Виртуальные организации как новая организационная форма ведения бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы выясним, что же есть виртуальные организации, каковы условия их возникновения, а также особенности их функционирования в России.
Анализом этих проблем занимались такие исследователи, как Мильнер Б.З., Кравченко К.А., Катаев А.В., Манюшис А.Ю., Пономарев И.П., Санкова Л.В., на работы которых мы и будем опираться в нашей курсовой работе.
Цель нашей курсовой работы: выявить особенности функционирования успешных виртуальных организаций в России на примере виртуальных банков, кибермаркета «Юлмарт», интернет-аукциона «Молоток», а также понять, что мешает стать успешными другим организациям.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

По одному из ключевых системных критериев управления ресурсами виртуальные предприятия подразделяются на:

q децентрализованные (стратегические ресурсы максимально распределены в сети между партнерами);

q централизованные (стратегические ресурсы в основном сосредоточены в некотором узле сети).

Децентрализованное виртуальное предприятие, как правило, формируется вокруг сложного, уникального проекта, который ни один из партнеров не может выполнить в одиночку. В такой организации лидерство переменно и может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе. Подобная модель виртуального предприятия опирается на представление о горизонтальной организации7, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи).

Главная особенность горизонтальной организации заключается в постепенном сокращении числа задач, обусловленных внутренними факторами жизнедеятельности предприятия, и сдвиге к наиболее полному удовлетворению интересов заказчика. Такое виртуальное предприятие часто имеет структуру полного графа.

Напротив, централизованное виртуальное предприятие опирается на идею расширенной организации, где имеется один центральный узел (координатор) и периферические узлы, которым поручается выполнение ряда функций. Подобная структура может возникнуть как воплощение стратегии аутсорсинга – выделения предприятием второстепенных производственных функций и передачи их на подряд внешним организациям. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным. Здесь организационная структура определяется не в процессе взаимодействия, а скорее проектируется ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых (периферических) предприятий при сохранении ведущего. Типовой структурой централизованной ВК выступает «звезда».

Среди важнейших критериев интеграции виртуальных предприятий необходимо выделить объединение хозяйственной деятельности, отраслевую общность и юридическую самостоятельность. Опираясь на эти критерии, можно ввести основные типы виртуальных объединений: от наиболее «слабого» – виртуальной ассоциации до гипотетически самого «сильного» – виртуального треста.

В виртуальной ассоциации партнеры, находящиеся на удалении друг от друга, сотрудничают лишь при выполнении общих операций или функций. Здесь имеются две ключевые структурные характеристики: взаимозависимость между составляющими операциями и распределение ответственности между участниками.

Виртуальный консорциум близок по своим характеристикам к виртуальной ассоциации. Как правило, он создается в интересах реализации крупных программ или выполнения инновационных проектов. В рамках виртуального консорциума могут электронным способом объединяться предприятия разных стран, отраслей и форм собственности. При этом интеграция предполагает в первую очередь совместное выполнение функций и построение распределенной сети бизнес-процессов.

Виртуальный картель – это компьютерно интегрированная форма объединения юридически самостоятельных организаций одной отрасли, имеющих соглашения о ценах, объемах производства, рынках сбыта.

Виртуальный синдикат представляет собой разновидность виртуального картеля, в рамках которого помимо вышеуказанных соглашений существует единый орган сбыта продукции участников виртуального объединения. Цель вступления в виртуальный синдикат – получить выигрыш от централизации сбыта. Синдикаты обычно образуются в отраслях с массовой однородной продукцией.

В свою очередь виртуальный пул означает полученное электронным путем временное объединение разных компаний (возможно разных отраслей), где для вступающих в пул организаций устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, поступающей в единый фонд, распределяемый по установленной пропорции.

Виртуальный концерн предполагает электронное объединение компаний одной или нескольких отраслей на основе централизации научно-технических и производственных функций, сбыта, финансов, учета и пр. Участники делегируют концерну часть своих функций – тех, которые не могут выполнить сами, но остаются юридически самостоятельными.

