Влияние факторов психологического климата в организации на потребности работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель (30,С.128). Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.
Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:
- состоянию коллективного сознания;
- отражению особенностей взаимодействия людей;
- эмоционально-психологическому настрою группы;
- настроению группы;
- психологическому единству членов группы;
- взаимоотношениям в группах и коллективах и др.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологический климат в организации
1.1. Понятие психологического климата в организации…………………7
1.2. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе…...10

Глава 2. Исследование психологического климата в ООО « Автомир »

2.1. Краткая характеристика ООО « Автомир »………………………….17
2.2. Проведение исследования и интерпретация результатов исследования психологического климата………………...……………………19
2.3. Рекомендации по формированию более благоприятного психологического климата в ООО « Автомир»………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_2.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

 

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:

Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;

Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;

Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:

- на все три вопроса  дан неопределенный ответ (3 — на ответы-утверждения; 4, 5, 6 — на ответы по шкале «1–9»);

- ответы на два вопроса  — неопределенные, а третий может  иметь другой знак;

- один ответ неопределенный, а два других имеют разные  знаки.

На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).

По группе ответов строится таблица (таблица 6) для всех сотрудников подразделения: 

 

Таблица 6 – Оценка эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов [17]

 

Сотрудники

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

1. 
2. 
... 
n.

..

..

..


 

В каждой клетке таблицы должен стоять один из знаков: +1; 0; –1.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента:

 

Э = Е(+) – Е(–) / n , (1)

 

где Е(+) — количество всех положительных ответов;

Е(–) — количество всех отрицательных ответов;

n — число сотрудников, принявших участие в опросе.

Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные. Для этого континуум возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части:

От –1 до –0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.

От –0,33 до +0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.

От +0,33 до +1 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.

В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата в подразделении.

 

Зрительно-аналоговая шкала оценки организационного климата [17]

 

Результаты двух описанных выше тестов можно дополнить зрительно-аналоговым выражением различных показателей, характеризующих те или иные аспекты социально-психологического климата в подразделении. Мы предлагаем Вам для оценки три параметра: сработанность, совместимость и успешность выполнения задач. В зависимости от конкретных проблем в том или ином подразделении Вы по своему усмотрению можете дополнить этот перечень любым показателем.

Графические данные можно перевести в количественные показатели. Для этого перед проведением исследования выбирается определенная длина линии (например, 20 см). Для полученных от каждого сотрудника ответов находятся численные показатели. После чего подсчитывается среднее значение каждого показателя в подразделении.

1. Отметьте на приведенной  ниже линии, насколько «сработано»  Ваше подразделение в организации. Отметка в начале шкалы будет  означать, что Ваша группа совершенно  не сработана. Отметка в конце  шкалы — Ваша группа сработана настолько, насколько это возможно. При оценке подразделения ориентируйтесь на определение сработанности, которое приводится ниже.

Сработанность — это согласованность в работе между партнерами, т. е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Для сработанности ведущим есть поведенческий компонент — высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность, прежде всего, успешностью работы, и как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты. Сработанность определяет нацеленность на результат, продуктивность взаимодействия.

2. Аналогично отметьте  на линии, приведенной ниже, насколько  психологически совместима Ваша  группа. При оценке подразделения  ориентируйтесь на определение  совместимости, которое приводится  ниже.

Совместимость — это такой эффект взаимодействия, который характеризуется максимально возможной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом; это оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно. Основным компонентом совместимости является эмоциональный компонент — удовлетворенность общением с партнером, высокие эмоционально-энергетические затраты. Совместимость определяет хорошие межличностные отношения.

3. На линии, приводимой  ниже, укажите, насколько успешно  выполняет Ваша группа поставленную  задачу.

 

 

 Оценка психологического климата  в коллективе с помощью анкетирования

 

От психологического климата в трудовом коллективе зависит как благополучие членов коллектива, так и их работоспособность. Данная анкета позволяет выявить, на сколько сотрудники довольны работой в трудовоом коллективе. Анкетирование необходимо проводить анонимно. В зависимости от задач исследования, полученные результаты можно обсудить либо только с руководителями коллектива, либо со всеми его членами [19]. 

Инструкция и анкета: 

Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:

1.  внимательно прочитать варианты  ответов 

  1. выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него
  2. если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк

 

 

  1. С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?

