Влияние факторов психологического климата в организации на потребности работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель (30,С.128). Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- психологическому единству членов группы;
- взаимоотношениям в группах и коллективах и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологический климат в организации
1.1. Понятие психологического климата в организации…………………7
1.2. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе…...10

Глава 2. Исследование психологического климата в ООО « Автомир »

2.1. Краткая характеристика ООО « Автомир »………………………….17
2.2. Проведение исследования и интерпретация результатов исследования психологического климата………………...……………………19
2.3. Рекомендации по формированию более благоприятного психологического климата в ООО « Автомир»………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_2.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам выполненной работы ее цель была достигнута: были изучены методики исследования психологического климата организации и применены в процессе исследования психологического климата в ООО « Автомир».

Были достигнуты все поставленные задачи:

1) рассмотрено понятие «психологический  климат организации».

Так, психологический климат – это эмоциональная  окраска психологических связей членов коллектива, возникающая  на  основе  их  симпатии,  совпадения характеров,  интересов,  склонностей.

Понятие «социально-психологический климат», по мнению данных авторов схожи, основой всех определений является, то что «социально-психологический климат» - это психологический настрой коллектива, который влияет на персонал и на всю жизнедеятельность организации.

2 ) определены составляющие психологического климата организации.

В структуре социально-психологического климата выделяют отношение людей к труду и их отношения друг к другу. 

Психологический климат организации состоит из ряда элементов: сплоченность коллектива, коллективное мнение и настроение, традиции коллектива.

3) выявлены факторы, влияющие на  формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Существует целый ряд факторов, определяющих благоприятный социально-психологический климат в коллективе: глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, психологическая совместимость, характер коммуникаций в организации, стиль руководства.

4) рассмотреть ключевые понятия  исследования: виды, характеристики, методологические подходы.

Так, понятие «исследование» трактуется по-разному.  В.А. Долятовский определяет это понятие так: исследование – процесс получения новых знаний.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект и предмет исследования, тип исследования, потребность исследования, результат исследования, эффективность исследования.

Среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить: диалектический; процессный; ситуационный; функциональный;  рефлексивный; системный.

5) выделены основные этапы исследования психологического климата в организации и рассмотрены методики анализа психологического климата организации.

Проведение исследования психологического климата в организации  можно разбить на несколько этапов: подготовительный, исследовательский, аналитический, итоговый.

На этапе исследования можно воспользоваться следующими методиками исследования психологического климата в коллективе:

- методика изучения социально-психологической  самооценки коллектива (методика  О. Немова);

- экспресс-методика оценки психологического  климата в трудовом коллективе;

- оценка психологического климата в коллективе с помощью анкетирования.

6) проведено исследование психологического климата в организации ООО « Автомир».

По результатам данного исследования можно сделать вывод о достаточно благоприятном психологическом климате в организации: достаточно небольшой разброс мнений, хорошая интенсивность развития показателей, что говорит о неплохом понимании сотрудниками друг друга как в коллективе, так и в целом в организации. Выше всего у сотрудников развиты ответственность и контактность, что вполне соответствует специфике трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник /Г.М. Андреева; – М.: Инфра-М, 2011 - 384с.
  2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебник / под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.; - М., Юнити, 2010. - 560 с.
  3. Бандурка, А. М. Психология управления. / по ред. А. М. Бандурка, С. П. Бочарова; - Харьков: «Фортуна-пресс», 2012.
  4. Бодалев, А.А. Психология личности: учебник./А.А. Бодалев; – М.: ЮНИТИ, 2012.
  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г.Железнодорожный, Моск.обл.: ООО ИНЦ Крылья, 2010, 416 с.
  6. Долятовский В.А., Долятовская В.И. Исследование систем управления. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2013, 256 с.
  7. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010,157 с.
  8. Кабаченко Т.С. Психология управления: учебник – М.: Педагогическое общество России, 2012 г.
  9. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ООО Издательско-консалтинговая компания ДеКА, 2010, 288 с.
  10. Машков, В.Н. Психология управления: учебное пособие 2-ое издание./В.Н. Машков; –СПб., 2012. – 254 с.
  11. Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013, 527 с.
  12. Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: изд-во Экзамен, 2013, 384 с.
  13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учебное пособие/ Б.Д. Парыгин; – 2-ое изд., испр. и доп. - СПб., 2012. – 616 с.
  14. Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента: Науч. - практ. пособие. - К.: МАУП, 2010. - 400 с.
  15. Утлик Э. П. Организационные традиции и организационная культура // Актуальные вопросы управления. Тематический сборник научных трудов. Вып. 2. / Под ред. А.В.Филиппова. - М.: 2011. - С.3-17.
  16. Жданов, О. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/sotsialno-psikhologicheskii-klimat-v-kollektive.
  17. Михайлюк А. С., Шарыто Л. Ю. Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tool/ekspress-metodika-otsenki-sotsialno-psikhologicheskogo-klimata-v-trudovom-kollektive.
  18. Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/metodika-izucheniya-sotsialno-psikhologicheskoi-samootsenki-kollektiva.
  19. Психологический климат в трудовом коллективе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/tool/psikhologicheskii-klimat-v-trudovom-kollektive.
  20. Благоприятный социально-психологический климат в организации [Электронный ресурс] – Режим доступа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова)

Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов:

«все» — 6 баллов;

«почти все» — 5 баллов;

«большинство» — 4 балла;

«половина» — 3 балла;

«меньшинство» — 2 балла;

«почти никто» — 1 балл;

«никто» — 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений [18].