Наконец, наиболее сильной формой компьютерной интеграции организаций оказывается виртуальный трест, когда все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются, а сами они теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Одной из комплексных форм виртуальных предприятий является виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ). Как и обычная ФПГ, она состоит из ряда неоднородных юридических лиц, удаленных друг от друга, которые полностью или частично объединяют ресурсы с применением Интернет-технологий на основе договора о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции. Как видно из самого названия, в состав виртуальной ФПГ входят разные промышленные, торговые и финансовые учреждения (банки, страховые компании и пр.). Следует отметить, что обычно срок функционирования такого метапредприятия не ограничен рамками выполнения тех или иных проектов.

Полный текст статьи см. Приложение № 2.

Вывод.

Таким образом, существует множество критериев классификации виртуальных организаций, по которым выделяются различные формы виртуальных организаций.

1.3.Новые возможности  и опасности, порождаемые виртуальными организациями

Появление виртуальных организаций связано с развитием современных технологий, в первую очередь Интернета. Однако существует еще целый ряд технологий, открывающих новые возможности бизнесу. Рассмотрим некоторые из них.

  Технологии коммуникаций

Сегодня в основе большинства виртуальных организаций лежит Интернет. Кроме того, Интернета используются и другие технологии, предназначенные для работы виртуальных организаций, к примеру, интранет. Коммуникативные технологии особенно важны для формирования сети, которая связывает различные узлы организаций, а также дает возможность координировать и контролировать работу из головного офиса и позволяет сотрудникам из удаленных офисов вносить вклад в продукты и услуги компании.

Технологии хранения информации

Технологии хранения информации представляют собой базы данных, архивы данных.. Виртуальным организациям даже в большей степени, чем традиционным, требуется сохранять данные для своей дальнейшей работы.

Технологии мониторинга и сканирования

Технологии мониторинга и сканирования предназначены для исследования среды, в которой функционирует организация, с целью сбора и оценки информации. В широком смысле к этому классу относятся технологии сбора данных, такие, как электронные точки продажи, которые собирают сведения об объемах продаж, средних расходах одного клиента.

Аналитические технологии

Аналитические технологии предназначены для анализа наборов данных и предоставления информации в структурированном виде. Они преобразуют необработанные данные (наборы чисел) в реальную информацию (факты, количественные данные. Такие технологии широко применяются в организациях с целью повышения эффективности работы.

Технологии моделирования

Технологии моделирования – это сложное программное обеспечение, позволяющее менеджерам создавать модели систем для их исследования и анализа, а также их модификации – для изучения альтернативных решений. Технологии моделирования помогают менеджерам виртуальных организаций моделировать различные бизнес-ситуации и рынки.

Технологии доставки услуг

Доставка услуг клиентам посредством технологических каналов выполняется гораздо быстрее, чем это было старыми способами. Возьмем, к примеру, банкоматы. Их появление в значительной степени заменило банковских служащих в качестве главной формы доставки услуг. Развитие Интернета позволило банкам предоставлять услуги еще более удаленно, онлайновая форма банковских услуг стала своевременной и важной частью электронной коммерции. Электронная коммерция – это тоже важная ииновация: например, бронирование билетов на самолет посредством программного обеспечения.

 Благодаря перечисленным выше технологиям, виртуальные организации открывают множество новых возможностей бизнесу, позволяют:

 

  • снизить издержки;
  • повысить гибкость;
  • предложить свой товар всему миру сразу;
  • выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с наименьшими затратами времени;
  • активизировать международное сотрудничество.

 

Более того:

 

  • повышается скорость обмена информацией, что позволяет людям работать в команде, даже если их разделяют тысячи километров;
  • потребитель становится доступным: товары и услуги продаются без участия торговых фирм, не видя покупателя и не тратя время на операции погрузки – разгрузки товара.

