Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:46, курсовая работа
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель (30,С.128). Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- психологическому единству членов группы;
- взаимоотношениям в группах и коллективах и др.
Введение
Глава 1. Психологический климат в организации
1.1. Понятие психологического климата в организации…………………7
1.2. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе…...10
Глава 2. Исследование психологического климата в ООО « Автомир »
2.1. Краткая характеристика ООО « Автомир »………………………….17
2.2. Проведение исследования и интерпретация результатов исследования психологического климата………………...……………………19
2.3. Рекомендации по формированию более благоприятного психологического климата в ООО « Автомир»………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
По результатам выполненной работы ее цель была достигнута: были изучены методики исследования психологического климата организации и применены в процессе исследования психологического климата в ООО « Автомир».
Были достигнуты все поставленные задачи:
1) рассмотрено понятие «
Так, психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Понятие «социально-психологический климат», по мнению данных авторов схожи, основой всех определений является, то что «социально-психологический климат» - это психологический настрой коллектива, который влияет на персонал и на всю жизнедеятельность организации.
2 ) определены составляющие психологического климата организации.
В структуре социально-психологического климата выделяют отношение людей к труду и их отношения друг к другу.
Психологический климат организации состоит из ряда элементов: сплоченность коллектива, коллективное мнение и настроение, традиции коллектива.
3) выявлены факторы, влияющие на формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Существует целый ряд факторов, определяющих благоприятный социально-психологический климат в коллективе: глобальная макросреда, локальная макросреда, физический микроклимат, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, организация совместной деятельности, психологическая совместимость, характер коммуникаций в организации, стиль руководства.
4) рассмотреть ключевые понятия исследования: виды, характеристики, методологические подходы.
Так, понятие «исследование» трактуется по-разному. В.А. Долятовский определяет это понятие так: исследование – процесс получения новых знаний.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект и предмет исследования, тип исследования, потребность исследования, результат исследования, эффективность исследования.
Среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить: диалектический; процессный; ситуационный; функциональный; рефлексивный; системный.
5) выделены основные этапы исследования психологического климата в организации и рассмотрены методики анализа психологического климата организации.
Проведение исследования психологического климата в организации можно разбить на несколько этапов: подготовительный, исследовательский, аналитический, итоговый.
На этапе исследования можно воспользоваться следующими методиками исследования психологического климата в коллективе:
- методика изучения социально-
- экспресс-методика оценки
- оценка психологического климат
6) проведено исследование
По результатам данного исследования можно сделать вывод о достаточно благоприятном психологическом климате в организации: достаточно небольшой разброс мнений, хорошая интенсивность развития показателей, что говорит о неплохом понимании сотрудниками друг друга как в коллективе, так и в целом в организации. Выше всего у сотрудников развиты ответственность и контактность, что вполне соответствует специфике трудовой деятельности.
Список использованных источников
Приложение 1
Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова)
Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений [18].
Таблица 3 - Опросный лист [18]
№ |
Суждения |
Оценка |
1 |
Свои слова подтверждают делом |
|
2 |
Осуждают проявления индивидуализма |
|
3 |
Имеют сходные убеждения |
|
4 |
Радуются успехам друг друга |
|
5 |
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений |
|
6 |
Умело взаимодействуют друг с другом |
|
7 |
Знают задачи, стоящие перед коллективом |
|
8 |
Требовательны друг к другу |
|
9 |
Все вопросы решают сообща |
|
10 |
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом |
|
11 |
Доверяют друг другу |
|
12 |
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений |
|
13 |
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой |
|
14 |
Знают итоги работы коллектива |
|
15 |
Никогда и ни в чем не ошибаются |
|
16 |
Объективно оценивают свои успехи и неудачи |
|
17 |
Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
|
18 |
Одному и тому же посвящают свой досуг |
|
19 |
Защищают друг друга |
|
20 |
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений |
|
21 |
Взаимно дополняют друг друга в работе |
|
22 |
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива |
|
23 |
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей |
|
24 |
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива |
|
25 |
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей |
|
26 |
Помогают друг другу |
|
27 |
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования |
|
28 |
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
|
29 |
Знают правила поведения в коллективе |
|
30 |
Никогда и ни в чем не сомневаются |
|
31 |
Не бросают начатое дело на полпути |
|
32 |
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения |
|
33 |
Одинаково оценивают интересы коллектива |
|
34 |
Искренне огорчаются при неудачах коллег |
|
35 |
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений |
|
36 |
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач |
|
37 |
Хорошо знают свои обязанности |
|
38 |
Сознательно подчиняются дисциплине |
|
39 |
Верят в свой коллектив |
|
40 |
Одинаково оценивают неудачи коллектива |
|
41 |
Тактично ведут себя в отношении друг друга |
|
42 |
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений |
|
43 |
Быстро находят между собой общий язык |
|
44 |
Хорошо знают приемы и методы совместной работы |
|
45 |
Всегда и во всем правы |
|
46 |
Общественные интересы ставят выше личных |
|
47 |
Поддерживают полезные для коллектива начинания |
|
48 |
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности |
|
49 |
Доброжелательно относятся друг к другу |
|
50 |
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений |
|
51 |
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется |
|
52 |
Хорошо знают работу товарищей по коллективу |
|
53 |
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы |
|
54 |
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции |
|
55 |
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности |
|
56 |
Уважают друг друга |
|
57 |
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов |
|
58 |
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости |
|
59 |
Знают черты характера друг друга |
|
60 |
Все умеют делать |
|
61 |
Ответственно выполняют любую работу |
|
62 |
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив |
|
63 |
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений |
|
64 |
Поддерживают друг друга в трудные минуты |
|
65 |
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений |
|
66 |
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях |
|
67 |
Хорошо знают привычки и склонности друг друга |
|
68 |
Активно участвуют в общественной работе |
|
69 |
Постоянно заботятся об успехах коллектива |
|
70 |
Одинаково оценивают справедливость наказаний |
|
71 |
Взаимно относятся друг к другу |
|
72 |
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений |
|
73 |
Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех |
|
74 |
Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
Таблица 4 – Определение интенсивности развития показателей [18]
№ |
Показатель |
Вопросы |
1 |
Стремление к сохранению целостности группы |
2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 |
Сплоченность (единство отношений) |
3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 |
Контактность (личные взаимоотношения) |
4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 |
Открытость |
4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 |
Организованность |
4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 |
Информированность |
4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 |
Ответственность |
4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
Экспресс-методика оценки психологического климата в трудовом коллективе
Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей характера членов коллектива».
Инструкция. Просим Вас принять участие
в исследовании, целью которого является
оптимизация психологического климата
в коллективе.
Внимательно прочитайте варианты ответа.
Выберите один из них, наиболее
соответствующий Вашему мнению.
Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую
оценку [17].
Таблица 5 - Опросный лист [17]
№ |
Вопросы |
1 |
Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений
Вы больше всего согласны: Б) в нашем коллективе есть всякие люди; В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные. |
2 |
Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно. |
3 |
Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику: А) деловых качеств большинства членов коллектива __________; Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________. 1 — нет; 2 — пожалуй, нет; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — пожалуй, да; 5 — да. |
4 |
Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив,
который Вам очень не нравится, а цифра
«девять» — коллектив, который Вам очень
нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали
свой коллектив? |
5 |
Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило. |
6 |
Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива? А) нет, не мог бы; Б) не знаю, не задумывался об этом; В) да, мог бы. |
7 |
Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
8 |
Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо
причине долго не работали (болезнь, декретный
отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с
членами Вашего коллектива? 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно. |
Информация о работе Влияние факторов психологического климата в организации на потребности работника