Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:07, аттестационная работа
Цель работы: определить зависимость эффективности управленческой деятельности от стиля руководства.
Задачи:
В процессе теоретического анализа специальной и психологической литературы по проблеме исследования:
раскрыть содержание управленческой деятельности;
выделить критерии эффективности управленческой деятельности;
выделить факторы управленческой деятельности;
Введение……………………………………………………………………....3 - 4
Глава 1: Психологическая характеристика управленческой деятельности……………………………………5 - 19
1.1. Содержание управленческой деятельности…………………………5 - 9
1.2. Критерии эффективности управленческой деятельности………….9 - 14
1.3. Факторы эффективности управленческой деятельности………….14 - 19
Глава 2: Стиль управления как фактор эффективности управленческой деятельности………………………………………………………………..20 - 34
2.1. Понятие стиля руководства…………………………………………20 - 21
2.2. Характеристика стилей руководства……………………………….21 - 34
Глава 3: Диагностика стилей управленческой деятельности руководителей с разным уровнем эффективности…………………………………………...35 - 41
3.1. Описание экспериментальной части исследования……………… 35 - 37
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………..37 - 41
Заключение…………………………………………………………………42 - 46
Список использованной литературы…………………………………….. 47 - 48
Таким образом, мы наблюдаем, что не существует единого мнения о стилях руководства. Среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько подходов к определению эффективного стиля управления: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный. Согласно поведенческому подходу к руководству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Авторитарный стиль - проявляется в крупных организациях. Используется иерархический аппарат. Отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Либеральный стиль - невмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху. Демократический стиль – в отличие от авторитарного, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации к выполняемым функциям, привлечении их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.
Глава 3: Диагностика стилей управленческой деятельности руководителей с разным уровнем эффективности
3.1. Описание
экспериментальной части
Исследование проводилось на базе организаций г. Орла и Орловской области. Было проведено с 1 мая по 15 мая 2007 года. В эксперименте приняло участие 20 руководителей.
В исследовании были использованы следующие тесты: «Эффективный руководитель», «Неэффективный руководитель», «Стили руководства».
1. Тест «Эффективный руководитель» [12].
Цель: определение эффективности управленческой деятельности. Данный тест состоит из 40 утверждений. Испытуемому предлагается прочитать каждое утверждение и ответить «да» или «нет». Сумма положительных ответов отражает показатель по данному тесту. Если сумма баллов больше 33, то можно с уверенностью говорить о наличии высокого управленческого потенциала. Если сумма баллов от 15 до 32 – то можно говорить о том, что отвечающий успешный руководитель, но ему необходимо подумать над проблемой выработки собственного эффективного индивидуальною стиля. Если же испытуемый набрал меньше 14 баллов, то его стиль должен быть существенно изменен.
2. Тест «Неэффективный руководитель» [12].
Цель: определение эффективности управленческой деятельности. Данный тест использовался для уточнения результата, полученного предыдущим тестом. Данный тест состоит из 20 утверждений. Испытуемому предлагается прочитать каждое утверждение и ответить «да» или «нет». Сумма положительных ответов отражает показатель по данному тесту. Если испытуемый набирает в сумме от 11 до 15 баллов, то он может считать себя достаточно эффективным руководителем. Если сумма баллов менее 10 – эффективный руководитель. Если же сумма баллов от 16 до 20, то стиль руководства является малоэффективным.
3. Тест «Стили руководства».
Цель: определение стиля руководства. Данный опросник состоит из 40 утверждений и 5 вариантов ответа со шкалой оценок от 1 до 5 баллов:
1 балл – нет, так совсем не бывает.
2 балла – нет, как правило, так не бывает.
3 балла – неопределенная оценка.
4 балла – да, как правило, так бывает.
5 баллов – да, так бывает всегда.
Обработка результатов проходит в два этапа. Сначала складываются балльные оценки, проставленные в вопросах под № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40, и эта сумма обозначается через А. Затем складываются баллы в вопросах 2, 4, 6, 8,10, 12, 13,15, 17, 19,21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 и обозначается сумма через В.
Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то испытуемый склонен к демократическому стилю управления. Если сумма А > 85, склонны к либерально-попустительскому стилю. Если сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то человек ведет дискуссию авторитарно, властно, бесцеремонно, агрессивно, склонен к авторитарному стилю руководства. Если суммы А и В различаются менее чем на 10 баллов, то либо руководитель еще не выработал свой стиль управления, либо склонен к непоследовательному стилю.
Структура исследования:
На первом этапе проводилось исследование эффективности руководства. Испытуемым пояснялась инструкция, обязательно оговаривалось условие анонимности тестирования. Далее им предоставлялся опросник, и они самостоятельно заполняли бланки методики.
На втором этапе проводилось исследование стиля руководства. Также зачитывалась инструкция, далее испытуемые также самостоятельно заполняли бланки методики.
На третьем этапе результаты подсчитывались.
3.2. Анализ полученных результатов
Рассмотрим результаты, полученные по каждому тесту.
Таблица 1. Сумма баллов по тесту «Эффективный руководитель»
№ испытуемого |
∑ баллов |
№ испытуемого |
∑ баллов |
1 |
28 |
11 |
29 |
2 |
33 |
12 |
29 |
3 |
31 |
13 |
30 |
4 |
21 |
14 |
32 |
5 |
33 |
15 |
27 |
6 |
28 |
16 |
32 |
7 |
29 |
17 |
28 |
8 |
15 |
18 |
36 |
9 |
26 |
19 |
35 |
10 |
33 |
20 |
36 |
По тесту «Эффективный руководитель» 30% испытуемых набрали от 33 баллов, что говорит о том, что эти руководители имеют высокий управленческий потенциал. 70% испытуемых набрали в сумме от 15 до 32 баллов. Этот результат в свою очередь говорит о том, что испытуемые являются успешными руководителями, но им необходимо подумать над проблемой выработки собственного индивидуального стиля. Более наглядно результаты по тесту «Эффективный руководитель» представлены в гистограмме 1.
Гистограмма 1.
Таблица 2. Сумма баллов по тесту «Неэффективный руководитель»
№ испытуемого |
∑ баллов |
№ испытуемого |
∑ баллов |
1 |
13 |
11 |
4 |
2 |
7 |
12 |
4 |
3 |
12 |
13 |
4 |
4 |
13 |
14 |
7 |
5 |
5 |
15 |
9 |
6 |
10 |
16 |
10 |
7 |
7 |
17 |
4 |
8 |
12 |
18 |
9 |
9 |
8 |
19 |
6 |
10 |
14 |
20 |
6 |
По результатам теста «Неэффективный руководитель» 25% испытуемых набрали от 11 до 15 баллов. Это говорит о том, что эти руководители являются достаточно эффективными. 75% испытуемых набрали от 10 баллов и меньше. Это говорит об эффективном руководстве. Более наглядно результаты по тесту «Неэффективный руководитель» представлены в гистограмме 2.
Гистограмма 2.
Таблица 3. Результат по тесту «Стили руководства»
№ испытуемого |
Стиль руководства |
№ испытуемого |
Стиль руководства |
1 |
Демократический |
11 |
Непоследовательный |
2 |
Непоследовательный |
12 |
Авторитарный |
3 |
Непоследовательный |
13 |
Авторитарный |
4 |
Авторитарный |
14 |
Авторитарный |
5 |
Непоследовательный |
15 |
Непоследовательный |
6 |
Авторитарный |
16 |
Демократический |
7 |
Авторитарный |
17 |
Непоследовательный |
8 |
Непоследовательный |
18 |
Демократический |
9 |
Демократический |
19 |
Демократический |
10 |
Непоследовательный |
20 |
Непоследовательный |
По результатам теста
«Стили руководства» 25% испытуемых склонны
к демократическому стилю управления.
45% испытуемых еще не выработали свой
стиль управления, либо склонны к
непоследовательному стилю
Гистограмма 3. Стили руководства.
Получив результаты по каждому тесту в отдельности, сопоставим полученные данные между собой.
