Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:34, курсовая работа
Цель работы - Управление поведением организации на основе принципов маркетинга
Задачи:
1) Раскрыть аспекты управления поведением организации
2)Исследовать управление поведением организации на основе принципов маркетинга.
Введение 3
1. Аспекты управления поведением организации 4
1.1.Управление поведением организации 4
1.2.Руководство и наделение властью 14
1.3.Наделение властью и участие в управлении ................................................21
2.Управление поведением организации на основе принципов маркетинга 27
2.1.Маркетинг поведения 27
2.2.Маркетинговая поведенческая культура организации 33
2.3. Имиджевые регуляторы поведения 35
Заключение 43
Список литературы 4
Наконец, проводимые в
рамках участия в управлении мероприятия,
на которых обсуждаются рабочие
проблемы, благоприятствуют улучшению
восходящих и нисходящих коммуникаций.
Результаты внедрения программ участия
в управлении носят долговременный характер.
Прежде всего, должна измениться культура
организации, и только затем возрастает
эффективность системы в целом.
Механизм участия в управлении.
Простейшая модель процесса
участия в управлении.(см.
Во многих ситуациях
программы участия в управлении
приводят к увеличению степени умственного
и эмоционального вовлечения сотрудников
в процесс труда и
1. Достаточное время для участия в управлении;
2. Потенциальные выгоды превосходят затраты;
3. Работники проявляют заинтересованность в участии в управлении;
4. Сотрудники обладают необходимыми для участия в управлении
способностями;
5. Участвующие в процессе управления стороны готовы к осуществлению
коммуникаций;
6. Ни одна из сторон
не воспринимает процесс
угрозу.
Эффективность программ участия в управлении также во многом
определяется ситуационными факторами (внешняя среда, руководство. рабочие задачи, сотрудники) и национальной культурой страны, где функционирует организация.
Программы участия в управлении.
Программы участия в управлении на предприятиях зачастую выражены в
следующих формах:
- Консультативный менеджмент;
- Программы предложений сотрудников;
- Акцент на качество (кружки качества);
- Комитеты менеджеров среднего звена;
- Самоуправляемые команды;
- Собственные планы работников.
Консультативный менеджмент предполагает, что в процессе принятия решения менеджер обращается к подчиненным с предложением проанализировать возникшую проблему или поставленную перед группой задачу, оценить ее с точки зрения имеющегося опыта и рассмотреть возможные подходы к ее выполнению.
Программы предложений сотрудников – это формальные, ориентированные
на стимулирование и направленные на совершенствование
процессов труда предложения работников.
Они позволяют улучшить организационные
и технологические процессы и рассматриваются
в качестве ограниченной формы участия
в управлении.
Кружки качества – это группы рабочих, которые по собственному желанию проходят краткий курс статистики и методов решения проблем, а затем регулярно проводят собрания, на которых обсуждают различные предложения, направленные на повышение качества продукции и услуг, производительности труда и улучшение его условий.
Комитеты менеджеров среднего звена – это организационная форма, направленная на повышение эффективности участия в управлении менеджеров среднего и низшего уровней компании. Данные комитеты позволяют их членам совершенствовать управленческую технику, способствуют их личностному росту, сотрудничеству в процессе совместной работы, развитию креативных способностей.
Многие менеджеры с
большим трудом осваивают новые
роли в системах управления с высоким уровнем вовлечения сотрудников.
Нередко участие в управлении воспринимается
руководителями как угроза их авторитету
и статусу. Участие сотрудников в управлении
предполагает, что акцент теперь переносится
от направления и регулирования рабочих
процессов на помощь сотрудникам в достижении
целей на основе повышения их квалификации
и развития способностей.
2.Управление
поведением организации на
Согласно определению Ф. Котлера маркетинг – «это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена».
С общепринятой, широкой точки зрения маркетинг — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы индивидуумов путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание (конкретизированная потребность), спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Этот процесс характеризуется тем, что потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; на основе которого осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки. Таким образом, маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.
Однако как справедливо замечает Ф. Котлер сфера действия маркетинга в последнее время значительно расширилась, включив в себя, помимо товаров, и ряд других самостоятельных единиц «рыночного хождения», а именно услуги, организации, отдельные лица, места и идеи. Видимо, появилась потребность в применении маркетинга и в сфере поведения. Основываясь на определениях, которые американский экономист дает таким понятиям как «маркетинг организаций», «маркетинг лиц» и т.д. можно сформулировать следующее определение маркетинга поведения: «Маркетинг поведения – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретному типу поведения социальных субъектов».
Исходя из этого, можно выделить маркетинг поведения субъектов различного уровня:
· маркетинг поведения личности (лица) – это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к поведению конкретной личности;
· маркетинг поведения групп - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к поведению конкретной группы;
· маркетинг поведения организации - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к поведению конкретной организации;
· маркетинг общественного поведения - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к общественному поведению.
Маркетинг поведения личности нацелен на «продажу» поведения конкретного лица. В настоящее время наиболее распространенными формами этой деятельности являются маркетинг поведения знаменитостей и политиков. Какие бы роли – от мафиози до святоши – не играл голливудский актер, его поведение в «миру», как правило, преподносится как некий эталон. Это может быть примерный семьянин, благотворитель и т.д. (человек с высокими моральными принципами) или напротив сердцеед, мелкий магазинный воришка и т.д. (человек, как и все «простые» люди, не лишенный слабости). То есть осуществляется кампания по созданию имиджа знаменитости. В свою очередь, лицо, занимающееся политикой, вынуждено придерживаться нравственных, с точки зрения общественных норм, линий поведения, а именно быть человеком слова и дела, любить детей и природу, проявлять добросердечность и т.д. Этот образ настойчиво навязывается общественности. Понятно, что каждое лицо имеет свою целевую аудиторию. Так, маркетинг поведения знаменитости направлен на публику, имеющую определенные возрастные, социальные, статусные и т.д. признаки. А маркетинг поведения политиков на свой электорат, который также обладает конкретными социальными, социокультурными, образовательными и т.д. характеристиками.
Маркетинг поведения групп направлен на поддержание или изменение позиций конкретных групп. Здесь наиболее распространенными формами этой деятельности могут быть как маркетинг поведения творческих и политических, так и научных, новаторских, криминальных и т.д. групп. Характерным для этой формы маркетинга является то, что группа, как правило, имеет свои представления о нормах поведения, необходимом имидже, взаимодействии с обществом, личностью и другими группами. Поэтому этот маркетинг, за редким исключением, нацелен на навязывание своей целевой аудитории собственных ценностей и типов поведения.
Маркетинг поведения организаций нацелен на создание общественного мнения о собственной социальной значимости, о соотносимости ее интересов с интересами общества, государства и населения. Задача этой формы маркетинга – создание благоприятного образа организации. В зависимости от целей организации – это может быть репутация надежного партнера, компетентной компании, сильного конкурента и т.д.
Здесь следует остановиться на таком исследовательско-аналитическом виде деятельности, как бенчмаркинг. Бенчмаркинг (benchmarking) — это сбор и анализ информации о деятельности лучших предприятий партнеров и конкурентов, об используемых ими методах управления. Цель бенчмаркинга — повышение эффективности собственной деятельности и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. Предметом бенчмаркинга является технология, производственные процессы, методы организации производства и сбыта продукции. Результаты бенчмаркинга наряду с результатами маркетинговых исследований используются при выработке целей и стратегий деятельности организаций. Термин “бенчмаркинг”, характеризующий самостоятельный вид деятельности, появился в 70-е годы нашего века, хотя и ранее успешно действующие организации активно изучали и брали на вооружение передовой опыт предприятий партнеров и конкурентов.
Маркетинг общественного поведения необходим для формирования основанных на общественно значимых ценностях типов поведения индивидов, групп, организаций и т.д. Если в обществе высок спрос на агрессию, ханжество, нетерпимость и т.д., то наиболее востребованными будут именно указанные стереотипы поведения. Если, напротив, наиболее желательным является толерантное, доброжелательное, искреннее и т.д. поведение, то соответственно наибольшим престижем будут пользоваться социальные субъекты, придерживающиеся именно этих образцов поведения. То есть маркетинг общественного поведения – это деятельность, целью которой является социальная интеграция общества. Это является возможным в силу того, что большинство членов общества признают и соблюдают стандарты и нормы поведения и взаимодействия людей.
В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга. Маркетинг – это деятельность по выявлению и удовлетворению потребностей рынка в разнообразных товарах и услугах. Маркетинг представляет собой передовую концепцию управления, позволяющую достичь целей организации посредством удовлетворения запросов потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами.
Маркетинг следует рассматривать как экономический, социальный, управленческий и технологический процессы, основанные на следующих основных принципах:
− постоянное изучение состояния и динамики рынка;
− адаптация к условиям рынка с учетом требований и возможностей конечных потребителей,
− активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
Основу процесса управления маркетингом составляют следующие виды деятельности:
• анализ рыночных возможностей организации;
• выбор целевых сегментов рынка;
• разработка и внедрение маркетинговых мероприятий.
Управление поведением организации на основе принципов маркетинга должно обеспечивать работу в динамичном, непрерывном (кольцевом) режиме, обеспечивающем гибкость и адаптивность организации к турбулентным изменениям рыночной среды.
Цель управления поведением организации на основе принципов маркетинга – определить перспективные направления деятельности организации на рынке, обеспечивающие конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов.
Поведенческий маркетинг в широком смысле означает ориентированность поведения на рынок. Поведенческий маркетинг в деятельности организации – это деятельность по управлению поведением индивидов, групп и организации в целом при их взаимодействии с субъектами рынка на основе принципов маркетинга.
Поведенческий маркетинг интегрирует деятельность всех структурных элементов организации, отдельных действий и инструментов, процессов, протекающих в организации, и ориентирует их на рыночные потребности. При этом поведенческий маркетинг определяет рынок как взаимодействие всех факторов окружающей среды, влияющих на результаты деятельности организации.
Предвидеть развитие ситуации, адаптироваться к изменениям – значит развиваться, конкурировать, добиваться успеха. Успешное существование возможно только с учетом сложнейших переплетений изменчивых внешней и внутренней сред организации, глобальных тенденций развития общества. Менеджмент – это системный, комплексный, мировоззренческий подход к управлению организациями. Маркетинг, являясь интегрирующей функцией менеджмента, обеспечивает комплексность использования отдельных управленческих действий и инструментов в процессе рыночной деятельности организации. Данный принцип предполагает отказ от понимания маркетинга как суммы дискретных акций по продвижению на рынок товаров и услуг.
Поведенческий маркетинг оказывает значительное влияние на организационное поведение, что отражается в системе взаимоотношений организации:
1. во внешней среде
(с потребителями,
Информация о работе Управление поведением организации на основе принципов маркетинга