Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:22, курсовая работа
Актуальность темы. Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования общения в организации 5
1.1 Понятие, сущность и функции общения 5
1.2 Виды и формы общения 8
Глава 2. Особенности делового общения в организации 12
2.1 Понятие и структура делового общения 12
2.2 Классификация делового общения и формы делового общения 15
2.3 Практические рекомендации по эффективному деловому общению в организации 23
Заключение 29
Список источников и литературы 31
– светское общение, при котором люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера такого рода коммуникаций. 8
Содержание общения может быть различным:
– передача информации от партнера к партнеру;
– восприятие партнерами друг друга;
– взаимная оценка;
– взаимное влияние партнеров;
– взаимодействие;
– управление групповой
деятельностью и групповым
Таким образом, подводя итоги данной главы, необходимо выделить, что феномен общения сложен и разнообразен в своих проявлениях и функциях. Чаще всего выделяют три стороны общения: информационную (или коммуникативную), взаимодействия (или интерактивную), понимания (или перцептивную). Общение имеет огромное значение как в жизни отдельного человека, так и общества в целом. Эффективность использования определенных видов и форм общения зависит от их соответствия содержанию тех сфер человеческой жизни и деятельности, в которых они применяются. Гуманистическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создает условия для их взаимного развития. Общение между людьми осуществляется с помощью вербальныых и невербальных средств.
Общение – искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.
По характеру и содержанию общение бывает деловое (формальное) и неформальное (светское, обыденное, бытовое).
Деловое общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата в ходе профессиональной деятельности. 10
Особенностью делового общения является то, что оно не служит самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
Деловое
взаимодействие организуется на основе
принятых правил и норм, которые
устанавливаются
Деловое
общение можно условно
К формам непосредственного (прямого) общения относятся: переговоры, беседы, деловая переписка, презентации и т. д. Формами опосредованного (косвенного) общения являются реклама, наглядная информация или, например, меню в ресторане, несущее основную информационную нагрузку.
В рамках системного подхода деловое общение можно рассмотреть как модель, представленную на рисунке 1, в которой участвуют два деловых партнера.
Системный подход к анализу делового общения предполагает рассмотрение делового общения как целостной развивающейся системы, элементы которой определенным образом упорядочены.
П1, П2 – деловые партнеры; Е- социальная среда делового общения, включающая в себя объективные факторы; А- предмет делового общения; В- психические процессы межличностного общения деловых партнеров; Р1,Р2- личностное психологическое пространство деловых партнеров.
Рисунок 1- Системная модель делового общения с участием двух деловых партнеров
Взаимосвязь и взаимодействие этих основных структурных блоков обеспечивает целостность системы делового общения, ее относительную самодостаточность. 11
Деловое общение предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон:
а) коммуникативная сторона общения- обмен информацией;
б) интерактивная сторона - обмен действиями;
в) перцептивная сторона общения- обмен на уровне чувств.
Эти три составляющие лежат в основе структуры делового общения, представленную на рисунке 2. Такое разделение не только теоретико- познавательное значение, но и практический смысл. Нельзя преувеличивать или недооценивать значимость какой-либо из этих сторон.
Рисунок 2 - Структура делового общения
Во время коммуникативного общения люди не просто обмениваются информацией, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. 12
Интерактивная сторона делового общения заключается в организации взаимодействия между людьми, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Описывая действие, мы часто используем термины действий. Например, "он нанес мне удар" или "он подстроился под меня". Также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Ведь одна и та же ситуация может быть по-разному "прочтена" партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными. 13
Перцептивная сторона делового общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, культуре.
Все три
стороны общения тесно
Деловое общение можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего деловое общение подразделяется на вербальное и невербальное. Вербальное деловое общение использует в качестве средства человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Из рисунка 3 следует, что можно выделить пять элементов вербального общения, которые отвечают на соответствующий вопрос.14 Коммуникатор во время коммуникативного процесса может занимать следующие позиции:
открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Рисунок 3 - Модель вербального коммуникативного процесса
Можно выделить 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Высказывание принадлежит к классу сообщения, если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Побуждение- это вид речевого акта, когда говорящий ожидает реакцию на реплику.
Когда высказывание направлено на то, чтобы получить ответ, оно относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы, когда спрашивающий сам не знает правильного ответа, и так называемые "учительские" вопросы. 15
Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу, активизировать слушателя. 16
Вербальное деловое общение в свою очередь делиться на устную и письменную речь. Наглядная классификация представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Виды делового общения
Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические17. К монологическим видам относятся:
приветственная речь;
торговая речь (реклама);
информационная речь;
доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
деловая
беседа - продолжительный обмен
переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу;
интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
дискуссия;
совещание (собрание);
пресс-конференция;
контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог;
телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения - это всевозможные служебные документы: справка, запрос, деловое письмо, протокол, отчет, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. 18
Не менее важным средством передачи информации является невербальное общение. Установлено, что от 60 до 80% коммуникации человек получает за счёт невербальных средств общения.
Невербальное общение не так сильно структурировано, как вербальное, но можно укрупнено выделить четыре группы средств:
а) экстра-
и паралингвистические –
б) кинестетические средства- это то, что человек "прочитывает" на расстоянии:
жесты- это движение рук или кистей рук;
мимика- это движение мышц лица;
пантомимика- совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).
Такая знаковая система отображает эмоциональные реакции человека и придаёт общению определенные нюансы.
в) такестические прикосновения в процессе общения проявляются при помощи рукопожатия, похлопывания.
г) проксемика включает расположение людей в пространстве при общении – это расстояние до собеседника, персональное пространство и т. п.
Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника. 19
Помимо
приведенной классификации
материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
когнитивное - обмен знаниями;
мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Деловое общение разнообразно не только по видам но и по формам. Форма делового общения характеризует способ реализации коммуникативного процесса делового общения.
Наиболее распространенная и общепринятая форма делового общения в современной деловой практике- деловая беседа. Деловая беседа- это передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Она является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал её. 20
Общепринятая структура деловой беседы, разработанная П. Мицичем, включает пять этапов:
1) начало беседы;
2) передача информации;
3) аргументирование;
4) подведение итогов;
5) принятие решений.
На каждом из этапов реализуются особые типы психологического влияния. Так в начале беседы основным типом психологического влияния служит побуждение, расположение, а на этапе аргументации- убеждение.
Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников.
Наряду с деловой беседой, которая относится к диалоговому общению, существуют различные формы группового обсуждения деловых вопросов. Наиболее распространенными формами являются совещания и собрания.
Определяющее
психологическое влияние в
Исходя из этико-организационных подходов выделяют следующие виды совещаний:
диктаторские. Руководитель сообщает присутствующим свое решение по определенным вопросам или знакомит с позицией или распоряжением вышестоящей организации. Дискуссии не проводятся. Участники только задают вопросы;
автократические совещания- разновидность диктаторского совещания. Руководитель задает поочередно вопросы участникам и выслушивает их ответы. Приглашенные не имеют права высказывать мнения относительно позиций других участников;
Информация о работе Виды и формы общения, понятие «делового общение