Власть и личное влияние авторитета менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Однако время руководителя- «технаря» прошло. Современный руководитель должен быть специалистом в своей отрасли, а прежде всего- организатором, психологом, социологом. Таким образом, для успешного управлнеия в условиях ыночной экономики, когда каждое предприятие выступает как обособленный производитель- менеджер, который должен обладать целым рядом качеств.
Что значит быть менеджером? Трудно дать одно абсолютно точное и объемное определение. Функции мененджера и ситуации, в которых они различаются различны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 .Основы теории управления менеджера
1.1 Общие понятия цели и задачи теории управления менеджера 6
1.2 Стили руководства менеджера 25
1.3Понятие и классификация методов менеджмента……………………...…..12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛАСТИ И ЛИЧНОГО ВЛИЯНИЯ АВТОРИТЕТА МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Общая характеристика предприятия ………….………………………….20
2.2 Выработка целей и стратегий развития предприятия 22
2.3 Рекомендации по процессу принятия и р еализации управленческих решений на предприятии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 150.34 Кб (Скачать файл)

Неустойчивый. Человек с  таким характером строит серьезные, грандиозные планы, но они часто  не выполняются. У него глубокая потребность  во внешнем жестком управлении его  поведением. Иначе говоря, ему нужна  жесткая, властная «рука», которая бы регулировала его режим труда  и отдыха. Человек с таким характером любит рискованную работу. Он неприхотлив, не требует уюта, с удовольствием  уезжает в экспедиции, на стройки. Неустойчивый тип личности отказывается от лидерства, предпочитая исполнительские  функции. Его девиз - «все за компанию». За компанию он может совершить и  подвиг, и преступление.

Конформный. Конформизм - это  подсознательное соглашательство  в условиях постоянства. Однако же, как только среда меняется, такой  человек превращается в воинствующего  консерватора.

В постоянной среде такой  человек очень общителен, добродушен; его любят окружающие. В отличие  от неустойчивого типа он обдумывает каждый свой шаг, не любит риска, реорганизации  и перемен. Он хотел бы, чтобы все  текло как вчера и позавчера.

Гипертимный. «Гипер» означает сверх, «тиме» — себя (интимный —  в себе, гипертимный — сверх  себя). Если посмотреть на такого человека со стороны, то кажется, что он может  горы сдвинуть. Его отличает неиссякаемая энергия, заразительный энтузиазм. Его девиз — «все по плечу». Его  трудно застать в печальном состоянии  — он вечно шутит и смеется, почти не реагирует на малые обиды, косые взгляды, тонкие намеки. Если ему прямо в глаза высказать  свои обиды, он «закипает» и возмущается 20 — 30 минут (очень бурно). Через час  он уже обнимает своего обидчика. Он не злопамятен. У такого человека независимый  характер, он не нуждается ни в чьей опеке. Он оценивает себя сам и  уверен в правильности своей оценки. В отличие от истероида, который  ждет публичной похвалы за хорошо выполненную работу, гипертим всегда доволен своей работой, не ожидая ничьей оценки. Это упорная натура: его трудно переубедить. Основной его  недостаток —

                                                                                                                        26

 быстрая смена интересов.

Циклоидный. В основном это  такой же тип характера, как и  гипертим. Однако гипертимная основа этого типа характера прерывается  цикличностью психологической деятельности. Фазы спада активности называют часто  «черными неделями».

Лабильный. Сходен с гипертимным. Однако спады у человека такого типа носят не циклический, а календарный  характер. Такие спады часто называют состоянием транса: они образуются в случайные моменты времени  по слабо мотивированным поводам.

Человек с лабильным характером делит коллектив на друзей и врагов (одни крайности - середины нет). Говорят, что если у вас друг лабильный, то вы счастливчик - он ничего не пожалеет для друга. С «врагами» он холоден, суров и придирчив, старается  от них поскорее избавиться. Его  девиз: «друзья» и «враги».

Сенситивный. Чувственный  тип характера. Сильно развита впечатлительность. Человек с таким характером строит «хрустальную» модель всего происходящего, и малейшее нарушение этого построения вызывает у него большое психологическое  напряжение и страдание. Ему кажется, что он не такой, как все. Он предъявляет  к себе и другим очень высокие  требования и часто выглядит из-за этого «белой вороной». Очень раним, психика его слабо защищена. Очень  разборчив в выборе друзей, не любит  интенсивного общения.

Психолого-астенический. Он формируется на слабой (астено) психике (флегматик-меланхолик). Все реакции  у него имеют малую амплитуду. Его трудно вывести из себя, у  него удивительное упорство. Он талантлив  в мелкой, кропотливой работе. Его  девиз: «никто кроме меня». Недостатки - полная нерешительность, боязнь ответственности, самоанализ без ограничения.

Шизоидный. Скрытный. Никакого отношения к шизофрении не имеет.

                                                                                                                        27

 Обладает замечательными  организаторскими способностями.  Рано присваивает себе право  командовать другими (еще в  детском возрасте). Его девиз:  «только власть».

Эпилептоидный тип. «Бесчувственный». Никакого отношения к эпилепсии  не имеет. Действия такого человека часто  граничат с жестокостью. Обладает замечательными творческими способностями, постоянно  развивает свой интеллект. Возглавляет  в основном творческие организации. Отлично учится. На его долю приходится множество открытий. Девиз эпилептоида: «мне все можно».

1.2 Стили руководства менеджера

Классификация стилей руководства  Существует несколько классификаций  стилей руководства. Следует заметить, что по отношению к некоторым  людям и в некоторых ситуациях  традиционный стиль руководства  оказывается более эффективным, чем современный: если подчиненный  не делает ничего, что заслуживало  бы похвалы, то ему надо указать на его ошибки и определить пути их устранения. Однако при достижении им первых же хороших результатов  его следует похвалить. Деловой  стиль руководства проявляется  в том случае, когда для руководителя самое важное – это интересы дела, конечные цели коллектива. Данный стиль  руководства подразумевает максимальное использование следующих качеств  руководителя: способность ориентироваться  на основную цель деятельности коллектива, т.е. целеустремленность, практичность и др.; •умение выбирать кратчайший путь к достижению цели, т.е. умение аналитически мыслить, деловая активность, смелость; самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу, т.е. умение генерировать идеи, рассудительность, инициативность, способность  к оправданному риску, стремление к  повышению квалификации; критицизм  практического мышления, т.е. умение анализировать и делать выводы, мудрость, гибкость, практичность, наличие здравого смысла; оперативность решений и  действий, т.е. умение находить кратчайшие пути решения управленческих задач; самостоятельность, деловая активность, гибкость; умение эффективно и рационально  использовать свое время; предвидение  новых проблем, умение заниматься ими  до того, как их разрешение потребует  больших усилий; ориентация на компетентность подчиненных; Бюрократический стиль  руководства характеризуется господством  формы (т.е. самой бюрократической  структуры) над содержанием (задачами управления производством) и подразумевает  наличие следующих признаков: слепая вера в рациональность однажды сложившихся  организационных структур и порядка; представление, что абсолютным критерием  важности является мнение вышестоящего начальства; удаленность внутренних закономерностей и целей бюрократической  иерархии от реальных запросов жизни; отсутствие контроля снизу, неподотчетность  трудовым коллективам; стремление переложить ответственность на начальство, результатом  чего является безответственность (при  этом вышестоящие также стремятся  снять с себя ответственность, создавая систему виз и процедуру согласований); оценка работника не по знанию дела, умению найти эффективное, нестандартное  решение, а по способности действовать, ориентируясь, прежде всего, на внутренние закономерности функционирования аппарата; затруднение доступа масс к субъектам  бюрократического управления; создание ситуации, когда отдельные лица или  отдельные организации находятся  вне критики (особенно снизу); сужение  гласности; В зависимости от степени  проявления коллегиальности и единоначалия можно выделить три основных стиля  руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, которые, однако, редко встречаются  в «чистом виде».

