Управление в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, условиях.
Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.МАЛЫЙ БИЗНЕС И РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ЕГО РАЗВИТИИ………..6
1.1.Понятие и сущность малого бизнеса………………………………………...6
1.2.Особенности менеджмента в малом бизнесе………………………………..9
1.3.Поддержка малого бизнеса………………………………………………….14
2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ФИТНЕС-КЛУБАХ………………………………………………………….………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Управление в малом бизнесе.docx

— 55.40 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет  им. Н.Ф.Катанова»

Институт экономики и  управления

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Менеджмент

на тему: Управление в малом бизнесе

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Гр. Мб-31

Чебочакова А. О.

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Тараканова Н. Л.

 

 

 

 

Абакан, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1.МАЛЫЙ БИЗНЕС И РОЛЬ  МЕНЕДЖМЕНТА В ЕГО РАЗВИТИИ………..6

1.1.Понятие и сущность  малого бизнеса………………………………………...6

1.2.Особенности менеджмента  в малом бизнесе………………………………..9

1.3.Поддержка малого бизнеса………………………………………………….14

2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ФИТНЕС-КЛУБАХ………………………………………………………….………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..25

 

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, условиях.

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии. В  ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу, является:

- численность персонала;

-  размер уставного  капитала;

- объем оборота (прибыли,  дохода);

- величина активов.

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии  критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами, представляющими малый бизнес, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве –  100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в научно технической  сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле  – 50 человек;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

- в сельском хозяйстве  – 60 человек;

- в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек. 

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»1 установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.  

В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Объектом  курсовой работы является малый бизнес. Предмет – роль менеджмента в  малом бизнесе.

Цель  работы – определить особенности менеджмента в малом бизнесе.

Выделим основные задачи:

- определить, что из себя  представляет малый бизнес;

- раскрыть особенности  менеджмента в малом бизнесе;

- рассмотреть на примере  конкретной организации какую  роль играет менеджмент в малом  бизнесе.

В первой главе рассматривается  понятие и сущность малого бизнеса, его критерии, государственная поддержка, роль в рыночной экономике. Так же раскрываются особенности менеджмента  в малом бизнесе, например, как  влияет размер предприятия на его  деятельность; какое место занимает личность менеджера в управлении организацией.

Во  второй главе рассмотрим как реализовать принципы менеджмента качества в фитнес-клубах.

 

1.МАЛЫЙ БИЗНЕС И РОЛЬ  МЕНЕДЖМЕНТА В ЕГО РАЗВИТИИ.

1.1.Понятие и сущность малого бизнеса

Существует  немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если  рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает  целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.

Рассмотрим  критерии малого бизнеса.

По  данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

- численность персонала  предприятия (определяется в соответствии  со среднесписочной численностью  постоянных сотрудников, а также  работающих по совместительству);

- размер уставного капитала  предприятия;

- финансовые показатели  предприятия (объём чистой прибыли,  совокупного дохода, оборачиваемости  активов);

- вид деятельности.

Прежде  всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной  федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ2, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет. Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в посткризисный период является увеличение числа предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса и расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. При этом в рамках поддержки малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты – центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний. Об этом говорилось в основных направлениях антикризисных действий Правительства РФ еще в 2010 году.

Малый бизнес будет активно  привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в  том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Будет продолжено совершенствование  системы контроля и надзора  за деятельностью малого и  среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса.  

Будет проработан вопрос о  радикальном упрощении процедуры  получении лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок  начала собственного дела.

Также будет продолжено осуществление  финансовой поддержки государством  начала собственного бизнеса  в рамках региональных программ  содействия занятости.

Определим роль малого бизнеса  в рыночной экономике.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства  государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

1.2.Особенности менеджмента в малом бизнесе

Российский  малый бизнес многообразен. Он различается  по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени  влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует  отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации  управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности работников на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.

В этой связи можно выделить три  уровня управления:

- неорганизованное управление;

- организованное управление;

- научно обоснованное  организованное управление.

Первый низкий уровень  технологии управления соответствует  малым предприятиям с численностью работающих до 15 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а самоуправление ведется на элементарном уровне и включает только ведение бухгалтерского учета, контроль над рентабельностью хозяйственной деятельности и руководство работой.

Второй средний уровень  технологии управления соответствует  предприятиям с численностью работающих от 16 до 100 человек. В них уже чаще имеется специальное управленческое подразделение способное, более или менее, организованно управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.

Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. На таких предприятиях уже имеются хорошо организованные управленческие подразделения. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.

К сожалению, тип управления с низким уровнем технологии управления на российских малых предприятиях, часто переносится и на малые  предприятия второго и даже третьего типа по вышеуказанной классификации  и ведется, прежде всего, от желания владельцев (учредителей) сэкономить на управленческом персонале, и все управление берет на себя сам собственник, либо в некоторых случаях приглашенный или назначенный директор и приглашенный бухгалтер. Естественно минимальный управленческий персонал не в состоянии взваливать на себя все, даже некоторые наиболее актуальные, с точки зрения необходимости их решения, задачи менеджмента. В лучшем случае результат неэффективного управления – недополучение возможной прибыли, упущенные выгоды.

Если  ситуацию идеализировать, то нетрудно увидеть, что в таком делении предприятий по уровню управления присутствует своя логика. Понятно, что в небольшом магазине, кафе, парикмахерской и т. д. нет необходимости иметь специалистов - менеджеров, да это и накладно. Обычно функции управления в маленьких предприятиях берет на себя его владелец или один единственный приглашенный специалист по управлению делами, то есть происходит своего рода совмещение должностей. Хотя, в то же время указанные размеры предприятия по численности работников не являются единственным критерием применения соответствующего уровня управления. Необходимость создания того или иного подразделения управления или привлечение специалиста менеджера может зависеть от целого ряда других факторов, характеризующих условия деятельности конкретного предприятия.

Информация о работе Управление в малом бизнесе