Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:18, дипломная работа
Основная цель исследования состоит в том, чтобы изучить специфику межличностных отношений в коллективе.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1.изучить теоретические основы межличностных отношений в трудовом коллективе;
2. рассмотреть организационно-экономическую характеристику хозяйства;
3. проанализировать современное состояние межличностных отношений в трудовом коллективе анализируемого хозяйства;
4. наметить пути совершенствования взаимоотношений в коллективе ЧСУП «Князево».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….…..4
ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИ -ВАХ……………………………………………………………………………………6
1.1 Трудовой коллектив и его особенности……………………………………….…..6
1.2 Пути формирования коллектива……………………………………………10
1.3 Психологический климат в трудовых коллективах………………………….….13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧСУП «КНЯЗЕВО» ЗЕЛЬВЕНСКОГО РАЙОНА …………………………………..9
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ…………………....33
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ……………………………..51
5.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………..…..57
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………..……….63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…67
На ферме «Князево» работает 1 человек с высшим образованием, что составляет 8% от общего числа; 92% коллектива имеет среднее образование. По половому признаку соотношение следующее: мужчин и женщин по 50%. По возрастному признаку в интервал 30-40 лет попадает 8 человек; в интервал 41-50 лет – 4 человека. Следовательно, преобладают работники в возрасте 30-40 лет, то есть возраст для которого характерна определенная независимость суждений и независимость в материальном плане. В соответствии с пирамидой потребностей по Маслоу данный этап в жизни человека характеризуется ростом самоутверждения и началом самовыражения. На основании этих данных можно утверждать, что работники в период 30-40 лет стараются максимально раскрыть свой потенциал при благоприятных внешних и внутренних факторах. К таким факторам можно отнести уровень оплаты труда, взаимопонимание в семье, здоровье и другие. Кроме этого необходимо учитывать особенности индивидуальности человека, так как не каждый человек стремиться к развитию и самосовершенствованию.
Таблица 3.2. – Работники фермы «Подгрушаны»
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Возраст, лет |
Пол |
Образо-вание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Шпула Ирина Фадеевна |
бригадир |
48 |
жен |
высшее |
2 |
Сабуть Ирина Ивановна |
пом. бригадира |
58 |
жен |
высшее |
3 |
Гурин Евгений Владимирович |
ветеринарный врач |
30 |
муж |
среднее специальное |
Продолжение таблицы 3.2 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
Калинина Анна Казимировна |
оператор машинного доения |
50 |
жен |
среднее |
5 |
Бондарчук Анна Александровна |
оператор машинного доения |
54 |
жен |
среднее |
6 |
Супранович Марина Чеславовна |
оператор машинного доения |
52 |
жен |
среднее |
7 |
Мазец Янина Рычардовна |
оператор машинного доения |
42 |
жен |
среднее |
8 |
Зиневич Елена Станиславовна |
оператор машинного доения |
40 |
жен |
среднее |
9 |
Полубок Ирина Казимировна |
оператор машинного доения |
43 |
жен |
среднее |
10 |
Мазец Эдуард Владимирович |
слесарь |
52 |
муж |
среднее |
11 |
Милюк Эдуард Фадеевич |
ночной сторож |
51 |
муж |
среднее |
12 |
Крупинская Янина Станиславовна |
животновод |
58 |
жен |
среднее |
13 |
Леонец Иосиф Вацлавович |
оператор животноводческого комплекса |
51 |
муж |
среднее |
14 |
Горчак Геннадий Эдвардович |
оператор животноводческого комплекса |
53 |
муж |
среднее |
На ферме «Подгрушаны» работают 2 человека с высшим образованием, 1 человек имеет среднее специальное образование и 79 % от общего числа работающих имеют среднее образование. По половому признаку мужчины составляют 36 %, женщины - 64 %. По возрастному признаку в интервал 30-40 лет попадает 2 человека; в интервал 41-50 лет – 4 человека; в интервал 51 и более лет – 8 человек. Следовательно, преобладают работники в возрасте 51 и более лет. Этот период в жизни человека характеризуется ростом и стабилизацией самовыражения, у человека четко определены жизненные ценности и ориентиры. В этот период человек обладает профессиональными знаниями, которые старается передать молодым специалистам; часто пользуется заслуженным авторитетом в коллективе.
