Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:59, контрольная работа
Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики
управления. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб.
Развитие демократии в обществе и на производстве
прямо связано с
седьмым фактором повышения значимости
персонала в современном
производстве — ростом цены рабочей силы,
Ныне в западных демократиях
весьма велика цена труда. Самыми высокими
затраты на труд в последние
годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине
зарплаты эти страны
уступают США и некоторым другим государствам
(в частности, в США
минимальная почасовая оплата труда составляет
5 долл.).
Помимо расходов на зарплату,
в затратах на персонал велика доля
социального страхования (одну половину
этих затрат в ФРГ оплачивает
предприниматель, другую половину — наемный
работник), оплаты
отпусков (в ФРГ они составляют 4 — 6 недель)
и социальных услуг на
предприятии (медицинское обслуживание,
психологические и
юридические консультации, бесплатные
туристические путевки, а иногда
и финансирование жилья и т.п.).
В странах Запада с социальной рыночной
экономикой затраты на
оплату труда существенно превышали оплату
труда в бывших
социалистических государствах. Так, в
старых землях ФРГ, расходы на
зарплату составляют в среднем около 20%
всей выручки предприятий от
реализации продукции, товаров и услуг,
в то время как в бывшей ГДР их
доля была 8-9%. Некоторые фирмы, например
«Ай-Би-Эм», оценивают
затраты на одного своего сотрудника в
течение всей его работы на
предприятии (включая обучение, пенсионные
и иные социальные
расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов[3].
Если сотрудник стоит
очень дорого; если его трудно уволить,
да еще
и дорого найти ему достойную замену; если
содержание труда требует все
более высокой квалификации, самоотдачи,
ответственности и инициативы
работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает
значимость персонала в современном производстве
и одновременно науки
о его эффективном использовании.
1.3. Теории человеческого и социального капитала
Отражением резкого
производстве явились теории человеческого
и социального капитала,
которые можно объединить под общим названием
— теории личностного
капитала. Они обосновывают особое место
работника среди различных
видов капитала, используемого на производстве.
К таким видам капитала,
т.е. ценностным компонентам производства,
способным приносить
прибыль, относятся: финансовый — главным
образом деньги; физический
— техника, оборудование, сырье, материальные
элементы производства в
целом, и личностный, включающий человеческий
и социальный капиталы.
Что же представляют собой личностный
и социальный капиталы, от-
ражающие роль персонала в производственной
деятельности?
В самом общем смысле человеческий
капитал — это знания, навыки
и профессиональные способности работника.
Само понятие «человеческий
капитал» характеризует качество рабочей
силы, возможности работника в
трудовом процессе.
Несмотря на то, что многие идеи
теории человеческого капитала
встречаются уже у А. Смита, она сравнительно
молода: ее формирование
пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия.
Видные представители
школы «человеческого капитала» — Т. Шульц,
Г. Беккер, Дж. Минсер и
др. Ученые школы «человеческого капитала»
изучали влияние сроков
обучения работников, их навыков и способностей
на заработную плату,
эффективность и экономический рост предприятий.
Иными словами, их главной задачей было
определить экономическую отдачу от инвестиций
в
человека. Результаты исследований во
многом оказались сенсационными.
В частности, выяснилось, что экономическая
отдача затрат на обучение
сотрудников намного превышает инвестиции
в новую технику и
оборудование.
Многочисленные подтверждения
этих выводов и ознакомление с
ними представителей бизнеса дали сильные
импульсы для интенсивного
развития на предприятиях стран Запада
сферы профессионального
обучения. Во многих отраслях экономики
это стало очень прибыльным
делом. Причем повышение общего и особенно
профессионального
образования не только давало прибыль
предпринимателям, но и
соответствовало в основном интересам
работников, увеличивало их
удовлетворенность трудом и производственную
самоотдачу.
Человеческий капитал
(перемещаемый) и специальный (неперемещаемый).
