Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:26, курсовая работа
Что являет собой предмет “управления персоналом”? ! Целью курсовой работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом. Здесь, мне думается, интересно на примере“организационной”концепции трех развитых стран: Америки, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого“управленческого настроения”.
Введение………………………………………………………….......................3
I.Теоретическая часть.
1. Персонал как объект управления в организации……………….……….5
2. Эволюция подходов к управлению персоналом……………....………...9
2. 1. экономический подход……………... ………………………….............9
2. 2. органический подход…………………………………..……………....10
2. 3. гуманистический подход………………………………………………10
3. Особенности современного этапа…………………………………….…11
4. Основные вехи истории управления персоналом……………...............15
5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина…....................17
5. 1. полидисциплинарные истоки…………………………………………....17
5. 2. “содержание труда”………………………………………………………19
6. Человек в традиционном и современном производственном процессе. “Универсальная” концепция……………………………………………………………………....21
7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных российских условиях………………………………………………………………………...26
8. Специфика российского опыта. Зарождение…………………………..…28
8. 1. Схема 1…………………………. …………. …… ……………………...29
8. 2. Вековые константы национального характера.... …………………..…32
II. Практическая часть.
Пример.Менеджмент по-японски…………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованной литературы………………………………………37
Рассматривая современные
Первая базовая модель — модель “А” -
американская модель, называемая также
жесткой, формальной, авторитарной, административной.
Исторически более ранняя, хорошо известна
и распространена во всем мире. Определенные
черты менталитета американцев обусловили
особенности данной модели:
Индивидуализм —породил индивидуальный характер принятия управленческих решений, ориентацию на личность и ее способности, высокую оценку лидерских качеств, индивидуальную ответственность за результаты труда, зависимость оплаты и продвижения по службе от личного вклада, формальные отношения в организациях.
Стремление к богатству — решения, основанные на выгоде, лояльное отношение к организации в зависимости от возможностей карьерного роста и повышения уровня заработной платы.
Прагматизм и практицизм - вызвали к жизни формирование оптимальной системы управления в соответствии с конкретными целями, а также целеустремленность к достижению цели.
Протестантство — альтруизм в сочетании с поклонением богатству, возможность использовать любые средства для достижения цели. Вторая базовая модель — модель “Я” - японская модель, называемая также мягкой, неформальной, социально-психологической, органической. Она вполне соответствует менталитету японского народа. Основные черты менталитета отразились в особенностях японской системы управления: Групповизм (коллективизм) - породил коллективный характер принятия управленческих решений, ориентацию на группу, коллективную работу и коллективную ответственность, зависимость в зарплате и продвижении по службе от умения работать в одной команде, неформальные отношения в организации. Бережливость и практицизм -экономию на системе управления, на ресурсах, внедрение безотходных технологий, четкую направленность на достижение результата.
Аккуратность — высокую
Буддизм - осознание того, что первична
вера и смысл жизни, а производство и деньги
вторичны. При анализе двух базовых моделей
управления персоналом становится ясно,
что, несмотря на серьезные различия, просматривается
и определенное внешнее сходство. И американская,
и японская модели придают огромное значение
научному управлению. ' Основанием для
различий в системах являются разные принципы,
лежащие в основе моделей: американской
- принцип индивидуализма, возникший в
американском обществе в 18-19 веках в связи
с прибытием в Америку огромного числа
переселенцев из различных стран со своими
культурными и религиозными обычаями
и традициями, и японской - принцип коллективизма,
соответствующий объективным условиям
развития, культуре, традициям, обычаям,
национальному менталитету японской нации.
8. Специфика российского опыта. Зарождение.
Проведенный анализ практики управления
персоналом в современных российских
организациях и предприятиях различных
форм собственности и видов
Очевидно, что нарождающаяся российская
модель управления персоналом должна
учитывать как собственный, так и зарубежный
теоретический опыт и практику, ни в коем
случае при этом не умаляя нашу самобытность,
уникальность, пытаясь перенести на российскую
почву образцы западной или восточной
культуры.
