Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:59, контрольная работа
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики
управления. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб.
- обучение работе в команде
и формирование
культуры;
- участие работников в прибыли компании
(получение работниками
определенной доли прибыли компании);
- повышение квалификации
Обобщая вышесказанное, можно отметить,
что суть современного
этапа в управлении персоналом (УЧР) составляют:
1) представление управления человеческими ресурсами на высшем уровне руководства организацией;
2) его вовлечение в определение стратегии и организационной
структуры компании;
3) участие всех линейных
политики и решении задач в области управления
персоналом;
4) интеграция деятельности
руководителей, постоянное участие первых
в качестве советников вторых
при решении вопросов, связанных с персоналом,
во всех подразделениях и
на всех уровнях корпорации;
5) системное, комплексное
соналом и всех других стратегических
задач на основе единой программы
деятельности организации.
Движения от управления кадрами
к управлению человеческими
ресурсами - достаточно длительный процесс.
И. Мешолам и Л. Бэйрд выделяют
различные стадии в развитии
управления персоналом корпорации от
управления кадрами к управлению человеческими
ресурсами и
увязывают это с общей эволюцией организации.
Они разбивают развитие
компании на пять основных стадий, которым
соответствуют характеристики управления
персоналом, отраженные в табл.2.
По оценкам специалистов, современные западные компании соответствуют примерно III, восточно-европейские – II стадии развития. Большая часть эффективных западных фирм находится между III и V стадиями; предприятия России и Восточной Европы – в основном между I и III стадиями.
Процесс трансформации функций
управления персоналом
продолжается и сегодня. И. Прокопенко
выделяет целый ряд тенденций в
эволюции управления человеческими ресурсами,
которые отчасти повторяют некоторые
уже
рассмотренные особенности современного
этапа управления персоналом.
Эти тенденции таковы:
1) переход от управления кадрами
к управлению человеческими
ресурсами, т. е, от вертикального управления,
централизованной кадровой
функции и традиционного отдела кадров
к горизонтальному управлению,
децентрализованной функции управления
персоналом, вовлекающей
линейное управление; от планирования
персонала как реакции на
производственные планы к планированию
человеческих ресурсов,
полностью интегрированному в корпоративное
планирование;
2) трансформация управления
стратегический компонент корпорации.
Главный акцент кадровой
политики смещается с подбора и расстановки
кадров к участию в
формировании и реализации стратегии
организации;
3) переход от фрагментарной,
служебной кадровой
интеграции функций руководства и кадровых
функций. При этом
линейное руководство вовлекается в управление
человеческими ресурсами, особенно в развитие
будущего
человеческого потенциала организации,
и одновременно получает помощь
со стороны служб персонала. Сохраняя
ряд прежних кадровых функций,
управление человеческими ресурсами добавило
себе новую важную функцию - оказание помощи
линейному руководству в развитии и лучшем
использовании подчиненных
ему сотрудников. Специалисты в области
управления человеческими ресурсами все
больше становятся
высококвалифицированными советниками
и консультантами
руководителей разных уровней, помогающими
им решать общие
проблемы при подборе сотрудников, их
мотивации, развитии карьеры и
осуществлении различных организационно-культурных
изменений;
4) профессионализация функции
интегративный характер функции управления
персоналом, более широкое
вовлечение в ее осуществление линейного
руководства, а также
повышение ее консультативного характера
приводят к необходимости
профессионализации управления человеческими
ресурсами. Если раньше начальником отдела
кадров мог
быть практически любой ответственный
человек (часто из военных--
отставников), способный управлять небольшим
штатом служащих
невысокой квалификации, то сегодня растущая
упреждающая и
интегрирующая роль управления человеческими
ресурсами, повышение его статуса до высшего
звена
управления, усложнение техники подбора,
расстановки, развития,
мотивации, продвижения и использования
человеческого потенциала
делают эту профессию одной из важнейших
для выживания и успеха
компании;
5) повышение значимости
управления персоналом. Поскольку гибкость
и способность к
изменениям выступают сегодня ключевыми
факторами успеха, а
основным препятствием (равно как и двигателем
изменений) являются
люди — человеческие ресурсы компании,
постольку одной из важнейших
функций управления человеческими ресурсами
становится активное управление изменениями
и
организационное развитие. Способность
к изменениям обычно требует как
от рядовых сотрудников, так и, в первую
очередь, от руководителей и
специалистов служб персонала более высокого
уровня образования,
творчества и склонности к нововведениям,
более широкой квалификации,
способности переучиваться;
6) интернационализация функции управления
человеческими ресурсами. Глобализация
производства,
развитие международных связей, кооперации
и интеграции делают
необходимым развитие многонациональных
коллективов с различной
системой ценностей и культур. Это требует
формирования небольшой, но
динамичной элитной группы специалистов-космополитов,
обладающих
развитыми коммуникационными и лингвистическими
способностями, могущих работать в интернациональных
коллективах и в разных странах;
7) возрастание в управлении
социального партнерства и регулирования
трудовых отношений.
Социальное партнерство означает, прежде
всего, признание различия и
взаимозависимости интересов предпринимателей,
с одной стороны, и
наемных работников - с другой, необходимости
солидарности всех
участников производства для достижения
общих корпоративных целей.
Управление человеческими ресурсами играет
важнейшую роль в развитии этого процесса
и в использовании
его как инструмента повышения эффективности
управления персоналом;
8) изменение принципов
и системы мотивации. Наиболее
важными
принципами мотивации сегодня являются:
создание атмосферы взаимного
доверия, убедительность принимаемых
решений и обратная связь;
сохранение занятости (это заложено в
систему мотивации
высокопроизводительного труда); равные
возможности для занятости,
повышения в должности и оплаты труда
в зависимости от достигнутых
результатов; защита здоровья, обеспечение
нормальных условий труда;
справедливое распределение доходов от
повышения производительности
между наемными работниками и предпринимателями.
