Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа
Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие. Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и е сущностные характеристики. Развитие - это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
Глава I. КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ стр. 8
1.1. Элементы коммуникаций и их виды стр. 8
1.2. Процесс коммуникации - понятие, основные элементы,
этапы, их характеристика стр. 11
1.3. Методы преодоления барьеров коммуникации в условиях
кризиса стр. 16
Глава II. УПРАВЛЕНИЕ И ВЫССТРАИВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ
С СОТРУДНИКАМИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА стр. 20
2.1. Основные мероприятия по созданию системы коммуникаций
в условиях кризиса стр. 21
2.1.1. Факторы кризиса стр. 21
2.1.2. Принцип действия и ошибки реагирования стр. 21
2.1.3. Создание команды, анализ ситуации и тренинг
руководителей стр. 23
2.2. Другие мероприятия по совершенствованию управления
коммуникации в условиях кризиса стр. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ стр. 30
Коммуникации в организации представляют собой сложную многоуровневую систему связей, которые охватывают как саму организацию, представляя собой внутреннюю коммуникацию между её подразделениями, так и её внешнее окружение - внешнюю коммуникацию (с конкурентами, клиентами, кредиторами, общественностью и так далее). Чаще всего у организации затруднены коммуникации с внешней средой, поэтому в
последние годы приобретает особое значение деятельность специальных отделов по связи с общественностью («паблик рилейшнз»). [11, с. 48]
Внутренняя коммуникация существует в виде обмена информацией между сотрудниками и подразделениями. Она, в свою очередь, делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная коммуникация идёт как по нисходящей (сверху сообщается подчинённым о стратегических и тактических целях, задачах), так и по восходящей (информация передаётся в обратном направлении, с помощью неё сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению). Социологические исследования свидетельствуют, что две трети коммуникативной деятельности руководителя составляет нисходящая коммуникация, ориентированная на сообщение подчинённым цели и задачи их деятельности, выделение её приоритетов; на передачу им распоряжений, установок, требований; доведение до них критериев эффективности работы и её оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективного труда и тому подобное.
Горизонтальная коммуникация в отличие от вертикальной устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. Как показывает практика, чем больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления, тем выше эффективность горизонтальной коммуникации.
Есть и другие классификации коммуникации. Выделяют формальные и неформальные коммуникации. Формальные коммуникации представляют собой
однонаправленный акт передачи информации по иерархической вертикали формальной структуры.
Неформальные коммуникации в отличие от формальных возникают спонтанно; они основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях.
На основании соответствия конкретной сфере человеческой деятельности различают также коммуникативные сферы, под которыми понимаются
социально обусловленные области коммуникативного поведения. Они различаются информационным полем дискурса и функциональной направленностью. Обычно выделяют следующие сферы: обиходно-бытовая, деловая, научная, художественно-творческая, профессиональная. [8, с. 51 - 52]
1.2. Процесс коммуникации - понятие, основные элементы,
этапы, их характеристика
Коммуникационный процесс - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс - это взаимодействие совокупности элементов.
Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её;
2. Сообщение - непосредственно информация;
3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты,
электронная почта, компьютерные сети);
4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы:
- зарождение идеи или отбор информации;
- выбор канала передачи информации;
- передача сообщения;
- интерпретация сообщения.
Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с
менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор - отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении качества торговли - сообщение; совещание - это канал информации; получатели - менеджеры магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания дают обратную связь генеральному директору.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо
учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
В целом коммуникации можно разделить на две большие группы – формальные и неформальные. Формальные – это предписанные коммуникации, которые должны иметь место в процессе управления. Их специально проектируют, описывают, анализируют, совершенствуют. Это основные коммуникации в менеджменте. В них входит обмен информацией организации со средой, а также внутренние коммуникации, протекающие по восходящему и нисходящему направлению, по вертикали, горизонтали и диагонали управления. Содержание горизонтальных и диагональных сообщений имеет в основном координационный характер, а вертикальных – преимущественно приказной.
Все коммуникации являются либо межличностными (между людьми), либо организационными (между уровнями и структурными подразделениями внутри
предприятия, фирмы, между самой компанией и организациями в ее внешнем окружении). Организационные коммуникации также осуществляются людьми, но их необходимость и содержание диктуются потребностями организаций и их подразделений в обмене информацией с другими организациями и подразделениями.
