Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:18, дипломная работа
Основная цель исследования состоит в том, чтобы изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические основы межличностных отношений в трудовом коллективе;
2. рассмотреть организационно-экономическую характеристику хозяйства;
3. проанализировать современное состояние межличностных отношений в трудовом коллективе анализируемого хозяйства;
4. наметить пути совершенствования взаимоотношений в коллективе ЧСУП «Князево».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….…..4
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИ -ВАХ……………………………………………………………………………………6
1.1 Трудовой коллектив и его особенности……………………………………….…..6
1.2 Пути формирования коллектива……………………………………………10
1.3 Психологический климат в трудовых коллективах………………………….….13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «КНЯЗЕВО» ЗЕЛЬВЕНСКОГО РАЙОНА …………………………………..9
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ…………………....33
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ……………………………..51
5.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………..…..57
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………..……….63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…67
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
УО «Гродненский государственный аграрный университет»
Кафедра менеджмента,
маркетинга и права
Допущен к защите
«___» ______________ 2010 года
Зав. кафедрой _____________
Дипломный проект
на тему: «Влияние межличностных отношений в трудовых коллективах на конечные результаты их труда
в ЧСУП «Князево» Зельвенского района»
Студентка 6 курса факультета заочного обучения (специальность «Экономика и управление на предприятии») |
________________ (подпись) |
С.Ч. Гойшик |
Руководитель ассистент |
_________________ (подпись)
|
Н.В. Никитина
|
Гродно 2010
Ваше задание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИ
-ВАХ……………………………………………………………………
1.1
Трудовой коллектив и его особенности……………………………………….…..
1.2 Пути формирования коллектива……………………………………………10
1.3 Психологический климат в трудовых коллективах………………………….….13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «КНЯЗЕВО» ЗЕЛЬВЕНСКОГО РАЙОНА …………………………………..9
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНО
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ……………………………..
5.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………..……
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Наличие денежных и материальных успехов еще не является гарантией, а только предпосылкой преуспевания. Возрастание социально-экономической роли кадров управления во всех сферах жизни в наше время является объективным и закономерным процессом.
Формирование благоприятного социально-психологического
климата трудового коллектива является одним из важнейших
условий борьбы за рост производительности
труда и качество выпускаемой продукции.
Однако, климат это не только проблема
сегодняшних социально-психологических
К одному из важнейших факторов организационных
изменений относятся
Вышеизложенное и послужило мотивом выбора темы данного дипломного проекта: «Влияние межличностных отношений в трудовых коллективах на конечные результаты их труда в ЧСУП «Князево».
Основная цель исследования
состоит в том, чтобы изучить
специфику межличностных
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические
2. рассмотреть организационно-экономическую характеристику хозяйства;
3. проанализировать современное состояние межличностных отношений в трудовом коллективе анализируемого хозяйства;
4. наметить пути
Таким образом, объектом изучения является ЧСУП «Князево» Зельвенского района Гродненской области, предметом исследования – межличностные отношения в трудовых коллективах анализируемого хозяйства.
При написании дипломного проекта были использованы следующие методы: эмпирический, статистический, диалектический, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.
При выполнении работы использовались учебные пособия, как отечественных авторов, так и зарубежных, а также специализированные журналы и газеты. Источниками данных послужили годовые отчеты, первичная бухгалтерская документация, бизнес-планы, экономический паспорт хозяйства, справочники и нормативные материалы.
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
Сегодня люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе группы, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу, например общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств, в которых они оказались, и связанных между собой системой отношений. Это не означает, что люди в группе постоянно должны находиться рядом и совместно выполнять работу — главное здесь — включенность в определенную систему межличностных отношений. В рамках групп могут образовываться коалиции, то есть подгруппы, стремящиеся оказать влияние на групповое поведение [1].
Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива.
Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого, или задаваться извне, но всегда будет единой для всех, а не просто одинаковой, схожей. В последнем случае группа являлась бы уже не коллективом, а объединением, члены которого могут поддерживать между собой отношения типа контрактных или договорных в определенных границах правил поведения [10].
Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Этому существует несколько причин.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность их деятельности. В-третьих, создаются условия успешно решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.
Третьим признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников.
Коллектив - это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления [12].
Элементами коллектива являются его участники, обладающие определенными личными чертами и особенностями, их цели, механизмы осуществления внутренних и внешних контактов и поддержания сплоченности.
Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Чтобы производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих связей существует производство [4].
Трудовой коллектив - это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Трудовая деятельность происходит в трудовой среде. Следовательно, трудовая среда – условия труда, взаимоотношения людей, участвующих в трудовом процессе, а также средства, используемые в процессе. Трудовому коллективу присуща своя трудовая среда, которая включает такие факторы, как условия, в которых происходит трудовой процесс, предметы труда и технологический процесс [7].
Трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, формальными и неформальными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.) [10].
Трудовой коллектив является основной ячейкой, которая объединяет всех работников предприятия для достижения определенной цели. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей.
Трудовой коллектив любого предприятия условно можно разделить на основные составляющие:
Производственный персонал – рабочие, занятые в процессе материального производства, с большей долей физического труда. Весь производственный персонал можно разделить на основных рабочих, занятых процессом производства и вспомогательных, обслуживающих данное производство. Результатом этой деятельности являются материальные блага, созданные в процессе производства;
Управленческий персонал – работники, занятые процессом переработки информации, подготовкой управленческих решений, контролем исполнения решений на производстве с преобладающей долей умственного труда. Данный персонал делится на две группы: руководители и специалисты. Главное отличие между руководителями и специалистами заключается в праве руководителя принимать те или иные решения, имеющие юридическую силу, а также наличие в подчинении других работников.
Центральным звеном на предприятии является первичный трудовой коллектив: бригада, участок, цех, бюро, отдел и т.д. Ему выделяются определенные материально-технические средства и создаются условия для успешной деятельности, которая направляется руководителем трудового коллектива. Именно здесь создаются материальные и духовные ценности, выполняется план, формируется производственная активность личности.
В повседневной деятельности руководителю трудового коллектива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в труде, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.
В процессе своей трудовой деятельности люди вступают в контакт, и в этих условиях формируются межличностные отношения.
Межличностные отношения – это отношения, через которые раскрываются социально-психологические формы, в которых существуют и реализуются общественные отношения в процессе общения и совместной деятельности людей [1].
Характер этих отношений определяется социальным положением и ролью человека в трудовом коллективе, оказывает непосредственное влияние на поведение человека в трудовом коллективе, а также на эффективность его трудовой деятельности.
Роли, связанные с межличностными отношениями, обычно делят на ведущих и ведомых. Первую образуют лица предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих). Во вторую входят все остальные, включая непредпочитаемых (пренебрегаемые, отверженные, шуты и пр.), с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.
Ролевые межличностные отношения в трудовых коллективах бывают официальные и неофициальные [7].
Неофициальные отношения возникают достаточно спонтанно, практически не зависят от административно нормированных условий и складываются на основе индивидуальных предпочтений. Такое разделение двух видов структур не дает оснований для их противопоставления. Важным является вопрос о соотношении официальных и неофициальных отношений. В этой связи существует два правила:
1. если официально сформированная структура отношений не охватывает всего многообразия производственных ситуаций, когда требуются оперативное согласование и координация деятельности, то положительные неформальные межличностные отношения позволяют компенсировать недостатки управленческой структуры.
2. положительные неофициальные межличностные отношения могут благоприятно воздействовать на производственные отношения, т. е. социально-психологический климат коллектива, так как они в значительной мере обуславливается эмоциональной стороной жизнедеятельности и определяется эстетическими эталонами человеческого общения и взаимодействия, и вследствие этого выходят за рамки производственных отношений.