Управления коммуникациями в кризисных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие. Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и е сущностные характеристики. Развитие - это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ стр. 3



Глава I. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ стр. 8

1.1. Элементы коммуникаций и их виды стр. 8

1.2. Процесс коммуникации - понятие, основные элементы,
этапы, их характеристика стр. 11

1.3. Методы преодоления барьеров коммуникации в условиях
кризиса стр. 16



Глава II. УПРАВЛЕНИЕ И ВЫССТРАИВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ
С СОТРУДНИКАМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА стр. 20

2.1. Основные мероприятия по созданию системы коммуникаций
в условиях кризиса стр. 21

2.1.1. Факторы кризиса стр. 21

2.1.2. Принцип действия и ошибки реагирования стр. 21

2.1.3. Создание команды, анализ ситуации и тренинг
руководителей стр. 23

2.2. Другие мероприятия по совершенствованию управления
коммуникации в условиях кризиса стр. 24



ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 27



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ стр. 30

Файлы: 1 файл

2-я КР К.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)


САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ЭНГЕЛЬЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Коммуникационный менеджмент

 

НА ТЕМУ: УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ В

 

КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  ВЫПОЛНЛ

                                                                          Студент группыМенж41

Докушин Кирилл.

Зачётная книжка №

 

 

                                                                                                                      ПРОВЕРИЛ

 

 

Энгельс 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        стр.  3 

 

            

 

Глава I. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ                         стр. 8     

 

1.1. Элементы коммуникаций и их виды                                                стр.  8                             

 

1.2. Процесс коммуникации - понятие, основные элементы,

                  этапы, их характеристика                                                                стр. 11

 

1.3. Методы преодоления барьеров коммуникации в условиях

                 кризиса                                                                                               стр. 16

 

 

 

Глава II. УПРАВЛЕНИЕ И ВЫССТРАИВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ

               С СОТРУДНИКАМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА                           стр. 20

 

2.1. Основные мероприятия по созданию системы коммуникаций

       в  условиях кризиса                                                                          стр. 21

 

2.1.1. Факторы кризиса                                                                  стр. 21

 

                    2.1.2. Принцип действия и ошибки реагирования                      стр. 21

 

2.1.3. Создание команды, анализ ситуации и тренинг

                               руководителей                                                                    стр. 23

 

2.2. Другие мероприятия по совершенствованию управления

                  коммуникации в условиях кризиса                                               стр. 24

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  стр. 27                           

                                                            

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И 

ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                   стр. 30

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существование социально-экономических  систем представляет собой циклический  процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под  которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие. Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и е сущностные характеристики. Развитие - это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование электронной техники в комплексе со станками и роботами, все это является источником значительного роста производительности труда и качества изготавливаемых материальных благ. Однако, с другой стороны обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.                                                       Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризисы можно определить по факторам их проявления - наиболее значимым

 

показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса - это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.                                          Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Внутренние коммуникации играют особую роль в групповой динамике. Без коммуникаций нет общения, обмена информацией, а без этого не может быть и группы. Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны понимать основные концепции и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.                                                                   Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Руководителю приходится осмысливать большие объёмы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Поэтому в работе делается акцент на эффективность коммуникаций, то есть обмен информацией, которая оказывает непосредственное влияние на управление организацией. Эффективный менеджер - это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, то есть полезные для процесса управления.           По общему признанию, коммуникации  имеют огромное  значение  для успеха деятельности  предприятий   и   представляют   одну   из   сложных   проблем менеджмента. По существу это своего  рода  «кровеносная   система»   единого организма фирмы. Эффективно  работающими  руководителями  считают  тех,  кто эффективен  в  коммуникациях.   Менеджеры  должны  в  совершенстве  владеть искусством коммуникации, так  как,  образно  говоря,  они  выполняют 

 