А) большинство из членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные мне люди

Б) в нашем коллективе есть всякие люди

В) меня многое не устраивает 

 

  1. Вам нравится работать в нашем коллективе?

 

 А) да, меня все устраивает

Б) не знаю, не задумывался над этим

В) меня многое не устраивает 

Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.

А) дружеская

Б) атмосфера взаимного уважения

В) деловая атмосфера

Г) «каждый сам за себя»

Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера  

Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?

А) как можно чаще

Б) 1-2 раза в год

В) я не люблю подобных мероприятий

  1. Считаете ли вы, что было бы лучше, если бы члены нашего коллектива жили близко друг от друга?

А) да, конечно

Б) скорее да, чем нет

В) не задумывалась над этим

Г) скорее да, чем нет

Д) нет

  1. Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине? _____________________

 

 7. Если бы Вы вынужден были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?

А) да, конечно

Б) затрудняюсь ответить

В) нет 

8. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?

А) проведение совместного отдыха

Б) совместное решение производственных проблем

В) совместное решение личных проблем

Г) увеличение зарплаты 

9. Какие качества членов нашего коллектива привлекают Вас больше всего?

А) профессиональные

Б) личные

В) никакие 

10. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?  

А) я с удовольствием общаюсь со всеми  

Б) со всеми понемногу 

В) с теми, с кем непосредственно работаю  

Г) только с начальством по производственным вопросам 

Д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму 

11. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?

А) достаточно легко

Б) они долго держаться особняком

В) не знаю, не задумывалась над этим 

12. Могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?

А) да

Б) пожалуй, да

В) не знаю, не задумывалась над этим

Г) пожалуй, нет

Д) нет 

13. Оцените сплоченность нашего коллектива по 5-ти бальной шкале. Min 1________2________3________4________5max  

14. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов нашего коллектива?

А) никогда

Б) редко, от случая к случаю

В) с определенными людьми

Г) стараюсь избегать людей, с которыми может возникнуть конфликт

Д) постоянно 

15. По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.

А) до 25 лет

Б) 26-40 лет

В) 41-55

Г) старше 55 лет 

16. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.

А) менее года

Б) 1-3 года

В) 4-10 лет

Г) более 10 лет 

Ключ

+    положительные ответы 
+\-  удовлетворительные 
-     отрицательные ответы [19]

 

Таблица 7 – Оценка результатов анкетирования [19]

 

Наименование признака

Число респондентов

%

1 А                                 +

   

1 Б                                 +\-

   

1 В                                  -

   

2 А                                  +

   

2 Б                                  +\-

   

2 В                                  -

   

3 А                                 +

   

3 Б                                 +

   

3 В                                 +

   

3 Г                                  +\-

   

3 Д                                  -

   

4 А                                  +

   

4 Б                                  +\-

   

4 В                                   -

   

5 А                                  +

   

5 Б                                   +

   

5 В                                  +\-

   

5 Г                                  +\-

   

5 Д                                   -

   

6 нет                               +

   

6 да                                  -

   

7 А                                  +

   

7 Б                                  +\-

   

7 В                                   -

   

8 А                                   +

   

8 Б                                   +

   

8 В                                   +

   

8 Г                                  +\-

   

8 не знаю                         -

   

9 А                                   +

   

9 Б                                    +

   

9 В                                    -

   

10 А                                 +

   

10 Б                                 +

   

10В                                 +\-

   

10 Г                                 +\-

   

10 Д                                  -

   

11 А                                 +

   

11 Б                                   -

   

11 В                                 +\-

   

12 А                                  +

   

12 Б                                  +

   

12 В                                  +\-

   

12 Г                                   -

   

12 Д                                  -

   

13 «5»                               +

   

13 «4»                               +

   

13 «3»                              +\-

   

13 «2»-

   

13 «1»                                 -

   

13 нет ответа                     -

   

14 А                                   +

   

14 Б                                   +\-

   

14 В                                   +\-

   

14 Г                                   +\-

   

14 Д                                    -

   

15 А

   

15 Б

   

15 В

   

15 Г

   

15 Д

   

16 А

   

16 Б

   

16 В

   

16 Г

   

Информация о работе Влияние факторов психологического климата в организации на потребности работника