествия — документе, содержащем исчерпывающую информацию о предоставляемых туристу услугах и времени их предоставления по маршруту путешествия.
«ТСТ Групп» организует туры различной продолжительности.
Однодневные путешествия могут составлять менее 3 ч, 3-5 ч, 6-8 ч, 9-11 ч, 12 и более часов.
Путешествия с пребыванием более суток могут составлять от 1 до 3 сут., от 4 до 7 сут., от 8 до 28 сут., от 29 до 91 сут., от 92 до 365 сут.
Продолжительные путешествия, как правило, дополняются транспортными услугами и экскурсиями.
По статусу служба управления персоналом, как правило, является самостоятельным структурным подразделением компании. Руководит деятельностью службы обычно директор по кадрам, в подчинении которого могут находиться ряд отделов, секторов, групп или отдельных сотрудников, образованных по функциональному принципу (отдел кадров, сектор обучения и развития персонала, группа стимулирования и оплаты труда, менеджер по коммуникациям, инженер по технике безопасности и т. д.) [18]
Структура кадровой службы может быть существенно различной в зависимости от масштабов деятельности фирмы, стратегии и тактики работы с персоналом.
В туристической фирме «ТСТ Групп», где персонал фирмы составляет 20 человек, функции кадровой службы осуществляются одним сотрудником. Функции менеджера по персоналу принимает на себя сам директор турфирмы - сам подбирает работников, сам назначает им зарплату, сам решает, какие курсы повышения квалификации им необходимы и так далее. На это уходит достаточно много его дорогостоящего времени.
Мировой опыт показывает, что «критической массой», при которой появляется реальная потребность в создании самостоятельного структурированного управления кадрами с помощью профессионала в области человеческих ресурсов, можно считать наличие в организации 50-70 сотрудников. Именно в этом случае открытие должности менеджера по персоналу экономически оправдано. Среднее по численности предприятие требует создания группы специалистов по кадрам (2-4 человека) или отдела кадров [19].
Направления деятельности кадровой службы обусловлены теми же факторами, что и для всей фирмы.
Они же и определяют функции службы управления персоналом, к которым обобщенно можно отнести следующие:
• планирование человеческих ресурсов
• набор и отбор персонала
• адаптация
• обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров
• развитие мотивации, карьеры сотрудников.
Остановимся подробнее на каждой из этих функций с позиции их применения в управлении персоналом турфирмой «ТСТ Групп».
Планирование трудовых ресурсов в турфирме можно представить в виде следующей последовательности действий:
прогноз портфеля заказов фирмы
оценка уровня компетенции работников
оценка сложившегося уровня использования рабочего времени
прогнозирование изменения производительности труда
определение избытка (недостатка) численности персонала и числа вновь заполняемых рабочих мест
определение профессиональных требований к вновь заполняемым рабочим местам
проверка соответствия динамики затрат на персонал общим финансовым возможностям и стратегии фирмы
планирование конкретных мероприятий по набору и отбору персонала
Набор персонала в фирме проводится из внутренних (перемещения и продвижения по службе своих работников) и внешних (найма по объявлениям и по личным рекомендациям) источников.
В «ТСТ Групп» существует практика работы с рекрутерскими фирмами. Однако при наборе персонала фирма опирается сначала на те кадры, которыми уже располагает. Основным требованием при отборе служит объективная оценка не только поступающего сотрудника, но и предлагаемой ему работы.
Следующий этап работы по найму кандидатов — их отбор.
К основным методам отбора относятся следующие.
1. Испытания — это включает моделирование рабочих и сложных ситуаций, демонстрацию способностей, тестирование и заполнение опросников для выявления психологических качеств [20].
В фирме широко применяется тестирование.
2. Центры оценки — оценивается способность к выполнению полного круга должностных обязанностей с помощью методов сложного моделирования ситуаций. Методы включают роли управляющего и участника собрания, доклады группе слушателей (устно), официальные интервью, тесты по психологии и уровню интеллекта. В полном объеме процедура применяется редко.
3. Собеседования — самый распространенный метод, но содержащий несколько психологических ловушек для руководителя, проводящего собеседование: это его стремление ставить мнение о кандидате по первому впечатлению, особенно при большой загрузке делами; желание сравнивать кандидата с предыдущим, опасное в том случае, если первый кандидат был плох, а следующий — значительно лучше.
Во избежание попадания в ловушки, интервью должны быть структурированы, со стандартизированными и записанными вопросами и ответами, что повысит точность сделанной оценки [21].
Перейдем к адаптации. Основная цель адаптации работников в фирме — привести в соответствие личные знания, опыт и ценности работника с ценностями и традициями фирмы, обучить его взаимоотношениям. Адаптация протекает по формальным и неформальным каналам, и часто работник воспринимает противоположные взгляды и мнения. Поэтому адаптация происходит под непосредственным наблюдением руководителя или на основе должностной инструкции.
Обучение в корпорации необходимо для поддержания высокой производительности труда всего персонала и отдельных работников в случаях поступления на новое место, переходе на новую должность и при недостаточности квалификации.
Оценка результатов деятельности нужна для корректировки системы оплаты труда и материальных вознаграждений; служебных перемещений и нематериальных поощрений и льгот. Продвижение по службе — отличный способ признания хороших результатов. Однако в этом случае следует оценивать не только достигнутые результаты, но и имеющийся потенциал.
В фирме процесс оценки персонала начинается с самых главных специалистов. Оценка профессионального уровня сотрудников является предварительным этапом перед вводом в действие программ по обучению, мотивации, развитию персонала. В «ТСТ Групп» издается корпоративный журнал, в котором знакомят сотрудников с тем, как будет проходить оценка. Для оценки персонала составляются компьютерные профессиональные тесты. В первой части тестов выясняется уровень профессиональных знаний, а во вторую часть входят специально разработанные личностно-деловые компетенции. По окончании тестирования каждый сотрудник, прошедший тестирование, получает письмо с графиком профессиональной и личностно-деловой компетенции.
Оценка необходима и для того, чтобы проинформировать людей о состоянии их деятельности в данной области. Причем, отмечается не только уровень работы, но и сильные и слабые стороны деятельности работника [22].
Кроме того, оценка имеет и мотивационные функции, показывая работнику уровень льгот и вознаграждений, на которые он может претендовать.
В связи с особенностями туристического бизнеса, масштабами деятельности, стратегии и тактики работы с персоналом, типичные функции управления персоналом в туристической фирме «ТСТ Групп» адаптированы и имеют свои особенности, которые мы кратко попытались охарактеризовать в данной главе.
Персонал турфирмы "ТСТ Групп" составляет 20 человек. Большая часть из них — работники в возрасте от 23 до 35 лет (что соответствует кадровой политике, ориентированной на подбор молодых работников), имеющие опыт работы в сфере туризма 3-6 лет, со стажем работы в компании 1-2 года, имеющие среднее, неполное высшее (большая часть менеджеров по продаже туруслуг) и высшее (администраторы) образование. Коллектив преимущественно женский (в том числе руководители высшего звена).
Руководство компании отметило (основываясь на информации, предоставленной линейными менеджерами) недостаточное обеспечение турфирмы работниками, имеющими образование по специальности, а также квалифицированными менеджерами. В периоды "высоких" сезонов также была отмечена острая нехватка курьеров и менеджеров по продаже туруслуг, в связи, с чем качество предоставляемых услуг в этот период снижалось.