Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:26, курсовая работа
Что являет собой предмет “управления персоналом”? ! Целью курсовой работы является рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку. Необходимо определить так же место и роль управления персоналом в системе управления организацией и, без сомнения, проследить особенности современного этапа в управлении персоналом. Здесь, мне думается, интересно на примере“организационной”концепции трех развитых стран: Америки, Японии и России, несколько структурировать и сравнить основные тенденции так называемого“управленческого настроения”.
Введение………………………………………………………….......................3
I.Теоретическая часть.
1. Персонал как объект управления в организации……………….……….5
2. Эволюция подходов к управлению персоналом……………....………...9
2. 1. экономический подход……………... ………………………….............9
2. 2. органический подход…………………………………..……………....10
2. 3. гуманистический подход………………………………………………10
3. Особенности современного этапа…………………………………….…11
4. Основные вехи истории управления персоналом……………...............15
5. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина…....................17
5. 1. полидисциплинарные истоки…………………………………………....17
5. 2. “содержание труда”………………………………………………………19
6. Человек в традиционном и современном производственном процессе. “Универсальная” концепция……………………………………………………………………....21
7. Проблемы выбора эффективной модели управления в современных российских условиях………………………………………………………………………...26
8. Специфика российского опыта. Зарождение…………………………..…28
8. 1. Схема 1…………………………. …………. …… ……………………...29
8. 2. Вековые константы национального характера.... …………………..…32
II. Практическая часть.
Пример.Менеджмент по-японски…………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованной литературы………………………………………37
Таким образом, если сотрудник дорого стоит, его трудно уволить, трудно найти ему достойную замену; если содержание труда требует все более высокой квалификации, самоотдачи, ответственности и инициативы работника и высший контроль за ним затруднен, то все это повышает значимость персонала в современном производстве и одновременно науки о его эффективном использовании.
Отражением резкого
3. Особенности современного
Говоря о современном этапе эволюции управления персоналом, всё чаще говорят о переходе от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами. Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения ее целей. Сотрудники - важнейший ресурс организации, который необходимо сохранять, развивать и использовать в конкурентной борьбе. От персонала зависит эффективное использование всех других ресурсов.
Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации - важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами.
Современные тенденции в эволюции управления человеческими ресурсами, кроме обозначенных выше, таковы: - переход от фрагментарной служебной кадровой деятельности к интеграции функций руководства и кадровых функций;
- профессионализация функции
В настоящее время, с переходом к рынку, положение меняется. Практика показывает, что человеческие возможности являются определяющими в достижении любых целей. Главный потенциал любого предприятия - это персонал. Управление людьми имеет важнейшее значение для всех без исключения организаций.
Большинство экспертов согласны с утверждением, что существует пять основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование, организация, подбор персонала, руководство и контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно называют процессом управления.
Между тем, сила инерции велика. Далеко не все руководители предприятий осознали необходимость отказа от традиционной кадровой политики (основанной на авторитарных принципах, административных методах) и перехода к политике управления человеческими ресурсами. В наше время каждая организация нуждается в подразделении, которое занимается управлением персоналом. Название и структура этого подразделения могут быть различны (служба по управлению персоналом, отдел по человеческим ресурсам, отдел по работе с кадрами и т. п. ). Современным кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на сотрудников и хранить кадровую информацию- Это подразделение должно осуществлять руководство персоналом сообразно целям деятельности организации, должно постоянно совершенствоваться, обновляться в соответствии с изменениями целей организации.
Менеджеры по персоналу должны обладать знаниями в области управления персоналом в организационно-управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом и прочих аспектах, которые позволили бы им осуществить весь цикл работ с персоналом.
До последнего времени само понятие
“управление персоналом”
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания. Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе такие важнейшие, как:
социально-психологическая
Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в современных социально-экономических условиях приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации. Первый -иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Второй - культура, т. е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий -рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя
Управление персоналом- целая система
знаний, связанных с целенаправленным
организованным воздействием на людей,
занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения
эффективного функционирования организации
(предприятия, учреждения) и удовлетворения
потребности работника, а так же интересов
трудового коллектива. Здесь, на мой взгляд,
стоит выбрать максимально эффективные
технологии управления.
4. Основные вехи истории
Любое социальное управление есть управление людьми, поэтому управление персоналом неразрывно связано со всей историей управления. Однако на протяжении многих веков, по существу вплоть до начала XX в. , управление персоналом как специфическая функция не выделялось из социального управления и осуществлялось на основе здравого смысла, опыта и традиций. Труд имел преимущественно индивидуальный характер, и основной ячейкой производственной деятельности выступала семья, глава которой обычно осуществлял и управленческие, и производственные функции (такое положение в некоторых странах мира сохраняется до сих пор).
В древности значимость руководства персоналом резко повышалась при управлении крупными массами людей: армиями, строителями крупных сооружений (пирамид, зданий, каналов и т. п. ). Однако и в этих случаях управление людьми не выделялось из управления в целом.
Первые заметные шаги на пути спецификации функции управления персоналом были сделаны всредневековых гильдиях и цехах- объединениях ремесленников: каменщиков, кожевников, плотников и т. п. В этих объединениях проявлялась забота об улучшении условий труда, оплаты и жизни работников, об обучении пополнения - учеников, а также осуществлялось регулирование профессиональной карьеры, продвижения по ступенькам цеховой иерархии.
Промышленная революция и
Эти изменения привели к повышению интенсивности и эксплуатации труда, усилению отчуждения простых работников от собственников и управляющих, к обострению социальных конфликтов на предприятиях и в обществе в целом. Политическим выражением производственных конфликтов стало рабочее движение, представленное профсоюзами и рабочими партиями.
Обострение конфликтов на предприятиях и в обществе не только обусловило большие материальные издержки предпринимателей, но и ставило под угрозу социальный мир в обществе. В этих условиях у руководителей корпораций появилась потребность в предупреждении и сглаживании конфликтов, налаживании партнерских отношений между администрацией и остальными сотрудниками. В новой ситуации традиционные руководители, ведавшие всеми делами организации, уже не справлялись с задачей управления персоналом. Явно недостаточной оказывалась и помощь в оформлении документов при принятии на работу и увольнениях, по оплате труда, которую оказывали администрации сотрудники финансово-экономических отделов. Для работы с кадрами и налаживания отношений между сотрудниками и руководством на предприятии требовались специальные работники и даже целые подразделения.
5. УПРАВЛЕНИЕ
ПЕРСОНАЛОМ КАК НАУКА И
5. 1. Полидисциплинарные
истоки управления персоналом.
Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов методов выступает предметом одноименной науки "управление персоналом". Одновременно эта многогранная социальная деятельность и различные аспекты ее влияния на организацию, человека и общество являются объектом анализа целого ряда наук. Соотношение управления персоналом как науки (далее просто - управление персоналом) с родственными дисциплинами помогает полнее уяснить предмет этой науки, ее возможности и значение. Управление персоналом - сравнительно молодая наука.
Хотя многие ее идеи и теории возникли
в начале XX в. и даже раньше, долгое
время они развивались в рамках
различных наук, связанных с производством
и деятельностью главным
"Организационное поведение, - пишут
американские авторы Г.
В Германии и некоторых других странах
континентальной Европы наука управления
персоналом была традиционно связана
в первую очередь с экономикой
предприятия, что нашло отражение
в названии этой дисциплины - "экономика
персонала" или "менеджмент персонала".
В СССР специальной науки управления персоналом
не существовало, и отсутствовала важнейшая
база ее предмета - рыночная среда, тем
не менее управление кадрами исследовалось
в рамках экономических, социологических
и психологических наук.