 

Также к достоинствам виртуальных организаций можно отнести то, что они становятся более конкурентоспособными:

 

  • увеличивается скорость выполнения рыночного заказа;
  • снижаются совокупные затраты;
  • появляется возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;
  • гибкая адаптация к изменениям окружающей среды;
  • снижаются барьеры выхода на новые рынки.

 

Однако риски и опасности, порождаемые виртуальными организациями, оказались весьма значительными. Виртуальные организации невозможно «потрогать руками», поэтому управление теми вещами, которые невозможно видеть, слышать и ощущать становится особенно сложным. Руководители виртуальных организаций сталкиваются с опасностью, связанной с неудачным освоением новых технологий, что может привести к краху всей виртуальной организации. При этом важно не забывать про наработанные ранее навыки ведения бизнеса, а также быстро улавливать особенности новой среды, уметь не просто использовать современные технологии, но и работать в виртуальном мире, где наиболее важны воображение и творческие способности.

В настоящее время существует еще одна опасность, связанная с тем, что многие виртуальные предприятия упускают фазу ликвидации. Таким образом, не дождавшись обращения клиентов по выполнению обязательств, виртуальное предприятие сразу же распадается и клиенты в итоге несут материальный ущерб. Подобное явление – следствие того, что на данный момент еще не создана соответствующая законодательная база, которая бы была способна регламентировать данный вид предпринимательской деятельности.

Основным законом, регулирующим правоотношения в области интеллектуальной собственности, является Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая «Интеллектуальные права и средства индивидуализации». Этот Закон регулирует одновременно институт авторских прав и смежных прав, систему коллективного управления авторскими и смежными правами, патентное право, обозначения, другие виды интеллектуальных прав, а также устанавливает средства защиты прав. Также существует федеральный закон «О защите интеллектуальной собственности». (Полный текст закона см. Приложение №1)

К сожалению, механизм контроля над деятельностью подобных предприятий также не создан, поэтому доверие к виртуальным предприятиям очень слабое.

Итак, наиболее существенными недостатками виртуальных организаций являются:

  • чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связанно с узкой специализацией членов сети;
  • практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
  • опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия (3).

Вывод.

Таким образом, говоря о виртуальных организациях, важно не забывать, что помимо новых возможностей, которые они открывают бизнесу, существуют некоторые недостатки и опасности, порождаемые данными организациями.

1.4. Успешность виртуальных организаций и ее критерии.

 

 

Любая организация, в том числе и виртуальная, стремиться быть успешной. Под  успешностью виртуальной организации понимается умение достигать успеха, а также реализовывать поставленные цели.  Рассмотрим основные критерии успешности виртуальных организаций.

  1. Объем продаж  – это количество проданного товара за определенный период  в денежном или физическом измерении.

 

  1. Доля на рынке – это удельный вес товара или компании в обороте рынка.

 

  1. Репутация организации  - это оценка деятельности организации с точки зрения ее деловых качеств.

 

  1. Качество  предоставляемых товаров и услуг – это  степень соответствия требованиям и ожиданиям клиентов.

 

  1. Внедрение новшеств – это введения новых технических разработок.

 

  1. Действенность  - это степень достижения поставленных целей.

 

Вывод.

 

Согласно перечисленным критериям мы будем оценивать успешность организаций в главе 3

Вывод к 1-ой главе

 

Итак, обобщая первую главу, можно сказать, что виртуальные организации как новая форма ведения бизнеса в России появились сравнительно недавно. Существует разветвленная система классификации форм виртуальных организаций, каждая из которых существует в России. Многие виртуальные организации России успешны, другие стремятся к этому. Действительно, виртуальные организация – это эффективная форма ведения бизнеса, имеющая множество преимуществ по сравнению с традиционными организациями. Однако для их эффективного функционирования в России не хватает организационных ресурсов. Помимо этого, существует, к сожалению, множество опасностей, порождаемых виртуальными организациями, связанных, к примеру, с неразвитостью законодательной базы, регламентирующий данный вид предпринимательской деятельности.

Информация о работе Виртуальные организации как новая организационная форма ведения бизнеса в РФ