Общий капитал
включает теоретические и другие достаточно
универсальные знания,
имеющие широкую область применения и
приобретаемые, прежде всего, в
школах, вузах и других образовательных
учреждениях, а также общие
профессиональные (специализированные)
знания. Это могут быть знания, полученные
при изучении обычных учебных предметов:
математики, физики, информатики, иностранных
языков и т.п. Важной
формой наращивания общего человеческого
капитала является
самообучение.
Специальный капитал соотносим
лишь с конкретной организацией.
Он включает знания особенностей рабочего
места, руководства,
товарищей по работе, их возможностей,
достоинств и недостатков,
клиентов, специфики предприятия, региона
и т.п., а также практические
навыки по использованию этого рода знаний.
Специальный капитал
накапливается в процессе трудовой деятельности,
приобретения
практического опыта.
После бума инвестиций в человеческий
капитал в ряде стран Запада
многие предприниматели опасались переманивания
высоко
квалифицированной рабочей силы и особенно
хорошо подготовленных
менеджеров другими фирмами, которые,
не затрачивая больших средств
на долговременное обучение работников,
могли предложить им
значительно более высокий заработок
и другие блага.
Реальная ситуация на рынке труда
во многом развеяла эти опасения.
Хотя переманивание высококвалифицированных
работников
действительно имеет место в современном
производстве, однако
масштабы его сравнительно невелики. Главным
ограничителем подобной
практики служит специальный капитал,
который применим лишь к
данному предприятию, и накапливается
в течение длительного времени.
Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные
работники, сменив место работы и попав
в иную производственную среду,
часто вообще оказываются неспособными
достичь своих прежних
результатов на новом месте.
Одна из наиболее эффективных моделей
накапливания и
использования человеческого капитала,
особенно капитала
неперемещаемого, — японская система
пожизненного найма работников,
в более мягких формах широко используемая
и рядом транснациональных,
американских и западноевропейских корпораций,
например компанией
«Ай-Би-Эм». Данная система обеспечивает
максимальное наращивание и
закрепление знаний, умений и навыков
работников на определенных
предприятиях. В условиях Японии это особенно
важно, так как там
издержки на профессиональное образование,
в том числе регулярное
повышение квалификации, в среднем в 2
— 3 раза выше, чем в США. (Это
связано, прежде всего, с высокими нормами
амортизации оборудования,
его быстрой сменой, а также с частой ротацией
и переквалификацией
работников.)
Накапливание общего и специального
человеческого капитала служит одной
из важнейших предпосылок наиболее
эффективного
использования персонала. Оно обеспечивает
высокую компетентность и
неформальную вовлеченность работника
в дела коллектива, позволяет ему
максимально проявить инициативу, раскрыть
свои способности и
дарования.
В современном производстве многие
передовые фирмы сделали
наращивание человеческого капитала непрерывным
процессом. Наличие
персонала высочайшей квалификации и
качества делает их практически
недосягаемыми для менее богатых человеческим
капиталом конкурентов,
которые, даже обладая такой же передовой
техникой и технологией,
обычно не в состоянии использовать их
со столь высокой отдачей.
Эффективное использование человеческого
капитала практически
невозможно без наличия капитала социального.
Понятие «социальный
капитан» отражает характер отношений
между работниками, способы и
культуру их общения, развитость межличностных
коммуникаций.
Содержанием социального капитала являются
межличностные связи,
отношения доверия, солидарность, готовность
к кооперации и поддержке,
умение работать в группе, команде. В основе
социального капитала лежат
нравственные отношения, которые иногда
называют нравственным
капиталом. Однако социальный капитал
не сводится к нему, а
предполагает, помимо него, развитость
коммуникаций и культуры
общения, навыков эффективного взаимодействия.
