Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:26, курсовая работа
Что являет собой предмет “управления персоналом”? ! Целью курсовой работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом. Здесь, мне думается, интересно на примере“организационной”концепции трех развитых стран: Америки, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого“управленческого настроения”.
Введение………………………………………………………….......................3
I.Теоретическая часть.
1. Персонал как объект управления в организации……………….……….5
2. Эволюция подходов к управлению персоналом……………....………...9
2. 1. экономический подход……………... ………………………….............9
2. 2. органический подход…………………………………..……………....10
2. 3. гуманистический подход………………………………………………10
3. Особенности современного этапа…………………………………….…11
4. Основные вехи истории управления персоналом……………...............15
5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина…....................17
5. 1. полидисциплинарные истоки…………………………………………....17
5. 2. “содержание труда”………………………………………………………19
6. Человек в традиционном и современном производственном процессе. “Универсальная” концепция……………………………………………………………………....21
7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных российских условиях………………………………………………………………………...26
8. Специфика российского опыта. Зарождение…………………………..…28
8. 1. Схема 1…………………………. …………. …… ……………………...29
8. 2. Вековые константы национального характера.... …………………..…32
II. Практическая часть.
Пример.Менеджмент по-японски…………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованной литературы………………………………………37
Введение………………………………………………………
I.Теоретическая часть.
1. Персонал как объект управления в организации……………….……….5
2. Эволюция подходов к управлению персоналом……………....………...9
2. 1. экономический подход……………... ………………………….............9
2. 2. органический подход…………………………………..……………....
2. 3. гуманистический подход………………………………………………10
3. Особенности современного этапа…………………………………….…11
4. Основные вехи истории управления персоналом……………...............
5. 2. “содержание труда”………………………………………………………19
8. 1. Схема 1…………………………. …………. ……
……………………...29
8. 2. Вековые константы национального характера....
…………………..…32
II. Практическая часть.
Пример.Менеджмент по-японски…………………………………………..
Заключение…………………………………………
Список использованной литературы………………………………………37
Введение.
Тема представленной курсовой работы “Управление персоналом”видится мне как нельзя актуальной, тем более что потребность в высококвалифицированных специалистах, которые обладали бы современными глубокими знаниями в области управления персоналом, в свете наших дней, особенно велика. Здесь надо заметить, что в контексте данной работы приведены некоторые факты, в дальнейшем которые смогут способствовать успешной практической деятельности будущего“управленца”.
Сама формулировка “Предмет и содержание…” раскрывает весьма обширный спектр тем – это и “методы управления персоналом”, и “организация работы персонала”, а так же “планирование карьеры и управление мотивацией персонала”, “оценка деятельности” и “что такое “деловая эффективность”… А по сему, правильнее, на мой взгляд, будет остановиться на основополагающих, то есть ключевых моментах.
Что являет собой предмет “управления
персоналом”? ! Целью курсовой работы
является рассмотрение управление персоналом
как искусство и как науку.
Необходимо определить так же место
и роль управления персоналом в
системе управления организацией и, без
сомнения, проследить особенности современного
этапа в управлении персоналом. Здесь,
мне думается, интересно на примере“организационной”
Для того, чтобы творчески подойти к написанию работы необходимо не только изучить“книжный”, то есть теоретический материал, но и познакомиться с журнальными и некоторыми газетными публикациями на тему.
Надо сказать, что управление как специфический вид социальной деятельности, базируясь на финансовых, сырьевых и других материальных ресурсах, включает три главных составных части, или иными словами, три сферы: первая- планирование, т. е. определение целей и задач предприятия и любой другой организации, а также путей их реализации; вторая - организация, упорядочивающая и регулирующая деятельность людей, и, наконец, третья - управление персоналом. Последняя из составных частей - управление персоналом - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками– (персоналом или кадрами) - до 80% своего рабочего времени. Одной из основных социальных потребностей общества в переходной экономике является совершенствование систем управления всех уровней и видов деятельности. Среди мер по совершенствованию систем управления в России, как мне кажется, в первый ряд, несомненно, следует поставить качественное повышение эффективности управления самым важным ресурсом - персоналом организаций и предприятий.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.
“Персонал” (от латинского personalis —личный) - это “весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие”', “совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация”, “совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности”.
Персонал различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам. Персонал составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяют их цели, выбирают методы, осуществляют функции, направленные на реализацию целей. Персонал является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается в управлении. Управление персоналом, без сомнения, имеет ключевое значение для успеха любой организации.В последнее время в отечественной литературе сделано несколько попыток сформулировать категорию “управление персоналом”.
И. П. Герчикова пишет, что “управление
персоналом - это самостоятельный
вид деятельности специалистов-менеджеров,
главной целью которых является
повышение производственной, творческой
отдачи и активности персонала; ориентация
на сокращение численности производственных
и управленческих работников; разработка
и реализация политики подбора и расстановки
персонала; выработка правил приема и
увольнения персонала; решение вопросов,
связанных с обучением и повышением квалификации
персонала”. А. Я. Кибанов определяет управление
персоналом как “целенаправленную деятельность
руководящего состава организации, руководителей
и специалистов подразделений системы
управления персоналом, включающая разработку
концепции и стратегии кадровой политики,
принципов и методов управления персоналом”.
Другие пишут, что“управление персоналом
представляет собой управленческое воздействие
органов государственной власти, их руководителей,
работников кадровых служб, направленное
на поиск, оценку, отбор, профессиональное
развитие персонала, его мотивацию к выполнению
задач, стоящих перед организацией”; “управление
персоналом - целенаправленное воздействие,
реализуемое в связях между субъектом
и объектом и осуществляемое непосредственно
субъектом управления”.Немецкие исследователи
считают, что управление персоналом - сфера
деятельности, характерная для всех организаций,
и ее главная задача состоит в обеспечении
организации персоналом и целенаправленном
использовании персонала .
