Управление реализацией инновационного проекта в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе, сформулировано содержание понятия «инновационный проект», описаны основные этапы инновационного проекта, его замысла, исследования и технико-экономического обоснования. А также рассмотрена эффективность инновационного проекта, методы, принципы его выбора для реализации и основные критерии для оценки проектов.

Содержание работы

Введение….…………………………………………………………………….
3

1 Инновационный проект: понятие, сущность, виды. Принципы инновационного проекта ……………………………………………………
5



2 Бизнес-план и экспертиза инновационных проектов …………………….
12

2.1 Экономическая оценка проектов ………………………………………
17

3 Управление и реализация инновационного проекта. Проблемы управления инновационным проектом ……………………………………
20

4 Управление риском………………………………………………………….
27

Заключение……………………………………..……………………………….
29

Список использованных источников……………. …………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

      Инновационная программа, являющаяся сложной комбинацией  проектов (мулътипроекты и мегапроекты), как объект управления сильно отличается от отдельного проекта или совокупности слабо связанных между собой проектов, выполняемых организацией и ее соисполнителями. Сформировать и реализовать программу в силах только крупное объединение организаций, например, консорциум крупных корпораций, регион или мегаполис, федеральные органы и т.д. Существует много примеров формирования и реализации инновационных программ. В отечественной практике широко известны космические, авиационные, военно-технические и другие программы.

      Одной из целей инновационного проекта  является доказательство потенциальным партнерам того, что фирма будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров с более высоким качеством.

      Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:

  • определение основных целей проекта, вида инновации (реконструкция, внедрение новых технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям фирмы;
  • изложение конкретных результатов реализации проекта (увеличение объема продаж на X млн. рублей; получение чистой прибыли на X млн. рублей; увеличение доли фирмы на существующем рынке от X до 2% и т.д.);
  • выбор инновационной стратегии фирмы по достижению поставленных целей реализации проекта;
  • определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;
  • определение возможных форм участия инвесторов в осуществлении инновационного проекта;
  • определение новых видов товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой в результате разработки и реализации проекта;
  • определение источников финансирования;
  • расчет уровня прибыльности;
  • определение примерного срока окупаемости;
  • расчет примерного жизненного цикла инновационного проекта;
  • определение перспективы дальнейшего развития фирмы на основе данного проекта.

      Инновационный проект ориентирован на разработку определенного  рынка, а также на конкретного  потребителя. Главным действием  для преуспевания фирмы на рынке  являются постоянные разработки нововведений, которые связаны как с сокращением  жизненного цикла товаров и изменения спроса потребителей, так и с обострением конкуренции, в частности, разработкой новых видов изделий и услуг, а также других действий конкурирующих фирм.

      При разработке инновационных проектов нужно учитывать, что современные инновационные проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемой проблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективность данного проекта. Главным в этом случае является выбор источника финансирования, его объем, уровень платы по времени и т.д. В этом случае требуется доказать своему инвестору суть своего проекта, продемонстрировать преимущества партнерства и, самое главное, доходы, которые они получат, как минимальные, так и максимальные. Все эти показатели следует соответствующим образом оформлять, чтобы убедить инвесторов вложить свой капитал.

      Инновационный проект должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе и понять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программы и сферы, к которой она относится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции или внедрение технологических инноваций, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продукта инновационной программы и сложностью рынка этого продукта. Состав инновационного проекта также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов программы.