Таблица 4. Сводная таблица по тестам
№ испытуемого |
«Эффективный руководитель» |
«Неэффективный руководитель» |
«Стили руководства» |
1 |
28 |
13 |
Демократический |
2 |
33 |
7 |
Непоследовательный |
3 |
31 |
12 |
Непоследовательный |
4 |
21 |
13 |
Авторитарный |
5 |
33 |
5 |
Непоследовательный |
6 |
28 |
10 |
Авторитарный |
7 |
29 |
7 |
Авторитарный |
8 |
15 |
12 |
Непоследовательный |
9 |
26 |
8 |
Демократический |
10 |
33 |
14 |
Непоследовательный |
11 |
29 |
4 |
Непоследовательный |
12 |
29 |
4 |
Авторитарный |
13 |
30 |
4 |
Авторитарный |
14 |
32 |
7 |
Авторитарный |
15 |
27 |
9 |
Непоследовательный |
16 |
32 |
10 |
Демократический |
17 |
28 |
4 |
Непоследовательный |
18 |
36 |
9 |
Демократический |
19 |
35 |
6 |
Демократический |
20 |
36 |
6 |
Непоследовательный |
Сопоставив результаты тестов между собой можно отметить, что высокий управленческий потенциал встречается у 83,3% испытуемых с непоследовательным стилем управления и у 16,7% испытуемых с демократическим стилем. Достаточно эффективными руководителями по результатам тестов являются 20% испытуемых с демократическим стилем управления, 60% испытуемых с непоследовательным стилем управления и 20% испытуемых с авторитарным стилем. Эффективными руководителями являются 26,7% испытуемых с демократическим стилем управления, 40% испытуемых с непоследовательным стилем и 33,3% испытуемых с авторитарным стилем. Таким образом, мы наблюдаем, что встречаются разные стили руководства, и каждый из них может быть эффективным.
В целом по результатам проведенного исследования следует отметить следующее. В проведенном исследовании нами были выявлены следующие стили руководства: демократический, авторитарный и непоследовательный. Наиболее часто встречается непоследовательный стиль руководства. При этом он может характеризоваться эффективным руководством. Каждый стиль управления по результатам проведенного исследования можно охарактеризовать как эффективный. В исследовании не было выявлено ни одного испытуемого с малоэффективным стилем управления.
Заключение
Целью нашей работы являлось
определение зависимости управл
В ходе теоретического анализа литературы нами было рассмотрено содержание управленческой деятельности, были выделены факторы и критерии управленческой деятельности, а также были рассмотрены стили руководства. Проанализировав специальную и психологическую литературу можно сделать следующие выводы:
1. Управленческая деятельность выступает в качестве комплекса взаимосвязанных процессов, представляющих собой ряд управленческих шагов, и ее эффективность зависит от налаженности и правильного их выполнения. Сбой в одном из процессов может привести к нарушению всей деятельности в целом, невозможности достигнуть требуемой цели или снижению конкурентоспособности организации. Особое внимание хотелось бы обратить на такие функции, как принятие управленческих решений и мотивация, поскольку они являются составляющими каждого вида деятельности. Мотивация является решающим фактором результативности деятельности людей, что ставит одной из главных задач любой организации именно поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Принятие решения означает выбор того, как и что планировать, организовывать и т.д. В самых общих чертах это и составляет основное содержание деятельности руководителя. А основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Она также является основной составляющей любого вида управленческой деятельности, представляя собой не меньшую важность, чем планирование, координация или прогнозирование и циркулирует в организации посредством коммуникаций. Именно наличие полной, своевременной, объективной и доступной информации определяет эффективность планирования и составления прогнозов, организации и принятия верного решения. А значит, любой менеджер должен обеспечить постоянное наличие точных данных для соответствующей деятельности всех его подразделений. В настоящее время ни одно предприятие не может функционировать без правильно организованной управленческой политики, и именно ее обеспечение является основной функцией руководителя. Эффективность управленческой деятельности является залогом успеха в настоящем и будущем.
Информация о работе Влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности