Управление стимулированием и мотивацией труда персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы – исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса, адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
- изучить понятия мотивации и стимулирования персонала организации;
- рассмотреть основные теории трудовой мотивации, а также их преимущества и недостатки;
- выделить основные стратегии и методы мотивации персонала

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала; основные понятия и концепции мотивации труда
1.2 Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении
1.3 Мотивационные стратегии и методы
2. Управление стимулированием и мотивацией труда персонала
2.1 Отличительные особенности систем мотивации персонала в организациях России от организаций других стран
2.2 Стимулирование и мотивация персонала к труду в современных организациях
2.3 Анализ основных факторов мотивации труда персонала
3. Совершенствование системы мотивации персонала
3.1 Зарубежный опыт в стимулировании и мотивации персонала
3.2 Мотивация как способ реализации стратегии компании
3.3 Разработка рекомендаций по стимулированию и мотивации труда
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.10 Кб (Скачать файл)

После сбора всех сведений был подготовлен и издан приказ генерального директора, в котором  были закреплены все обязательства  работодателя, и возложена ответственность  за их выполнение на конкретных руководителей [12, C. 35].

Опыт использования системы  «Кафетерий» в ООО «Ямбурггаздобыча» позволяет говорить о наличии следующих очевидных преимуществ данного подхода:

-  возможность индивидуализировать мотивационное воздействие на работников (пожалуй, самое главное преимущество, которое позволяет добиться высокой эффективности мотивации работников);

-  повышение активности и самостоятельности самих работников через делегирование полномочий по конструированию собственного компенсационного пакета;

-  относительно невысокие затраты на реализацию (дополнительных расходов фактически не возникает за счет перераспределения отдельных льгот и компенсаций.

В итоге предпринятые меры позволили успешно внести все необходимые данные для формирования бухгалтерской и финансовой отчетности в систему SAP R/3 в установленные сроки, завершить проект (а, следовательно, достичь основной цели); кроме этого, они позитивно повлияли на удовлетворенность работников трудом в Обществе. Учитывая изложенное, можно считать опыт использования системы «Кафетерий» в ООО «Ямбурггаз-добыча» успешным.

Таким образом, рассмотрев зарубежный опыт в стимулировании и мотивации  персонала и особенности российской системы мотиваций, перейдем к разработке основных рекомендаций по этой теме, изложенных в следующей главе. 

 

3.3 Разработка  рекомендаций по стимулированию  и мотивации труда

Анализ эффективности  влияния той или иной модели на поведение человека в процессе трудовой деятельности показывает, что эффективность  труда во многих случаях зависит  не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики [17, C. 230]. Таким образом, можно  составить определенный перечень основных требований, практическая реализация которого позволяет наряду с мотивационными факторами максимально заинтересовать работника в высокопроизводительном труде. Ниже приводится список таких  требований, которых должен придерживаться каждый руководитель:

1.  Увязывать вознаграждение непосредственно с той деятельностью, которая приводит к увеличению производительности и эффективности работы предприятия в целом.

2.  Выражать публичное и ощутимое признание тем людям, чьи усилия и полученные результаты превосходят средние показатели для работников данной категории.

3.  Всеми силами реализовывать принцип, по которому каждый работник должен явным образом получать свою долю от увеличения производительности труда организации в целом.

4.  Поощрять работников участвовать вместе с руководителями в разработке целей и показателей, по которым можно достоверно оценить результаты деятельности сотрудников.

5.  Обращать особое внимание на те трудности, с которыми сталкивается руководитель среднего звена при проведении программы перестройки и совершенствовании должностных обязанностей и рабочих мест.

6.  Не допускать возникновения и развития ситуаций, при которых интересы сотрудников могут приходить в противоречие с целями повышения благосостояния фирмы (например, не следует вводить новую технологию, которая уменьшает безопасность труда или заставляет работать сверхурочно).

7.  Не пытаться повысить стандарты качества до той поры, пока вы не будете в состоянии полностью оплатить все связанные с этим издержки (то есть. отказаться от выпуска товаров, не удовлетворяющих новым стандартам, платить больше за высококачественные компоненты, перевести на другую работу или уволить людей, не способных выполнять работу качественно).

8.  Не создавать значительного разрыва между декларациями руководства и фактической системой вознаграждения.

9.  Не стараться представить дело так, что программы повышения производительности труда фактически направлены на повышение удовлетворенности работой и ее значимости.

10.  Не поддерживать создание каких-то специальных привилегий для руководства, которые расширяют разрыв между ним и теми, кто действительно выполняет работу [18, C. 105].

Если руководители будут  придерживаться таких предписаний, то это не только повысит действенность  мотивационных факторов, но и значительно  сократит конфликт интересов, которые  находят место в любой мотивационной  модели управления. Отсюда можно сделать  вывод, что в любой структуре  управления объективно существуют различные  интересы предприятия и его работников, но не все интересы различны и противоположны. В большинстве случаев, как правило, удается найти пути к соглашению.

На сегодняшний день эффективные  стратегии развития мотивации и  стимулирования на практике являются одними из самых востребованных, но одновременно одними из трудно разрабатываемых. Главные причины этого заключаются в следующем:

-  практическое отсутствие на предприятиях специалистов, владеющих оценочными методиками, которые позволяют периодически получать (в режиме мониторинга) информацию в области мотивации и стимулирования персонала.

-  нехватка специалистов, имеющих опыт разработки подобных стратегий. Если обращаться за помощью из вне, то далеко не каждая консалтинговая компания в настоящее время имеет консультантов, компетентных в данной области.

-  крайне малое количество оценочных методик открытого характера, позволяющих получать необходимую информацию в области мотивации и стимулирования персонала [19, C. 227].

Все эти и некоторые  другие причины формируют любительский подход, который, как показывает практика и время, позволяет определять такие  стратегии, которые во многом оказываются  теоретическими, нереальными и, следовательно, остаются только на бумаге.

Одним из целесообразных предложений  по совершенствованию систем мотивации  является создание путем организационных  изменений на предприятиях, организациях и учреждениях специальных отделов (групп) мотивации персонала. Разумеется, что такие отделы – не новшество, и они уже успешно функционируют  на ряде российских предприятий. Однако, процент таких предприятий совсем не велик. Следовательно, необходимо как  можно сильнее и быстрее распространить процесс внедрения таких отделов  мотивации.

Функции отделов или групп  мотивации персонала должны состоят  из следующего рода деятельности:

-  систематическое изучение мотивации работников различных подразделений предприятия;

-  оценка эффективности используемых на предприятии систем и методов стимулирования труда;

-  разработка предложений по совершенствованию системы стимулирования применительно к различным категориям работников предприятия;

-  определение и внедрение новых методов стимулирования труд;.

-  обоснование новых систем оплаты труда применительно к разным категориям работников предприятия;

-  формирование статистической базы данных по уровню мотивированности персонала и оценкам системы стимулирования с последующим использованием информации для разработки стратегии по развитию мотивации и системы стимулирования персонала;

-  изучение опыта отечественных и зарубежных предприятий по оценке мотивации и применению различных методов стимулирования [20, C. 18].

Таким образом, разрабатывая, регулируя и контролируя всю  мотивационную систему организации отделы мотивации персонала существенным образом повысят эффективность действия такой системы.

Так как механизм стимулирования призван обеспечить интеграцию интересов  руководителей предприятий и  его работников путем разработки разнообразных форм материального, морального и социального вознаграждения, особое место в этих системах должны занять социально-психологические  методы мотивации и разрабатываемые  для этих целей социально-психологические  и организационные программы.

К сожалению, на сегодняшний  день большинство российских руководителей  компаний видят мотивирующую силу труда  преимущественно в материальном вознаграждении: они рассматривают  материальное поощрение как стимул к работе, не уделяя должного внимания моментам «активизации» другого  порядка, к которым относятся  и воздействие на людей существующей в компании системы иерархии и  коммуникаций, и процессы принятия решений, и внутрифирменный характер взаимоотношений членов коллектива.

Следует отметить, что в  современных организациях 75-80% сотрудников  имеют сугубо материальные ориентиры, определяющие результативность их работы; в то время как наличие ценностных ориентиров характерно для меньшей  части людей [21, C. 33]. И было бы большой  ошибкой забывать о таких сотрудниках.

В заключение, необходимо привести ряд элементарных правил и рекомендаций для руководителей, в ходе соблюдения которых процесс мотивации персонала  организации к труду облегчится, тем самым, обеспечивая хороший  микроклимат в коллективе, взаимопонимание  руководителя и сотрудников, а также  эффективную и продуктивную деятельность организации:

-  в компании подбор сотрудников должен осуществляться в соответствии с четкими требованиями и критериями к соискателям;

-  в системе управления должны присутствовать четкие установки по процессу выполнения работы и её оценке;

-  в компании нельзя искусственно создавать «образ команды» и поддерживать его;

-  в компании должны присутствовать распределение обязанностей между отделами и структура управления с полномочиями и функциями не должна быть размытой;

-  руководитель не должен бросать свои идеи и реализовывать их до конца;

-  в компании должна существовать система санкций за нарушения дисциплины

-  в компании должна существовать продуманная эффективная система мотивационных мероприятий, удовлетворяющая всех сотрудников организации.

Таким образом, соблюдая эти  нехитрые рекомендации, руководитель сможет выстроить правильную систему  трудовых мотиваций и стимулов, наладить доверительные отношения с коллективом, добиться полной отдачи от сотрудников  и, в результате, получить продуктивное и эффективное исполнение должностных  обязанностей работников, что незамедлительно в конечном счете приведет к успеху, развитию и процветанию организации, предприятия или учреждения.

Разумеется, предложенные рекомендации не являются стандартными и оптимальными для всех предприятий и учреждений.

Каждый руководитель, основываясь  на специфике деятельности своей  деятельности, личностно-психологических  характеристик сотрудников должен самостоятельно разработать и внедрить специальную индивидуальную систему  мотиваций и стимулов, либо передать эти функции отделу мотивации  персонала, если таковой имеется.

 

Заключение

Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника  к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих  подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы, поручаемой подчиненным, изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей, тем самым, мотивируя, либо демотивируя их [22, C. 18].

В общем случае мотивация  – понятие, используемое для объяснения последовательности поведенческих  действий, направленных на конкретную цель, которая может меняться в  зависимости от различных обстоятельств, ситуаций. В понятие «мотивация»  входят моменты активизации, управления и реализации целенаправленного  поведения человека. С помощью  мотивации можно ответить на вопрос: почему так, а не иначе поступает  данный человек.

В ходе написания курсовой работы все задачи были выполнены.

В частности, были рассмотрены  теоретико-методологические основы исследования мотивации персонала, изучено управление стимулированием и мотивацией труда  персонала, а также предложен  ряд рекомендаций по совершенствованию  системы мотивации персонала.

При проведении исследования гипотезы отчасти подтвердились.

Тем самым были достигнуты цели курсовой рабой и социологического исследования.

Разработанные в курсовой работе рекомендации предназначены, прежде всего, для использования в организациях в целях повышения эффективности  проведения мотивационных и стимулирующих  мероприятий.

Разумеется, что предложенные рекомендации не являются идеальной  моделью внедрения мотивационной  системы. Очевидно, что данная проблема ещё требует дальнейшего глубокого  изучения.

Перспективы дальнейшей работы над темой лежат в области  поиска наиболее совершенных моделей  трудовой мотивации и стимулирования персонала, а также выявления  путей создания наиболее комфортных условий труда, как для сотрудников  организации, так и для её руководителей, основанных на взаимном доверии и  уважении.

Информация о работе Управление стимулированием и мотивацией труда персонала