Социальный капитал позволяет
быстро и эффективно
координировать деятельность людей, мобилизовывать
их на достижение
организационных целей, обеспечивает
оперативность передачи
информации. Его развитость резко снижает
частоту проявлений
отклоняющегося поведения, случаев нарушения
трудовой дисциплины,
недобросовестного отношения к труду,
делает излишним текущий
внешний контроль за персоналом.
Важным отличием социального капитала
от капитана финансового и физического
является его нарастание по мере его
потребления.
Социальный капитал накапливается в разных
формах непосредственного
взаимодействия людей и прежде всего в
устойчивых самоуправляющихся
социально-психологических общностях
или группах («комьюнити»)[4].
Традиционными формами его образования
являются семья, другие
кровнородственные объединения. Однако
накопление этого вида капитала
возможно и в большей или меньшей степени
необходимо также и в других
формах взаимодействия работников, особенно
в современной
производственной деятельности.
В России были издавна известны разные
формы социального
капитала: семейный, общинный, артельный
и др. Своеобразным
проявлением социального капитала в купеческой
среде выступала
репутация, которая во многом заменяла
правовые отношения. «Честное
слово» купца часто оказывалось надежнее
вексельных обязательств. У
человека же с дурной репутацией было
мало шансов на коммерческий
успех.
Социальный капитал широко используется
не только в традиционной, но и в
современной рыночной экономике, особенно
в Японии и
странах Юго-Восточной Азии. Применительно
к этому региону иногда
даже употребляют специальный термин
«сетевой капитализм», т.е.
капитализм, основывающийся не на формальной
рационализации и
отчуждении, а на семейных, клановых и
других коллективистских
объединениях работников. Развитость
социального капитала, особенно в
его современных формах самоуправляющихся
бригад, отделов и целых
предприятий, резко увеличивает отдачу
от физического, финансового и
человеческого капитала, позволяет сокращать
расходы на контроль,
обучение, профессиональную адаптацию
и информирование персонала.
Наращивание и оптимальное использование
социального и
человеческого капиталов в современных
условиях зависит в первую
очередь от управления персоналом. Что
же представляет собой эта
важнейшая сфера управления?
2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ
СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Понятие и цели управления
персоналом
Рассмотренные выше изменения,
происходящие в современном
производстве и связанные с резким повышением
значимости
человеческого фактора, выдвинули управление персоналом на передний
план управленческой деятельности, стимулировали
бурное развитие
научных исследований в этой области.
Результатом усложнения и
обогащения деятельности по управлению
персоналом и ее изучения
явились разнообразные трактовки управления
персоналом в современной
литературе. Все определения управления
персоналом можно объединить в
несколько групп:
1. Мотивационные определения.
Управление персоналом, пишет, например,
Н. Маусов, это
«непрерывный процесс, направленный на
целевое изменение мотивации
людей, чтобы добиться от них максимальной
отдачи, а следовательно,
высоких конечных результатов»[5].
В этом и подобных ему определениях
выделена важнейшая,
стержневая функция управления персоналом.
Однако они отражают лишь
часть управленческой деятельности, оставляя
в тени множество других его
функций, которые будут рассмотрены далее.
2. Дескриптивные (описательные) дефиниции.
«Управление персоналом, — пишет И.Н.
Герчикова, — это
самостоятельный вид деятельности специалистов-менеджеров,
главной целью которых является повышение
производственной,
творческой отдачи и активности персонала;
ориентация на сокращение
доли и численности производственных
и управленческих работников; разработка
и реализация политики подбора и расстановки
персонала;
выработка правил приема и увольнения
персонала; решение вопросов,
связанных с обучением и повышением квалификации
персонала»[6].
В данном определении раскрываются
цель и ряд важнейших
функций управления персоналом. Его важным
достоинством является
конкретность в раскрытии содержания
деятельности по управлению
кадрами. Однако это определение, как,
впрочем, и другие дескриптивные
дефиниции, имеет, по меньшей мере, два
существенных недостатка:
во-первых, оно слабо отражает сущность
и специфику управления
персоналом,