      Основными разделами инновационного проекта  являются (вариант):

  1. Общий обзор (главная цель и суть предлагаемого инновационного проекта, предлагаемый вид инноваций, реальные выгоды от реализации проекта, виды и величины затрат на реализацию проекта);
  2. Характеристика товаров или услуг (описание предлагаемых товаров и услуг, область их использования, степень новизны и патентной защищенности, особенности дизайна, основные технико-экономические и потребительские характеристики товаров и услуг, их изображение на рисунках, преимущества товаров и услуг, сертификация и т.д.);
  3. Рынки сбыта товаров и услуг (тип рынка сбыта, перспективные рынки их местоположение и характеристика, прогнозируемые доли фирмы на этих рынках, характеристика потенциальных потребителей, факторы, определяющие спрос на новые товары и услуги, потенциальные объемы их продаж и т.д.);
  4. Конкурентоспособность товаров и услуг (краткая характеристика фирм-конкурентов, конкурентные преимущества нового товара или услуги по сравнению с аналогичным у фирм-конкурентов, конкурентные стратегии фирмы, используемые для защиты конкурентоспособности товара и услуг и т.д.);
  5. План маркетинга (цели и стратегии маркетинга осуществляемого проекта, ценообразование для товаров и услуг, предлагаемых фирмой в результате осуществления проекта, стратегия продвижения и сбыта товара или услуг, методы стимулирования сбыта товара или услуг, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения предлагаемых товаров или услуг, бюджет маркетинга и т.д.);
  6. План производства (месторасположение производства новых товаров относительно рынка, поставщиков, доступности рабочей силы, транспортных дорог и т.д., производственные площади, мощности и возможности их расширения, источники и потребность в материально-технических, людских и иных ресурсах, их доступность, возможности производственной кооперации, применяемые технологии, объем и издержки производства, сроки по налаживанию производства и расширению выпуска товара, экологичность производства и т.д.);
  7. Организационный план (организационная структура, потребность в персонале, специалистах, формы их привлечения к труду, необходимые уровни зарплаты по профессиям, система стимулирования труда, система профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, сведения об административно-управленческом персонале, руководящим реализацией проекта и т.д.);
  8. Юридическое обеспечение проекта (дата создания и регистрации фирмы, где и кем она зарегистрирована, юридический адрес, вид деятельности и характер совершаемых операций, форма собственности, принадлежность капитала, наиболее значительные акционеры, пайщики фирмы, лицензии на данный вид деятельности, договора и соглашения с другими организациями по данным видам деятельности, и т.д.);
  9. Экономические риски. Страхование (перечень возможных групп рисков, их источники и наиболее вероятные моменты возникновения, оценка экономического риска проекта, программа страхования от рисков, копии страховых полюсов и др.);
  10. Стратегия финансирования (финансовые средства для реализации проекта и их источники, доля средств в форме кредита и акционерного капитала, условия получения кредита, экономическая рентабельность от вложения финансовых средств, сроки возврата вложенных в проект средств, резерв финансовых средств на покрытие непредвиденных расходов и т.д.);
  11. Финансовый план (объемы продаж товаров и услуг в результате реализации проекта, капитальные затраты на осуществление проекта по годам, включающие собственные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты, баланс текущих доходов и затрат на производство и реализацию товаров и услуг и т.д.).

      Далее следуют приложения (копии документов, из которых взяты исходные данные, контрактов, лицензий и т.д.), и дается заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Бизнес-план и экспертиза инновационных проектов 
 

      Любой инновационный проект обычно требует  привлечения инвестиций и оформляется  в форме бизнес-плана. Бизнес-план инновационного проекта – комплексный стратегический документ, дающий представление о будущем предприятия, обращенный к потенциальному инвестору в инновации с целью привлечения его капитала.

      Бизнес-план является элементом любого проекта  и включает следующие разделы.

    1. Характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности:
  • сущность проекта, преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;
  • объем ожидаемого спроса на продукцию;
  • потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств;
  • срок окупаемости инвестиционных затрат;
  • риски и варианты их предотвращения.
    1. Анализ возможностей организации с учетом положения дела в отрасли:
  • оценка потребности и спроса на продукцию (услугу), производимую в соответствии с проектом, объемы производства подобной продукции в соседнем регионе, значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона, демографические, экономические, социальные, политические тенденции и отраслевые факторы, которые могут оказать влияние на развитие рынка предлагаемой продукции (услуги);
  • ожидаемый объем выпускаемой продукции после выхода на проектные мощности инвестиционного проекта в процентном отношении к выпуску подобной продукции в соседнем регионе;
  • потенциальные конкуренты, сравнение уровня используемых технологий конкурентов и предприятия, реализующего проект;
  • какие и где появились аналоги продукта за последние три года, их патентная защищенность;
  • достижение организации в отрасли, ее возможности в области исследований, разработок (наличие патентов и ноу-хау), освоения новой продукции (услуг), преодоления неблагоприятных социально-экономических и технических факторов.

