Управление системой образования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Исследование муниципального уровня управления системой образования представляет интерес по нескольким причинам.
Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Характеристика системы управления образованием
1.1 Генезис системы образования в России…..….…………………………………….…5
1.2 Понятие и структура управления системой образования…….………………..….…10
1.3 Нормативно-правовая база управления системой образования…..………….…….16
Глава 2. Исследование системы образования на примере Павлово-Посадского района Московской области
2.1 Социально-экономическая характеристика Павлово-Посадского района……….....21
2.2 Анализ состояния и управления системой образования………………………..…26
2.3 Муниципальные программы развития системы образования в Павлово-Посадском районе........................................................................................................................30
Заключение…………………………….……….………………….………………………...35
Список использованной литературы……………..………

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 84.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики, управления и бизнеса

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 «Основы государственного и муниципального управления»

 

Тема:

«Управление системой образования на муниципальном уровне»

 

                                                                                                              

Выполнила:

                                             студентка 1 курса 

                                           социально-экономического факультета 

очной формы обучения          

                                        Захарова Наталья Алексеевна

                                      

                                                                                         Научный руководитель:

                                    канд. эк. наук, зав. каф.

                   Каменских Н.А.

 

Оценка __________________

 

 

 

 

Орехово-Зуево

2014

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………...….3

Глава 1. Характеристика системы управления образованием

1.1 Генезис системы образования в России…..….…………………………………….…5

1.2 Понятие и структура управления системой образования…….………………..….…10

1.3 Нормативно-правовая база управления системой образования…..………….…….16

Глава 2. Исследование системы образования на примере Павлово-Посадского района Московской области

2.1 Социально-экономическая характеристика Павлово-Посадского района……….....21

2.2  Анализ состояния и управления системой образования………………………..…26

2.3 Муниципальные программы развития системы образования в Павлово-Посадском районе........................................................................................................................30

Заключение…………………………….……….………………….………………………...35

Список использованной литературы……………..……………………………………...36

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Исследование муниципального уровня управления системой образования представляет интерес по нескольким причинам.

Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики.

Во-вторых, муниципальный уровень управления образованием представляет собой системный элемент регионального образовательного пространства, который, в свою очередь, входит в общеобразовательную систему страны. Т.е. муниципальный уровень завершает системный характер федерального образовательного пространства в нашей стране.

В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень муниципалитетов управление образованием, со всем организационным и финансово-экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение муниципального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.

Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом, и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании на уровне муниципального района.1

Степень разработанности темы исследования. Своевременность и злободневность исследования проблемы управления образованием на муниципальном уровне определяется не только большой теоретической и общественной значимостью рассматриваемой темы, но и недостаточным уровнем его научной разработанности, что послужило основанием для выбора темы.

Объектом исследования является система образования в Павлово – Посадском районе.

Предметом исследования является процедура управления системой образования.

Целью исследования является анализ современного этапа управления системой образования на муниципальном уровне.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и структуру управления системой образования.
  2. Представить развитие системы образования в России.
  3. Провести  анализ нормативно-правовой базы образования.
  4. Исследовать социально-экономическую характеристику Павлово-Посадского района.
  5. Провести обзор муниципальных программ в области образования в Павлово-Посадском районе.

            Методы исследования. В основе исследования лежит диалектический подход к анализу муниципального управления. Среди основных инструментов исследования можно выделить системный подход, методы сравнения, методы анализа и синтеза экономической и социологической информации.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов работы в практической деятельности органов государственной власти при совершенствовании инструментов в управлении системой образования на муниципальном уровне.

 

Глава 1. Характеристика системы управления образованием

    1. Генезис системы образования в России

Начавшиеся в нашей стране с середины 80-х годов XX века коренные социально-экономические и политические преобразования наибольшее влияние оказали на систему образования. Поначалу попытки «перестроечного» реформирования образовательного пространства, затем - формирование рыночного механизма регулирования общественных отношений, привели к необходимости коренной трансформации как самой системы общего образования, так и управления его развитием. С самого начала общественных преобразований в нашей стране начали создаваться законодательно-правовые, экономические, административно-управленческие основы развития образовательной системы в условиях перехода общества на рыночные механизмы функционирования экономики и демократическую организацию политической жизни.

Из истории возникновения образования: Система образования формируется государством постепенно. Например: в древней Руси это были школы, которые существовали при монастырях, храмах и церквях, они самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих педагогов, учителя учили о том, что знали сами и т.к. это себе представляли. Никакой системы контроля за качеством знаний и их преподавания в этих школах в это время не было. С укреплением государственной власти школы были взяты под контроль, для этого были созданы органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования  в России существовала до 1992 года.

Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Задачи РФ в области образования:

1) разграничить компетенции  в области образования между  федеральными органами, органами  исполнительной власти и органами  местного самоуправления;

2) обеспечение и защита  конституционного права граждан  на образование;

3) создание правовых гарантий  для свободного функционирования  и развития системы образования  РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области образования, а также  правого регулирования их отношений  в данной области.2  

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В Росси сфера образования является ведущей и дает возможность творческого поиска для решения задач образования, воспитания и развития детей. Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно - русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Иллариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства -- грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское нашествие - достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается сре-ди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII -- середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные - цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие -- школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.

Информация о работе Управление системой образования на муниципальном уровне