Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:07, аттестационная работа
Цель работы: определить зависимость эффективности управленческой деятельности от стиля руководства.
Задачи:
В процессе теоретического анализа специальной и психологической литературы по проблеме исследования:
раскрыть содержание управленческой деятельности;
выделить критерии эффективности управленческой деятельности;
выделить факторы управленческой деятельности;
Введение……………………………………………………………………....3 - 4
Глава 1: Психологическая характеристика управленческой деятельности……………………………………5 - 19
1.1. Содержание управленческой деятельности…………………………5 - 9
1.2. Критерии эффективности управленческой деятельности………….9 - 14
1.3. Факторы эффективности управленческой деятельности………….14 - 19
Глава 2: Стиль управления как фактор эффективности управленческой деятельности………………………………………………………………..20 - 34
2.1. Понятие стиля руководства…………………………………………20 - 21
2.2. Характеристика стилей руководства……………………………….21 - 34
Глава 3: Диагностика стилей управленческой деятельности руководителей с разным уровнем эффективности…………………………………………...35 - 41
3.1. Описание экспериментальной части исследования……………… 35 - 37
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………..37 - 41
Заключение…………………………………………………………………42 - 46
Список использованной литературы…………………………………….. 47 - 48
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет повышения квалификации
и переподготовки специалистов
Программа дополнительного профессионального образования
«Менеджмент в сфере предпринимательства и частного бизнеса»
Аттестационная работа
О.К. Костенко
Влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности
Научный руководитель
кандидат
психологических наук,
доцент
ОРЕЛ 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Психологическая характеристика управленческой деятельности………………………………………………
Глава 2: Стиль управления как фактор эффективности
управленческой деятельности………………………………………………
Глава 3: Диагностика стилей управленческой
деятельности руководителей с разным
уровнем эффективности………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….. 47 - 48
Приложения
Введение
Поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации. Происходящие в последнее время серьезные изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях. Проблема стиля руководства – это тема еще сравнительно мало разработанного «пласта» потенциала взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность. Стиль не тождественен индивидуальным особенностям человека (характеру, личностным чертам, установкам и др.), а выступает в качестве психологической системы их согласования с совокупностью условий его деятельности и внешней среды (технологиями, требованиями рабочего места, социальными нормами, индивидуальностью партнеров, методами обучения и др.).
Цель работы: определить зависимость эффективности управленческой деятельности от стиля руководства.
Задачи:
Объектом выступает стиль управленческой деятельности.
Предметом выступает специфика стилей управленческой деятельности эффективного руководителя.
В процессе исследования нами были использованы следующие психологические тесты: «Эффективный руководитель», «Неэффективный руководитель», «Стили руководства».
Исследование проводилось на базе различных организаций города Орла и Орловской области. В исследовании приняло участие 20 руководителей.
Глава 1. Психологическая характеристика управленческой деятельности
В психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит и своеобразное «отрицание», снятие двух других, основных типов деятельности, но одновременно и усиление основных черт индивидуальной и совместной деятельности.
Синтетическая природа управленческой деятельности как индивидуально-совместной определяет не только ее принадлежность к особому, специфическому типу деятельности, но и обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей.
Она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно непосредственно сам не только не участвует, но и не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской. Чем в большей степени управленческая деятельность концентрируется вокруг неисполнительских функций и освобождается от непосредственно исполнительского труда, тем выше ее эффективность.
Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает «воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности» [4]. Поэтому ее предметом выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно иным уровнем сложности, нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с «неодушевленными» объектами. В связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и объект труда являются не только идентичными по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения.
Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» [4].
По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Труд руководителя включает два основных аспекта: связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.
Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно сохранение иерархического начала также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.[4]
Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.
Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим эти различия, является уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот. В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого — высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами. В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это — уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена. Руководители низшего звена принадлежат к тому организационному уровню, который находится непосредственно над работниками. Например, к руководителю низшего звена относятся мастер, заведующий отделом. Руководители среднего звена координируют и контролируют работу руководителей низшего звена. Этот тип руководителей наиболее разнообразен и многочислен. Примеры руководителей среднего уровня — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководителями высшего звена являются те, кто возглавляет крупные производственные, социальные и государственные организации, находится на самом верху их иерархии, отвечает за их деятельность, за выработку стратегических решений и их политику в целом. Численность руководителей этого уровня гораздо меньше численности двух предыдущих. Однако этот уровень оказывает несопоставимо большее, чем они, влияние на организации. Как правило, его представители накладывают отпечаток своей личности на облик организации в целом.
В целом можно отметить следующее. Содержание управленческой деятельности включает в себя реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.).
Эффективность, очевидно, но не точно определяется концентрацией вокруг неисполнительских функций и освобождением от непосредственно исполнительского труда.
Один из руководителей сформулировал такую мысль: «Руководитель - это миф, и он должен этот миф искусственно поддерживать» [13]. Эта фраза содержит несколько смыслов. Первый: проблемы эффективности руководства в принципе не существует, поскольку, с одной стороны, неясны критерии эффективности руководства, а с другой - индивидуальность руководителя нивелируется общими требованиями профессиональной сферы и принятой в ней системы управления. Второй: руководитель должен создать свой образ и играть выбранную для себя роль. Третий: руководитель обязан постоянно заботиться о своем имидже в трудовом коллективе и вне его.[13]
Информация о работе Влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности