Управление реализацией инновационного проекта в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе, сформулировано содержание понятия «инновационный проект», описаны основные этапы инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического обоснования. А также рассмотрена эффективность инновационного проекта, методы, принципы его выбора для реализации и основные критерии для оценки проектов.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………….
3

1 Инновационный проект: понятие, сущность, виды. Принципы инновационного проекта ……………………………………………………
5



2 Бизнес-план и экспертиза инновационных проектов …………………….
12

2.1 Экономическая оценка проектов ………………………………………
17

3 Управление и реализация инновационного проекта. Проблемы управления инновационным проектом ……………………………………
20

4 Управление риском………………………………………………………….
27

Заключение……………………………………..……………………………….
29

Список использованных источников……………. …………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение….……………………………………………………………………. 3
1 Инновационный проект: понятие, сущность, виды. Принципы    инновационного проекта …………………………………………………… 5
2  Бизнес-план и экспертиза инновационных проектов ……………………. 12
    2.1 Экономическая  оценка проектов ………………………………………
17
3 Управление и реализация инновационного  проекта. Проблемы управления  инновационным проектом …………………………………… 20
4 Управление риском…………………………………………………………. 27
Заключение……………………………………..………………………………. 29
Список  использованных источников……………. …………………………... 30

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского  слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

      Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

      В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

      Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений.

      Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

      В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные  инвестиции, так как инновационный  процесс длится в среднем 3– 5 лет и более.

      В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные варианты классификации инвестиций. По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые инвестиции – это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные бумаги.

      В данной курсовой работе, сформулировано содержание понятия «инновационный проект», описаны основные этапы инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического обоснования. А также рассмотрена эффективность инновационного проекта, методы, принципы его выбора для реализации и основные критерии для оценки проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инновационный проект: понятие, сущность, виды.

Принципы   инновационного проекта 
 

      Понятие «инновационный проект» может рассматриваться  в нескольких аспектах:

  • как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей;
  • как процесс осуществления инновационной деятельности;
  • как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти мероприятия.

      Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы  организации и целевого управления инновационной деятельностью.

      Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

       В зависимости от вида инновационного проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематически взаимоотношения основных участников показаны на рисунке 1. 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1 – Основные участники инновационного проекта 

      Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов инновационного проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

      Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в инновационный проект. Инвестор может быть и заказчиком.

      Проектировщик – специализированная проектная организация, разрабатывающая проектно-сметную документацию.

      Поставщик – организация, обеспечивающая материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

      Исполнитель (организация исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.

      Научно-технический совет – коллектив ведущих специалистов по тематическим направлениям проекта, несущих ответственность за выбор научно-технических решений и уровень их реализации.

      Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами над инновационным проектом: планирование, контроль и координация работ участников проекта.

      Команда проекта – специальная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей.

      Поддерживающие структуры – организации различных форм собственности, содействующие основным участникам инновационного проекта в выполнении его задач и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства.

      Различают исследовательские и венчурные  проекты.

      Исследовательский проект – разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народнохозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

      Для исследовательского проекта характерно следующее:

    • не повторяется (новизна);
    • имеет заранее сформулированную цель;
    • имеет определенное начало и конец;
    • ограничен во времени и средствах;
    • сложен;
    • требует привлечения специалистов разных профилей;
    • имеет высокий приоритет.

      Проект  должен быть нацелен на достижение в течении установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

  • создание проектной группы или образование творческого коллектива;
  • управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).

      Исследовательские проекты обладают высокой степенью неопределенности относительно экономического эффекта и характеризуются высоким риском, поэтому финансовые институты и другие структуры, ориентированные на получение прибыли, не заинтересованы в их инвестировании. Такие проекты могут финансироваться из государственного бюджета и на безвозвратной основе.

      Венчурные проекты связаны с созданием  новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партии продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются, как правило, коммерческими организациями на возвратной основе. Многие коммерческие банки создали специальные отделы, разработали принципы инвестиционной деятельности.

      Схематически  основные виды инновационных проектов показаны на рисунке 2.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 2 – Виды инновационных  проектов

      По  масштабам решаемых задач инновационные  проекты подразделяются на:

  1. Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением. Они отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
  2. Мулътипроекты проекты, которые представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, и в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса. Для создания мультипроектов требуются координационные подразделения;
  3. Мегапроекты многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

      Формирование  и реализация мегапроектов может  потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран.

      По  выполняемым объемам работ и  продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочными (до 1 года);
  • среднесрочными (до 5 лет);
  • долгосрочными (более 5 лет).

      Состав  стадий и этапов проекта определяется отраслевой и функциональной принадлежностью.

      Наряду  с понятием «проект» существует и  такое, как «инновационная программа».

      Эти понятия неразрывно взаимосвязаны  между собой. Хотя программа – это как бы одна из форм проекта, а программирование (формирование программы) – одна из стадий жизненного цикла проектов, их свойства существенно разнятся, программа приобретает дополнительный ряд новых свойств.

Информация о работе Управление реализацией инновационного проекта в организации