Авторитарный стиль –  это использование приказов, указаний, распоряжений, не предполагающих возражений со стороны подчиненных. Руководитель сам определяет, кому, что, когда, как  делать, дает команды и требует  докладов об их исполнении. Авторитарный стиль руководства используется в чрезвычайных ситуациях – в  военной обстановке, при возникновении  различного рода природных или техногенных  катастроф. Кроме того, некоторые  работники, которые не любят самостоятельно принимать решения, предпочитают именно авторитарный стиль руководства. Основная потребность автократа – находиться в центре внимания руководимой им группы, ему должна принадлежать вся  власть без остатка, и он сам решает все вопросы – мелкие и крупные. Его указания кратки, строги, порой  имеют угрожающий подтекст. На его  взгляд, подчиненные чересчур пассивны, постоянно нуждаются в указаниях, а если высказывают свою точку  зрения, то посягают на его авторитет. Такой авторитет, зачастую формальный, автократ старается поддержать и  внешними атрибутами власти: обращается к подчиненным подчеркнуто официально, вводит дополнительные формальности для  посетителей. Он предпочитает послушных  работников, невзирая на наличие у  них необходимых знаний. Отрицательные  качества автократа особенно проявляются  в том случае, когда руководителю не хватает организаторских способностей, общей культуры, профессиональной подготовленности. В данных обстоятельствах такой  руководитель может превратиться в  самодура. Достоинствами руководителя-автократа  являются молниеносная реакция, энергичность, решительность, быстрота принятия решений, настойчивость. Они уверены в  себе и не сомневаются в своих  способностях руководить коллективом. Демократический стиль руководства  подразумевает доброжелательные советы, поручения в виде просьб, активное участие подчиненных в выработке  управленческих решений. Это наиболее эффективный стиль руководства, ибо он воспитывает в подчиненных  инициативу, творческое отношение к  труду, чувство ответственности, сопричастности. Руководитель-демократ не командует, а  воодушевляет, не инструктирует, а советует. Работники чувствуют себя не столько  подчиненными, сколько сотрудниками, ответственными за выполняемую коллективом  работу. Прежде чем принять решение, руководитель-демократ старается обсудить его с сотрудниками, систематически информирует их о положении дел  в коллективе, не скрывая ни успехов, ни трудностей, правильно реагирует  на критику в свой адрес, никогда  и ни в чем не проявляет своего превосходства, не избегает ответственности  за собственные решения или ошибки подчиненных, свои указания формулирует  четко и убедительно. Либеральный  стиль руководства – это невмешательство  руководителя в работу подчиненных, по крайней мере до тех пор, пока сами подчиненные не попросят у руководителя совета. Такой стиль допустим лишь в тех ограниченных случаях, когда  подчиненные по уровню своей квалификации выше руководителя или равны ему  и при этом не хуже него знают  основные производственные задачи коллектива. Либерал не демонстрирует свое руководящее  положение, к подчиненным обращается подчеркнуто вежливо, что, безусловно, импонирует подчиненным.

Однако руководитель-либерал  не слишком активен в работе, нерешителен, легко поддается чужому влиянию, готов отказаться от только что принятого  решения, в сложных ситуациях  не проявляет принципиальности и  последовательности. На предприятии, руководимом  демократом, активность работников постоянна, независимо от того, присутствует ли на своем рабочем месте начальник. Совсем другая картина в организации, руководимой автократом: стоит ему  удалиться, как трудовая активность резко падает; столь же резко она  возрастает сразу после его возвращения. А на предприятии, управляемом либералом, отсутствие руководителя только поощряет трудовую активность, с его возвращением она катастрофически падает –  очевидно, такой начальник попросту мешает работать. Автократ приемлем, терпим в сложных и динамичных условиях, но вряд ли стоит доверять ему руководство  творческими, педагогическими, научно-исследовательскими коллективами и особенно общественными  организациями. Либерала же нецелесообразно  назначать руководителем коллектива, где возникает необходимость  принимать и энергично выполнять  решения, рисковать. Итак, из трех основных стилей руководства предпочтение следует  отдать демократическому стилю. Автократический  стиль целесообразен лишь в исключительных случаях (аварийная ситуация, особый склад характера подчиненного и  т.п.), а либеральный может применяться  лишь в виде исключения по отношению  к отдельным подчиненным особо  высокой квалификации – в иных случаях он может привести к анархии, резко снизить эффективность  управления. При наличии авторитарного  стиля, как уже говорилось, упор делается на административные методы руководства, т.е. на распорядительную деятельность руководителя; при наличии демократического стиля – больше на социально-психологические  методы руководства, т.е. на умение контактировать с людьми, воодушевлять их на производительный труд; при наличии либерального стиля  – на организационные методы, т.е. на четкое регламентирование прав и  обязанностей работников, которые они  должны реализовать без непосредственного  вмешательства самого руководителя. 2. Формирование индивидуального стиля  и репутации менеджера Оптимальным  может быть динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуаций и  объектов руководства. Хороший руководитель должен владеть различными стилями  руководства и знать, при каких  обстоятельствах и в отношении  каких подчиненных тот или  иной стиль руководства наиболее целесообразен. Тем не менее, основой  оптимального стиля руководства  должен стать демократический стиль, для которого характерны единство теории и практики управления, тесная связь  с персоналом организации, чувство  ответственности перед обществом, умение контактировать с разными  людьми, уважительное отношение к  подчиненным, постоянная забота о них. Индивидуальный стиль руководства, базирующийся на демократическом стиле, который превращается в острых ситуациях  в авторитарный, а по отношению  к творческим личностям высокой  квалификации – в либеральный, может  считаться оптимальным стилем руководства. При оценке индивидуального стиля  руководства особое значение придается  способности руководителя добиваться взаимопонимания с работниками  разного возраста, пола, разных профессий, разного образования, семейного  положения, темперамента, квалификации; ценится также умение руководителя убедить людей, вдохновить на выполнение даже неприятных для них поручений, увлечь их, помочь им заменить привычный  образ действий новым, более рациональным, более эффективным, помочь вступить в контакт.