работу «чужими руками».   Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных  компаниях и корпорациях. От эффективности  коммуникационных  связей  и  взаимодействий зависит будущее  не  только  предприятия,  как  хозяйствующего  субъекта  на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а  на  глобальном уровне и благополучие всей страны в целом. Опыт  как  Российских,   так   и   зарубежных   компаний   показывает,   что эффективность коммуникаций  зависит,  прежде  всего,  от   психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута  и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием  этого  - плохая  производительность  труда,  высокая  текучесть  кадров,   отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и тому подобное.  Все эти  факты  не  могут привести ни к чему другому, кроме затухания предприятия и,  в  конечном итоге, даже банкротству.   Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы  поощрения за  инициативу, труд и тому подобное, создаёт условия для свободного выражения своего мнения,  пусть даже не совпадающего с мнением руководства,  то  в этом  случае  персоналу легко работать на данном предприятии.  Люди  осознают  в этом  случае  свою значимость и стараются использовать весь  свой  потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники  уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на  собрании, внести  какие-то  идеи,  за  которые  они  будут  морально   и   материально вознаграждены.   Таким   предприятиям   легче   вынести   экономические    и политические кризисы в стране, т.  к.  в  сплоченном  коллективе  сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности.   Все это уже давно осознали зарубежные и многие  отечественные  менеджеры. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как  приобрести  навыки  и  умение управлять  коммуникативными  процессами?  -  вот  главные  вопросы,  которые беспокоят современных российских руководителей.   В  рамках  вышесказанного  актуальность   темы работы дополнительно  подчёркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей,  их  заинтересованностью  в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.                                                                                                Целью курсовой работы является изучение коммуникаций, и их использование в менеджменте, разработка эффективных коммуникаций в современных условиях.                                                                                                                    Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:           1. Изучение теоретических основ и современных тенденций понятий и сущности коммуникаций в организации;                                                                    2. Проанализировать возможные действия предприятия, исследовав систему коммуникаций предприятия и определить возможные мероприятий по совершенствованию коммуникаций на предприятии.                                              3. Доказать, что внутренние и внешние коммуникации необходимы для нормального развития и функционирования организации.                       Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с тремя разделами в первой главе, двумя разделами во второй главе, заключения и списка использованных источников и литературы.                                                 В первой главе работы рассматривается теоретический материал:

- элементы коммуникаций и их виды;                                                                             

- процесс коммуникации - понятие, основные элементы, этапы, их характеристика;                                                               

- методы преодоления барьеров коммуникации в условиях                кризиса.                                                                                                                                          

Во второй главе раскрывались следующие  вопросы:

- основные мероприятия  по созданию системы коммуникаций  в условиях кризиса;                                                                           

- факторы кризиса;                                                                 

          - принцип действия и ошибки  реагирования;                                        

          - создание команды, анализ ситуации и тренинг руководителей;                                                                   

 

 

- другие мероприятия по совершенствованию управления коммуникации в условиях кризиса                                           

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается  в том, что научные положения  и выводы, относящиеся к управлению внутренних и внешних коммуникаций можно применить для любой другой организации или предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

1.1. Элементы коммуникаций и их виды

                            

Термин “коммуникация” происходит от латинского слова «communicatio», означающего связь, сообщение. В широком смысле слова коммуникация может иметь два значения: процесс социального взаимодействия и обмен информацией. Такое понимание коммуникации позволяет считать её одним из видов всеобщей связи. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия состоит не столько в возможности передачи информации, сколько в обмене ею. Важно подчеркнуть, что социальное взаимодействие в принципе невозможно без этого непрерывного обмена, так как информация непрерывно циркулирует в обществе и активно участвует в формировании общественного сознания. Следовательно, коммуникация отвечает за нормальное функционирование всей общественной системы.

В теории управления коммуникация рассматривается, прежде всего, как  предпосылка принятия решений и  как способ существования и функционирования социальных систем, потому, что именно она обеспечивает связь между людьми, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Она рассматривается как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников (социальных групп), как элемент процессов передачи информации, системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие её содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации. [3, с. 42-44]

Немецкий социолог Н. Луман (1927-1998) в теории социальных систем обратил внимание на то, что общество выступает в качестве системы  смысловой коммуникации, в которой условием воспроизводства коммуникации является сама коммуникация. Условием же отдельного события коммуникации считается синтез таких аспектов, как информация, сообщение и понимание. То есть информация выступает лишь аспектом коммуникации, завершение процесса которой наступает только вместе с пониманием. Понимание у                           Н. Лумана - это конечный итог коммуникации, выражающийся в адекватном знании - устойчивой и воспроизводимой согласованности познающего и познаваемого.

Социологическими исследованиями установлено, что в среднем 70-90 % всего своего времени руководители затрачивают на коммуникации, на межличностные контакты. В ходе передачи информации по коммуникационным каналам происходит обмен идеями, знаниями, опытом в устном или письменном виде не только между сотрудниками организации, но и внешним окружением. В процессе коммуникации руководители получают информацию, необходимую для принятия решений и доведения их до сотрудников. Поэтому коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.

В настоящее время в России в условиях совершенствования рыночной экономики и большей прозрачности процесса принятия управленческих решений коммуникация приобретает всё большее значение для развития организации. Организации начинают принимать меры по совершенствованию практики коммуникации, созданию условий для делового общения. В рамках социального менеджмента в последние годы были разработаны социальные технологии по согласованию целей, совместному принятию решений и так далее, с помощью которых группа совместно работающих людей преобразуется в коммуникативную. [2, с. 26 - 27]

Информация о работе Управления коммуникациями в кризисных условиях