Система мотивации
эволюционирует от принципов эгалитаризма,
оплаты за должность и за
явку на работу к принципу оплаты за результат,
за конкретный вклад в
достижение целей организации. Эффективное
использование новых
принципов мотивации предполагает более
высокий уровень управления
персоналом;
9) переход от повышения
квалификации к развитию
ресурсов. Традиционный тренинг или такая
фрагментарная функция, как
повышение квалификации, уже не способны решать новые задачи в
области подготовки компетентных работников,
поэтому развитие
сотрудников становится все более важной
задачей управления
персоналом.
Все отмеченные тенденции
свидетельствуют об обогащении
функции управления персоналом в обозримом будущем и возрастании ее
значимости в управлении в целом, что в
свою очередь обусловливает
повышение роли науки, изучающей и конструирующей
эту важнейшую
сферу управленческой деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБОРА КАДРОВ
Привлечение персонала
Практически любая организация постоянно испытывает потребность в персонале, на которую влияют различные факторы: рыночные (рост спроса на продукцию и услуги требует дополнительных людей для расширения производства); технологические (совершенствование оборудования обычно уменьшает число работников, необходимых для его обслуживания, и требует людей иных профессий); квалификационные (кадров высокой квалификации, как правило, нужно меньше); организационные (рациональность структуры организации и управления уменьшает потребность в персонале); социальные (текучесть персонала требует его постоянного пополнения); государственная политика в области занятости (ограничение труда тех или иных категорий работников и продолжительности рабочего времени ставит вопрос о наборе кадров) и проч.
Необходимость привлечения персонала на практике предполагает:
1. Выработку стратегии
привлечения, обеспечивающей
2. Выбор варианта привлечения (время, каналы, рынки труда).
3. Определение перечня
требований к будущим
4. Установление уровня
оплаты труда, способов и
5. Осуществление практических действий по привлечению персонала.
Потребность в кадрах организация удовлетворяет в процессе их набора и сознания резерва работников для занятия вакантных должностей. Из них впоследствии можно отобрать наиболее подходящих лиц.
Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри фирмы, так и за ее пределами с учетом требований к ним и величины необходимых затрат.
Сами методы набора кадров могут быть активными и пассивными. К активным обычно прибегают в том случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Сюда прежде всего относится вербовка персонала — налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников, с целью побудить их к возможному дальнейшему сотрудничеству.
Непосредственная вербовка сотрудников происходит в учебных заведениях (преимуществом здесь является то, что кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать», а достаточно создать благоприятные условия для роста), у конкурентов, через государственные центры занятости (предоставляют лиц массовых профессий средней и низкой квалификации) и частные посреднические фирмы, работающие преимущественно со специалистами высокой квалификации (что, правда, весьма дорого); с помощью личных связей работающего персонала (это сравнительно дешево, дает дополнительные гарантии качества и совместимости, но нет возможности охватить значительное число потенциальных кандидатов); путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях. Вербовка может быть опосредованной - через формирование имиджа организации.
Презентации, как правило, привлекают случайных прохожих и лиц, живущих неподалеку, обычно из числа тех, кто ищет дополнительные заработки, например в качестве рекламных или торговых агентов.
Ярмарки вакансий в основном
предназначены для людей
Но в основном эти методы применимы к работникам массовых специальностей среднего и низкого уровня квалификации. По отношению к узким высококвалифицированным специалистам необходимо использовать иные способы привлечения.
К пассивным методам удовлетворения потребностей в персонале, используемым преимущественно в противоположной ситуации, т.е. при высоком предложении рабочей силы, относится размещение явлений во внешних (в том числе и зарубежных) и внутренних средствах массовой информации, содержащих сведения о вакантных должностях, их уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда, дополнительном вознаграждении, местонахождении организации.
Как указывает С.А. Барков, для организации успешных рекламных кампаний по привлечению персонала в организацию важно правильно выбрать соответствующее средство массовой информации с учетом потребности в кадрах, необходимой степени адресности, затрат12.
Так, телевидение обеспечивает наиболее широкую аудиторию, поскольку его смотрят даже те, кто газет не читает. Однако стоимость рекламы здесь чрезвычайно высока, а адресность незначительна, правда, перечисленные недостатки несколько ослабляет использование кабельного ТВ. В целом этот канал может пригодиться при необходимости срочного заполнения вакансий по массовым профессиям.
Реклама на радио многократно дешевле и слушают ее «между делом» многие, но большинство, как правило, во время работы, т.е. здесь эффект может быть только за счет тех лиц, кто желает ее поменять.
Высокая адресность у объявлений, помещаемых в печатных изданиях; они привлекают достаточно широкий круг кандидатов, кроме того, такая реклама сравнительно дешева.
Выделяется несколько видов изданий, помещающих рекламу работодателей: обычные и специальные, целиком посвященные рекламе вакансий; последние, в свою очередь, разделяются на общие и узкоспециализированные, нацеленные на определенный контингент (здесь могут даваться сведения по профессиям и квалификации).
В объявлении о приеме на работу необходимо отражать следующие сведения: особенности организации (наименование, местоположение, деятельность); характеристику должности (круг задач, место в структуре, перспективы роста); требования к соискателю (знания, опыт, квалификация, навыки, работоспособность); систему оплаты, льгот и стимулов; особенности процесса отбора (необходимые документы, сроки их подачи); адрес и контактные телефоны.