РУКОВОДИТЕЛЬ Основную роль играют личностные качества менеджера и  тот стиль руководства, который  он считает предпочтительным. Менеджер может изменить свои стиль в соответствии с ситуацией, а может и не сделать  этого. Это зависит от множества  причин: ценности и стремления руководителя; его отношений с подчиненными; его способности рисковать; внешних  причин. ПЕРСОНАЛ Различные стили  руководства по-разному оцениваются  подчиненными, обычно это определяется следующими причинами: ожиданиями сотрудников; их участием в проблеме; их способностью рисковать; их опытом и навыками. ЗАДАЧА Задание тоже является важной переменной, влияющей на оптимальный выбор стиля руководства. Иногда его можно изменить или же перестроить, изменить последовательность его выполнения. На выбор стиля руководства обычно влияют следующие параметры задания: характер выполнения работы; сложность задания; временной параметр. КОНТЕКСТ Контекст выполнения задания определяется особенностями самой организации, ее традициями и нормами. Определяющими являются следующие параметры: размер организации; специфика ее работы.

 

Заключение

На основании изученного материала  можно сделать вывод, что эффективность  руководящей деятельности зависит  от личностных качеств менеджера, от применяемого им вида власти и, конечно  же, от авторитета, которым он обладает. Главное для руководителя это  выбрать наиболее приемлемый стиль  руководства, сочетающийся с его  личностными качествами. Обладая  реальной властью, руководитель существенным образом воздействует на трудовой коллектив, а через него – на характер и  результаты функционирования самого объекта. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок начинается с  руководителя.

1.3 Понятия и классификация методов  менеджера.

Большинство методов разработки и принятия управленческих решений  имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании  многолетних исследований авторов  и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а  также для удобства их практического  применения. Также для удобства изучения и использования этих методов  их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений. Для  удобства изучения и использования  этих методов их совокупность разделена  на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования  в рамках выполнения конкретного  этапа процесса разработки и принятия решения. Далее представлен анализ особенностей, условий и ограничений  применения существующих методов. Отметим, что большинство методов имеет  универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании  многолетних исследований авторов  и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения процесса знакомства с ними, их изучения, а  также для удобства их практического  применения. 1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и  формулировки ограничений и критериев 1.1. Методы ситуационного анализа  Кейс-метод: Пошаговый разбор ситуаций. Применяется для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и  эффективностью. «Мозговая атака»: Анализ ситуации путем генерации  идей, их обсуждения, оценки и выработки  коллективной точки зрения. Применяется  для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов. Двухтуровое  анкетирование. Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач  ситуационного анализа. Относится  к числу универсальных методов  ситуационного анализа. Факторный  анализ. Получение аналитической  зависимости, отражающей степень влияния  факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется  для оценки ожидаемых изменений  ситуации при тех или иных ожидаемых  изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается  в процессе использования технологий ситуационного анализа. Аналитическая  зависимость получается на основании  статистических данных.

Информация о работе Власть и личное влияние авторитета менеджера