 

Таблица 3 - Опросный лист [18]

 

Суждения

Оценка

1

Свои слова подтверждают делом

 

2

Осуждают проявления индивидуализма

 

3

Имеют сходные убеждения

 

4

Радуются успехам друг друга

 

5

Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений

 

6

Умело взаимодействуют друг с другом

 

7

Знают задачи, стоящие перед коллективом

 

8

Требовательны друг к другу

 

9

Все вопросы решают сообща

 

10

Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом

 

11

Доверяют друг другу

 

12

Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений

 

13

Бесконфликтно распределяют обязанности между собой

 

14

Знают итоги работы коллектива

 

15

Никогда и ни в чем не ошибаются

 

16

Объективно оценивают свои успехи и неудачи

 

17

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

 

18

Одному и тому же посвящают свой досуг

 

19

Защищают друг друга

 

20

Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений

 

21

Взаимно дополняют друг друга в работе

 

22

Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива

 

23

Работают над решением задач и проблем с полной отдачей

 

24

Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива

 

25

Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей

 

26

Помогают друг другу

 

27

К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования

 

28

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

 

29

Знают правила поведения в коллективе

 

30

Никогда и ни в чем не сомневаются

 

31

Не бросают начатое дело на полпути

 

32

Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения

 

33

Одинаково оценивают интересы коллектива

 

34

Искренне огорчаются при неудачах коллег

 

35

Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений

 

36

Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач

 

37

Хорошо знают свои обязанности

 

38

Сознательно подчиняются дисциплине

 

39

Верят в свой коллектив

 

40

Одинаково оценивают неудачи коллектива

 

41

Тактично ведут себя в отношении друг друга

 

42

Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений

 

43

Быстро находят между собой общий язык

 

44

Хорошо знают приемы и методы совместной работы

 

45

Всегда и во всем правы

 

46

Общественные интересы ставят выше личных

 

47

Поддерживают полезные для коллектива начинания

 

48

Имеют одинаковые представления о нормах нравственности

 

49

Доброжелательно относятся друг к другу

 

50

Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений

 

51

Берут на себя руководство коллективом, если потребуется

 

52

Хорошо знают работу товарищей по коллективу

 

53

По-хозяйски относятся к имуществу фирмы

 

54

Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции

 

55

Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности

 

56

Уважают друг друга

 

57

Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов

 

58

Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости

 

59

Знают черты характера друг друга

 

60

Все умеют делать

 

61

Ответственно выполняют любую работу

 

62

Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив

 

63

Одинаково оценивают правильность распределения поощрений

 

64

Поддерживают друг друга в трудные минуты

 

65

Радуются успехам новичков и представителей других подразделений

 

66

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

 

67

Хорошо знают привычки и склонности друг друга

 

68

Активно участвуют в общественной работе

 

69

Постоянно заботятся об успехах коллектива

 

70

Одинаково оценивают справедливость наказаний

 

71

Взаимно относятся друг к другу

 

72

Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений

 

73

Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех

 

74

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

 

 

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики. 

Таблица 4 – Определение интенсивности развития показателей [18]

 

Показатель

Вопросы

1

Стремление к сохранению целостности группы

2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69

2

Сплоченность (единство отношений)

3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70

3

Контактность (личные взаимоотношения)

4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71

4

Открытость

4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72

5

Организованность

4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73

6

Информированность

4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74

7

Ответственность

4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68


 

Экспресс-методика оценки психологического климата в трудовом коллективе

 

Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей характера членов коллектива».

Инструкция. Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе. 
Внимательно прочитайте варианты ответа.

Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. 
Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку [17].

 

 

 

Таблица 5 - Опросный лист [17]

Вопросы

1

Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны: 
А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;

Б) в нашем коллективе есть всякие люди;

В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2

Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга?

1 — нет;

2 — скорее нет, чем да;

3 — не знаю, не задумывался  об этом;

4 — скорее да, чем нет;

5 — да, конечно.

3

Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

А) деловых качеств большинства членов коллектива __________;

Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________.

1 — нет;

2 — пожалуй, нет;

3 — не знаю, не задумывался  об этом;

4 — пожалуй, да;

5 — да.

4

Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 
1 2 3 4 5 6 7 8 9

5

Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись:

А) это меня бы вполне устроило;

Б) не знаю, не задумывался над этим;

В) это меня бы совершенно не устроило.

6

Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?

А) нет, не мог бы;

Б) не знаю, не задумывался об этом;

В) да, мог бы.

7

Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8

Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива? 
1 — нет;

2 — скорее нет, чем да;

3 — не знаю, не задумывался  об этом;

4 — скорее да, чем нет;

5 — да, конечно.

Информация о работе Влияние факторов психологического климата в организации на потребности работника