Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:26, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Исследование муниципального уровня управления системой образования представляет интерес по нескольким причинам.
Во-первых, на уровне муниципального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях городского и сельского административного районного подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики.
Введение…………………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Характеристика системы управления образованием
1.1 Генезис системы образования в России…..….…………………………………….…5
1.2 Понятие и структура управления системой образования…….………………..….…10
1.3 Нормативно-правовая база управления системой образования…..………….…….16
Глава 2. Исследование системы образования на примере Павлово-Посадского района Московской области
2.1 Социально-экономическая характеристика Павлово-Посадского района……….....21
2.2 Анализ состояния и управления системой образования………………………..…26
2.3 Муниципальные программы развития системы образования в Павлово-Посадском районе........................................................................................................................30
Заключение…………………………….……….………………….………………………...35
Список использованной литературы……………..………
Очень важно, что система образования в Законе определена с точки зрения содержания деятельности, которая в этой системе осуществляется.
Для того чтобы система образования была способна реализовать поставленные перед ней цели, осуществляла необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо управлять.
Под управлением в образовании понимается воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами (Е.Е. Вершигора, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.); действия и операции, реализуемые в процессе последовательного выполнения стадий управленческого цикла (В.Г. Афанасьев, В.С. Лазарев и др.); целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для перевода его из одного состояния в другое (А.Я. Найн, В.С. Пикельная, П.И. Третьяков, Е.В. Яковлев и др.). Термин «управление» определяется М.М. Поташником как воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основе имеющейся для этого информации, улучшающее функционирование или развитие данного объекта Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991. С. 268.. В зарубежной литературе (М. Мескон, М. Альберт, Д. Хедоури и др.) управление рассматривается как процесс через реализацию функций планирования, организации, мотивации и контроля Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М., 1992. С. 304.. В работах В.П. Беспалько, В.И. Андреева, М.М. Поташника, Н.В. Кузьминой, А.М. Моисеева, В.И. Зверевой, Н.Ф. Талызиной, С.Е. Шишова, В.А. Кальней, П.И. Третьякова, А. Файоля и др. представлены категориальные и критериальные характеристики «управления» как системы: определение, функции, цели (задачи), уровни, типы и стратегии их развития.
Анализ понятия «управление» на основе выделения субстанциональных, процессуальных и целевых элементов позволяет сделать вывод о том, что при формально логическом определении понятия «управления» используются в качестве родового понятия «деятельность», «воздействие». При определении понятия «управление» с помощью описания, как правило, перечисляются управленческие функции, режимы, этапы и др. Несмотря на множественность определений, следует отметить, что преимущественно под управлением понимается воздействие на управляемую систему с целью достижения эффективного функционирования системы для перехода в качественно новое состояние, ориентируясь на достижение поставленных целей. Анализ содержания понятия «управление» дает возможность вычленить общие, присущие многим определениям характеристики:
- любое управление является
целенаправленной
- наличие управляющей и управляемой подсистем;
- необходимость развития системы.
В аспекте темы данного исследования целесообразно придерживаться определения управления как особого вида деятельности субъектов управления объектом управления по созданию необходимых благоприятных внешних и внутренних условий для такой деятельности, которая предполагает эффективное выполнение основных управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля. Расширение сферы действия механизмов синергетики, роли теории и практики самоорганизации, самоуправления в жизнедеятельности организационных систем, содержащих целеустремленные элементы, требует уточнения места и значения управления в достижении целей образования. Проведем анализ некоторых, наиболее часто встречающихся определений понятия «управление образованием»:
1) управление образованием
понимается как вид
2) управление образованием
есть целеустремленная
3) управление - это взаимосвязанная
совокупность циклически
Таким образом, в нашей работе будем понимать «управление системой образованием» как целенаправленную деятельность всех субъектов управления, обеспечивающую функционирование и развитие образовательной системы с ориентацией на конечный результат. Определение управления системой образования через управленческую деятельность опирается на исследования в теории управления, в которых определена взаимосвязь между этими понятиями как совокупность реализуемых управленческих функций, обеспечивающих управляющее воздействие на управляемый объект с целью изменения его параметров.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
Основные принципы
государственной политики и
1. Государственная политика
и правовое регулирование
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого
человека на образование, недопустимость
дискриминации в сфере
3) гуманистический характер
образования, приоритет жизни и
здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности,
воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности,
правовой культуры, бережного отношения
к природе и окружающей среде,
рационального
4) единство образовательного
пространства на территории
5) создание благоприятных
условий для интеграции
6) светский характер образования
в государственных, муниципальных
организациях, осуществляющих
7) свобода выбора получения
образования согласно
8) обеспечение права на
образование в течение всей
жизни в соответствии с
9) автономия образовательных
организаций, академические права
и свободы педагогических
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской
Федерации ежегодно в рамках
обеспечения проведения единой
государственной политики в
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1. Отношения в сфере
образования регулируются
2. Целями правового
3. Основными задачами
правового регулирования
1) обеспечение и защита
конституционного права
2) создание правовых, экономических
и финансовых условий для
3) создание правовых гарантий
для согласования интересов
4) определение правового
положения участников
5) создание условий для
получения образования в
6) разграничение полномочий
в сфере образования между
федеральными органами
4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
7. Действие законодательства
об образовании
8. Законодательство об
образовании в отношении
9. На граждан, проходящих
федеральную государственную
Глава 2. Исследование системы образования на примере Павлово-Посадского района Московской области
Павлово-Посадский муниципальный район расположен в 65 км. на восток от г. Москвы на реке Клязьме и речках Вохонка и Хотца. Город был образован в 1844 году, объединив по ходатайству крестьян территории 5 деревень.
Площадь территории Павлово-Посадского
муниципального района - 56269 га. На северо-востоке
район граничит с Владимирской областью,
на западе, юге и востоке к нему примыкают
Ногинский, Раменский, и Орехово-Зуевский
районы Московской области.
Информация о работе Управление системой образования на муниципальном уровне