Для формирования собственной модели должны созреть, прежде всего, объективные предпосылки: во-первых, уровень развития технико-технологической базы производства, во-вторых, культурно образовательный уровень развития наемной рабочей силы, в-третьих, уровень развития управленческой культуры. Все эти предпосылки действуют одновременно и взаимообусловлены.
8. 1. Схематичное сравнение
Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору, человеческий ресурс на “втором” месте. Первостепенное значение придается человеческому фактору. Внутри организации главное - персонал, вне - клиент. Первостепенное значение придается материально-вещественному фактору. Ориентация на сменяемость персонала, акцент на исполнителя. Отношение персонала к организации
Работник рассматривает
Широко используются контракты
единые для всех работников с ограниченными
возможностями для переговоров.
Используются долгосрочные контракты.
Работник сориентирован на узкую
специализированную деятельность. Ценятся
талант, выдающиеся способности, умение
быстро и хорошо делать конкретную
работу. Развиты и систематизированы.
Работник сориентирован на универсальный,
неспециализированный вид
деятельности. Ценится развитая
гамма личностных
качеств.
Слабо систематизированы. Работник сориентирован
скорее на универсальный вид деятельности.
Ценятся опыт и связи.
Преобладают внешние источники. Обычно
широкий конкурс (в несколько
этапов) или использование
услуг рекрутских фирм. Преобладают внутренние
источники набора. Чаще всего происходит
- по знакомству.
Различные виды тестирования, “центр
оценки”, собеседования. Наблюдения, анкетирование,
собеседования. Преобладает анализ
документов и результаты неструктурированного
собеседования. Реже – тестирование и
другие методы.
Удовлетворение социально-бытовых нужд
работников. Используется, но редко считается
нормой, широко распространено крайне
редко.
Адаптация персонала
Уделяется очень существенное внимание, за новичком закрепляется куратор (“крестный отец”) с широкими полномочиями. Срок адаптации обычно от 1 мес. до 3 мес. Проводится очень серьезно по формальным и неформальным каналам по специально разработанным программам. Чаще всего отсутствует или проводится примитивно и формально. Подготовка кадров
Очень серьезное отношение. В основном происходит с отрывом от производства в университетах, бизнес школах, на краткосрочных курсах. Затраты на подготовку кадров составляют 5% от прибыли предприятия. Очень серьезное отношение. Происходит путем повышения квалификации без отрыва от производства на рабочих местах. Для менеджеров организуются учебные центры и семинары вне предприятий, в т. ч. и за рубежом. Проводится, но нерегулярно. Профессиональный рост работника специально не инициируется, планируется только в связи с работой. Оценка результатов деятельности
Быстрая оценка кадров. Оценка результатов деятельности является юридической основой принятия управленческих решений об увольнении, продвижении, перемещении и т. д. Основательная, растянутая во времени оценка кадров.
От случая к случаю без специальной программы. Редко ведет к административным последствиям. Карьера
Преобладает вертикальная модель развития карьеры. Быстрое профессиональное продвижение, если этого не происходит, специалисты подумывают о своей неудачной карьере и переходе в другую организацию.
Преобладает горизонтальная модель карьеры,
медленное постепенное
Не планируется и не отслеживается. Карьера - дело случая и связей. Возможность карьерного роста слабо связана с профессиональными, конкретными результатами работы, что является антимотивирующим фактором.
8. 2. Вековые константы социального и национального характера.
С объективной точки зрения, уровень развития всех этих факторов в современных организациях России оставляет желать лучшего. Но кроме этих факторов нельзя забывать и о менталитете русского народа…
Характер “народа”трудно описать, возможно, раскрыть лишь его сущностные, устойчивые черты, вычленить типологические, социально-генетические, культурные качества. Основная особенность русского характера (по оценке философов, историков, этнографов, психологов, социологов, писателей) состоит в противоречивости, загадочности, трудной предсказуемости. Иначе его можно назвать “маятниковым”характером, т. е. характером, проявляющимся по закону маятника (из одной крайности в другую).