Управление персоналом как вид деятельности имеет две группы целей - организационные и личные:
Организационные цели явно доминируют
в управлении персоналом. Персонал, наряду
с другими ресурсами, работает на выполнение
миссии и достижение цели организации.
“Управление персоналом - деятельность,
выполняемая на предприятиях, которая
способствует наиболее эффективному использованию
людей для достижения организационных
и личных целей” или “управление человеческими
ресурсами состоит в обеспечении достижения
организационных целей” . Однако некоторые
исследователи полагают, что эффективность
(т. е. достижение организацией целей) связана
с двумя группами факторов. К первой группе
(психологические факторы) относят удовлетворенность
членством в трудовом коллективе и трудом,
мотивацию членов в коллективе, авторитет
руководителя, самооценку коллектива.
Ко второй группе (непсихологические факторы)
относят действенность, экономичность,
качество, производительность, нововведения,
прибыльность. Есть попытки совместить
организационные и личные цели в управлении
персоналом: “Эффективность управления
персоналом - это достижение организационных
(применительно к коммерческим организациям
- прибыльности и стабильности предприятия
и его адаптируемости к будущим изменениям
ситуации при минимальных затратах на
персонал) и индивидуальных (удовлетворенности
трудом и пребыванием на предприятии)
целей” . В зарубежной литературе для
характеристики целей управления используют
понятия “экономическая эффективность”
и “социальная эффективность”.
Под экономической эффективностью понимают
достижение с минимальными затратами
на персонал целей организации - экономических
результатов, стабильности высокой гибкости
и адаптивности к непрерывно меняющейся
внешней среде.
Под социальной эффективностью понимают удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личной самореализации, удовлетворенность общением с товарищами и т. д. ).
Желательно, чтобы экономическая и социальная эффективность дополняли друг друга. Однако, понятие “экономическая эффективность”ориентировано на коммерческие структуры. В отношении некоммерческих структур (государственные, муниципальные организации), не ставящих задачи получения максимальной прибыли, вводится понятие“деловая эффективность”. Под “деловой эффективностью” понимается “достижение деловых целей любой организации с минимальным расходованием ресурсов”.Субъектами управления персоналом являются должностные лица, непосредственно занятые этим видом деятельности, а именно: руководители всех уровней, службы персонала, органы трудовых коллективов общественных организаций, действующих на предприятии. К внешним факторам, которые имеют влияние на деятельность по управлению персоналом в организации, относятся:
-государство (принимает законы, регулирующие сферу трудовых отношений); - ассоциация предпринимателей (вырабатывает рекомендации в области управления); - профсоюзы (занимаются вопросами организации труда)
-собственники предприятий (устанавливают
свои “правила игры”).
Суть управления персоналом легче понять,
проследив эволюцию взглядов на персонал,
на принципы, функции и методы работы с
ним.
Любое социальное управление неразрывно связано с управлением людьми, поэтому управление персоналом неразрывно связано с историей управления. Однако до начала XX века управление персоналом происходило не на основе науки, а на основе опыта, традиций, здравого смысла. С начала XX века управление персоналом стало выделяться в специфическую функцию социального управления, однако вплоть до середины XX века деятельность кадровых служб предприятий и организаций имела вспомогательный характер. Работа с персоналом означала организацию найма и достижение договоренности с работником о заработной плате. Это объяснялось индустриальным характером труда, требующим его жесткого разделения, узкой специализации работников, функциональной поляризации исполнителей и управляющих, довольно ограниченным уровнем образования и культурного развития работника. Только с 60-х годов XX века стали появляться идеи о развитии систем по работе с персоналом. Теория и практика управления персоналом формировалась по мере развития производительных сил и социально-общественных отношений в передовых странах мира (прежде всего, в США, Великобритании, Германии и Франции).
В теории и практике управления человеческой
стороной организаций можно выделить
четыре концепции, которые развивались
в рамках трех основных подходов к
управлению1.
2. 1. Экономический подход.
Экономический подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь,винтик в механизме,по отношению,к которому возможно использование человеческих ресурсов.
Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая - организация как личность, где каждый человек - самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению, к какому активному субъекту партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора - мозг - сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями - коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей гуманистического подхода.
В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека - как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода - управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения. Среди факторов повышения роли персонала в современном производстве выделяют:
Во-первых, принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новой техники, технологии и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял процесс автоматизации (с середины XX в. ) и компьютеризации (с 80-х годов XX в. ) производства, освободивший работников от однообразных, монотонных, неинтеллектуальных операций, оставив им неалгоритмизируемые, творческие, высокоинтеллектуальные виды деятельности.
Во-вторых, изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Усложнение труда, повышение роли знаний и навыков в трудовом процессе, современная техника, технология и методы хозяйствования ослабляют возможность и необходимость жесткого контроля. Требуется самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина. В-третьих, изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции. Это требует высокого общего и профессионального образования персонала, развития у него способности к творчеству и постоянному обновлению. Именно качество персонала становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе. В-четвертых, изменение форм организации труда на предприятии. К числу таких изменений относится широкое использование коллективных форм организации труда. В-пятых, повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности. Современный работник не довольствуется послушанием, обезличенным механическим усердием, а стремится найти в трудовой деятельности смысл жизни, стать активным соучастником и даже сохозяином производства. В-шестых, развитие демократии на производстве и в обществе, которое ведет через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, готовность к партисипации и т. п. , и через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве. В-седьмых, ростом цены рабочей силы.