2) Для проведения анкетирования был поставлен вопрос, наиболее отвечающий цели исследования. В опросном листе перед каждым участником тестовой группы был поставлен конкретный, понятный и четко сформулированный вопрос теста: «С кем бы вы хотели работать, если бы ваш коллектив создавался вновь?»
3) Опросные листы специальной формы были розданы участникам тестовой группы, выступающим одновременно и субъектом, и объектом оценочных суждений. Форма опросного листа, предназначенного для индивидуального заполнения каждым участником теста, представлена в виде таблицы 3.3.
Таблица 3.3. - Форма опросного листа
Ферма «...» | ||
С кем бы вы хотели работать, если бы ваш коллектив | ||
создавался вновь? |
||
№ п/п |
Кого оценивают Ф.И.О. |
оценка |
1 |
||
... |
||
п |
Производился инструктаж участников тестовой группы в форме необходимых пояснений о задаче и технике применения оценочного инструментария, о характере и форме ответа на вопрос теста. Опросный лист был заполнен каждым участником индивидуально и не подлежал оглашению (обнародованию). Заполненные листы по фермам «Князево» и «Подгрушаны» представлены в приложении Г и Д соответственно.
Особый акцент был сделан на том, что около фамилии оценивающего не ставится ни один из условных знаков. Ответы в виде условных знаков «+», «-», «0» заносились в нужные графы таблицы 3.3. Применяемые условные обозначения означают:
"+" - положительный выбор, позитивная оценка, т. е. ответ: " Хотел бы работать вместе";
"-" - отрицательный выбор, негативная оценка, ответ: "Не хотел бы работать вместе"
"0" - нейтральный (безразличный) выбор или затруднительная оценка, ответ: "Мог бы работать, мог бы и не работать, все равно". После чего опросные листы были возвращены организатору тестирования для проведения обработки первичных данных.
4) Содержащиеся в опросных листах сведения переносятся в неизменном виде в специальную сводную таблицу, в результате чего из полученных данных формируется социометрическая матрица исследуемых отношений. Для укрепления взаимного доверия организаторов и участников тестирования, а также сотрудничества надо строго следовать морально-этическим принципам, то есть обеспечивать конфиденциальность информации, недопущение злоупотреблений полученными сведениями и др.
Сводные социометрические таблицы являются основной оперативной базой анализа результатов тестирования.
Таблица 3.4. - Матрица итоговых социометрических оценок. Структура распределения оценок по вопросу анкетирования фермы «Князево»
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают |
∑ | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
+ |
- |
0 | ||
1 |
Столпец А.А. |
х |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
2 |
7 |
2 |
2 |
Величко Е.В. |
+ |
х |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
6 |
2 |
3 |
3 |
Ленец Т.В. |
+ |
- |
х |
- |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Полубок А.Ю. |
+ |
0 |
- |
х |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
4 |
5 |
2 |
5 |
Свистун Н.Г. |
0 |
0 |
+ |
- |
х |
+ |
- |
0 |
- |
- |
- |
+ |
3 |
5 |
3 |
6 |
Дереченик И.Л. |
+ |
- |
+ |
0 |
- |
х |
- |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
6 |
3 |
2 |
7 |
Сосоновский Г.И. |
0 |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
х |
+ |
- |
0 |
0 |
- |
3 |
4 |
4 |
8 |
Шестак Л.И. |
- |
+ |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
х |
- |
- |
+ |
+ |
5 |
5 |
1 |
9 |
Копылович А.И. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
х |
- |
- |
0 |
4 |
5 |
2 |
10 |
Мулярчик А.Б. |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
+ |
х |
0 |
+ |
6 |
2 |
3 |
11 |
Богданович А.Ч. |
- |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
+ |
- |
- |
0 |
х |
- |
1 |
6 |
4 |
12 |
Азерский Г.Ц. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
0 |
х |
6 |
4 |
1 |
∑ |
+ |
6 |
5 |
6 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
49 |
х |
х |
- |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
7 |
6 |
2 |
7 |
4 |
5 |
4 |
х |
<span class="dash041e_04 |