Н. Бердяев неоднократно подчеркивал,
что русские — это “поляризованный народ”,
он есть “совмещение противоположностей”.
В национальном характере русских имеется
“черта, замеченная давно” и она “составляет
несчастье русских: во всем доходить до
крайностей, до пределов возможного”,
“черту доведения всего до границ возможного
можно заметить в России во всем”. “Каждой
черте противостоят некие противовесы”
(Д. Лихачев). “Это характер, расколотый
на противоположности, которые соединяются”,
состоящий “из структуры полярных противоположностей”
(Л. Зонди). Ученые прослеживают действие
маятника в характере русского этноса
на протяжении всей его истории и выделяют
три“глобальных цикла”:
1) “соборность”;
2) “умеренный” и “крайний” авторитаризм, идеал “всеобщего согласия”;
3) “смутное время”, “катастрофа” (А. Ахиезер).
О маятниковом характере русского народа писали известные русские ученые-классики.
Характер русского народа включает в себя следующие противовесы (Н. Бердяев): “сильная любовь” и “сильная ненависть” “доброта, человечность” и “жестокость” “мягкость” и “склонность к насилию” “смирение, рабство” и “бунт, склонность к разгулу и анархии” “универсализм, и “национализм, всечеловечность” самохвальство” “отсутствие внешней свободы” и “велика внутренняя свобода” “индивидуализм” и “безличный коллективизм” “искание Бога” и “воинствующее безбожие” “чувство личного и “выносливость к страданию”, достоинства и чести” “жуткая покорность” В русском характере присутствует зримо две основные особенности: во-первых, поляризованная дихотомия; во-вторых, возможность той или иной черте под воздействием определенных обстоятельств перейти в состояние своей противоположности по закону “маятниковой модели”
Решая проблему, связанную с выбором модели управления в России следует учитывать два подхода:
1) стратегический (генеральный, долгосрочный);
2) тактический (избирательный,
Во-первых, данная модель показала свою эффективность на протяжении длительного времени в тех корпорациях и странах, где она применяется в течение многих лет. Во-вторых, данная модель хорошо работает в разных макроэкономических условиях. Она проявляет себя с лучшей стороны как в “классической” рыночной экономике со свободным формированием рыночных отношений между производителями и их потребителями (США), так и в жестко регулируемом рынке с активной ролью государства (Япония, ФРГ, Швеция). В-третьих, в нашей стране созданы некоторые предпосылки для накопления и совершенствования собственного опыта управления по образцу мягкой модели на предприятиях передовых отраслей со специалистами и руководителями высокой квалификации.
Нынешняя модель управления персоналом в России только складывается. Её черты носят неустойчивый, зачастую противоречивый характер, что вполне соответствует состоянию современной российской модели менеджмента, а в целом - социально-экономическому развитию нашей страны. Мы уверены в том, – говорит А. А. Коргов, - что в ближайшем будущем в России будет создана собственная органическая модель менеджмента 2 и модель управления персоналом как ее адекватное отражение на базе интенсивного развития рыночных отношений в нашей стране.
Менеджмент по-японски.
Пример.
Одним из интересных, на мой взгляд, примеров может послужить опыт японской электротехнической фирмы “Парацусита дэцизуки”, которая входит в число 50 крупнейших промышленных компаний капиталистического мира. Ее продукция реализуется сегодня практически во всех уголках земного шара. Даже простое упоминание о “Парацусита дэнки” пробуждает в японских бизнесменах чувство благоговейной завести и всему тому, что обычно называют “методами управления Парацусита”.
Основатель фирмы, Коноскэ Парацусита, начал свою трудовую деятельность в небольшой велосипедной мастерской. Однажды он прослышал про Томаса Эдисона, который, как известно, занимался изобретательством и организовал мастерские по изготовлению разработанных им устройств. Парацусита проникся неподдельной любовью к изобретательству и решил открыть собственное дело. Вскоре он выбросил на рынок свое первое изделие. Это была усовершенствованная электрическая розетка 1918 г. , а через десять лет электротехническая компания “Парацусита дэцизуки” стала задавать тон в новой отрасли японской промышленности.