Удельный вес неформальных коммуникаций значительно ниже по сравнению с формальными, их специально не предусматривают при разработке процессов управления, зачастую они возникают спонтанно и, как правило, не обсуждаются, хотя о факте их существования знает каждый работник организации.
В американском менеджменте считается, что эффективный руководитель должен знать каналы неформальных коммуникаций в своей компании, скорость прохождения по ним информации и уметь использовать эти каналы в определённых ситуациях. Например, когда нужно провести преобразования, и руководителю важно знать, как на них могут отреагировать сотрудники, использование намеренной утечки информации и знание реакции на грядущие изменения работников позволит предотвратить принятие неправильных решений. Или когда нужно быстро получить информацию о настроении (намерениях, возможных действиях и прочем) определённых групп работников можно умело воспользоваться каналами слухов. Но руководитель должен быть очень искусным в вопросах неформальных коммуникаций, так как граница между этичным и неэтичным поведением очень тонкая, а её нарушение может стать фатальным для авторитета руководителя и общей психологической обстановки в организации.
Как уже было отмечено, все коммуникации происходят с участием человека. Умение говорить, слушать, писать и читать является важнейшим качеством менеджера, отражающим его способности к коммуникации. Процесс управления, эффективность совместного труда во многом зависят от того, как менеджер может принять и интерпретировать поступающие к нему данные, и отправить необходимую информацию всем, кто с ним связан общей
деятельностью. В целом эти требования сводятся к тому, что менеджер должен уметь строить эффективные процессы коммуникаций в организации [1(ЖС), с.127-134].
Коммуникации по своей природе - это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации - добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют элементы, без которых коммуникационный процесс не может происходить [5, с.124].
По крайней мере, для коммуникации необходимы два лица - отправитель и получатель.
Отправитель - это любой индивид (сотрудник), имеющий определённые идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.
Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
Кодирование - перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и тому подобное). Основной формой кодирования выступает язык коммуникаций.
Сообщение - информация, которую отправитель передает желаемому получателю, формируется в результате кодирования. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
Каналы, по которым передаётся сообщение в организации, различны. Информация может передаваться путём личного общения, телефонных переговоров, групповых встреч, передачи сообщений по факсу, докладных и служебных записок, документов, графиками производства и отгрузки продукции и так далее.
Получатель - индивид, воспринимающий сообщение отправителя.
Декодирование - процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Коммуникация успешна, когда получатель получил и понял отправленное
сообщение. Чем ближе декодированное сообщение к намерению, выраженному отправителем, тем более эффективна коммуникация.
Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение.
Результаты декодирования
Обратная связь - присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю - кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и так далее даёт возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.
Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю, роли сторон изменяются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.
Эффективность видов коммуникаций различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90 %, вертикальных - 20-25 %, (т. е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так
и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что
ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого
руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а
управляющий цехом - около 40%. Коммуникации снизу вверх
ещё более неэффективны, так как до начальства доходит не
более 10 % информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения.
1.3. Методы преодоления барьеров коммуникации в условиях
кризиса
Кризисная ситуация, в которой может находиться предприятие, резко повышает уровень неопределённости, тревожности (что само по себе становится катализатором возникновения психологических барьеров), люди становятся чувствительнее к количеству и качеству получаемой информации, проявлению эмоционального соучастия.
Поэтому в условиях кризисной
или посткризисной ситуации особенно
важны следующие действия:
1. Информационная поддержка принимаемых управленческих решений. Согласно
теории эмоций П. В. Симонова, в условиях
дефицита информации появляются сильные
отрицательные чувства, порождающие негативные
слухи, барьеры при восприятии поступающих
сообщений.
Основной смысл информационной
теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической
теории эмоций П. К. Анохина в том, что необходимо
знать не только достижимость или не достижимость
результата, но ещё и его вероятность.
В кризисных ситуациях система оповещения
работников предприятия требует определённой
трансформации, руководству предприятия
нужно помнить о том, что информация должна
быть простой и доступной для понимания
сотрудниками, важно, чтобы её объём был
оптимальным для ответа на запрос, следует
избегать двусмысленности и непонятных
намёков.
Информация о работе Управления коммуникациями в кризисных условиях