      3. Производственный план:

  • программа производства и реализации продукции с учетом наиболее вероятных сроков оплаты реализованной продукции, принятая технология производства;
  • требования к организации производства, степень готовности организации к серийному производству продукции, в том числе состояние конструкторско-технологической подготовки производства, наличие сертификатов и лицензий, изготовленных опытных образцов;
  • состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (покупка, аренда, лизинг), обоснование выбора поставщиков оборудования, с учетом производительности оборудования, его качества, цены и т.п.;
  • поставщики сырья, материалов и покупных комплектующих изделий и ориентировочные цены, обоснование выбора поставщиков;
  • альтернативные источники снабжения сырьем, материалами, комплектующими изделиями;
  • численность работающих и затраты на оплату труда;
  • стоимость производственных основных фондов;
  • форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений, основание для применения нормы ускоренной амортизации;
  • годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции;
  • стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты, общая стоимость инвестиционного проекта;
  • обеспечение экологической и технической безопасности;
  • предстоящие потери, непосредственно вызванные осуществлением проекта (например, от сокращения или прекращения действующего производства в связи с организацией на его месте нового).

      4. План маркетинга:

  • существующие и потенциальные потребители, уровень удовлетворенности спроса, его характер (равномерный или сезонный), сравнительные потребительские и ценовые характеристики продукции конкурентов и предприятия, реализующего проект, особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения, отличительные свойства продукции или дополнительные услуги по отношению к конкурентам, планируемая доля рынка и стратегия маркетинга;
  • патентная ситуация, защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках, возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента;
  • организация сбыта, трудности выхода на рынок предлагаемого продукта;
  • обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции, торгово-сбытовые издержки;
  • возможные действия конкурентов, основные элементы стратегии противодействия;
  • обоснование цены на продукцию;
  • расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания;
  • программа по организации рекламы, примерный объем затрат;
  • программа реализации продукции, договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
  1. Организационный план:
  • финансовое положение, расчеты коэффициентов оценки структуры баланса: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности;
  • распределение обязанностей между членами руководящего состава;
  • стратегические альянсы.

       6. Финансовый план:

  • объем финансирования проекта с указанием источников;
  • согласие коммерческих банков или других заимодателей (указываются условия предоставления кредитов: наличие государственной гарантии, процентная ставка, сроки предоставления и погашения кредита, дополнительные требования);
  • финансовые результаты реализации (план по прибыли) проекта, данные плана денежных поступлений и выплат;
  • эффективность проекта (оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности, чистого дисконтированного дохода);
  • поправка на риск проекта (таблица 1);
  • эффект от реализации проекта в смежных областях, например, изменение рыночной стоимости имущества граждан (жилья, земельных участков и др.); снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное увеличением предложения этих товаров; влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ, услуг) сторонними предприятиями; воздействие проекта на здоровье населения; экономия населения на коммуникации, обусловленная реализацией проекта.
 

      Таблица 1 – Оценка уровня риска 

Величина  риска Пример  цели проекта Р,%
Низкий Вложения при  интенсификации производства на базе освоенной техники 3-5
Средний Увеличение  объема продаж существующей продукции 8-10
Высокий Производство  и продвижение на рынок нового продукта 13-15
Очень высокий Вложения в  исследования и инновации 18-20

Информация о работе Управление реализацией инновационного проекта в организации