Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:07, аттестационная работа
Цель работы: определить зависимость эффективности управленческой деятельности от стиля руководства.
Задачи:
В процессе теоретического анализа специальной и психологической литературы по проблеме исследования:
раскрыть содержание управленческой деятельности;
выделить критерии эффективности управленческой деятельности;
выделить факторы управленческой деятельности;
Введение……………………………………………………………………....3 - 4
Глава 1: Психологическая характеристика управленческой деятельности……………………………………5 - 19
1.1. Содержание управленческой деятельности…………………………5 - 9
1.2. Критерии эффективности управленческой деятельности………….9 - 14
1.3. Факторы эффективности управленческой деятельности………….14 - 19
Глава 2: Стиль управления как фактор эффективности управленческой деятельности………………………………………………………………..20 - 34
2.1. Понятие стиля руководства…………………………………………20 - 21
2.2. Характеристика стилей руководства……………………………….21 - 34
Глава 3: Диагностика стилей управленческой деятельности руководителей с разным уровнем эффективности…………………………………………...35 - 41
3.1. Описание экспериментальной части исследования……………… 35 - 37
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………..37 - 41
Заключение…………………………………………………………………42 - 46
Список использованной литературы…………………………………….. 47 - 48
2. Немаловажную роль в эффективности управленческой деятельности играют критерии. Так различают психологические и непсихологические критерии эффективности. К числу психологических критериев относятся: удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя в коллективе, самооценка коллектива. Непсихологические критерии представлены в обобщенном виде как результативность коллектива. Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
3. Эффективность управленческой деятельности также следует связывать с такими факторами как: интеллект, ценностные ориентации, уровень образованности и опыт практической работы в сфере управления, а также личностные особенности руководителя. Такой фактор как возраст остается спорным. И совсем не стоит связывать эффективность руководителя с его половой принадлежностью.
4. В ходе теоретического
анализа литературы нами были
рассмотрены стили руководства,
Нами были продиагностированы стили руководства и их эффективность. По полученным результатам можно сделать вывод о том, что не существует какого-то определенного эффективного стиля управления. Эффективным руководитель может быть и с демократическим, и с авторитарным стилем управления. Также нельзя отрицать эффективность руководителя с непоследовательным стилем руководства. Т.е. руководителя который использует все стили в совокупности, либо еще не выработал свой основной стиль управления.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить ряд рекомендаций для руководителей [2]:
- Стремитесь к тому, чтобы в своей работе как можно ярче проявлять собственную индивидуальность;
- Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор;
- Никогда не начинайте работу, если цель её и задачи не определены чётко;
- Помните слова великого Синеки: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра».
- Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется);
- Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее – первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета;
- Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Ещё Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».
- Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно;
- Помните, что основой здоровых отношении с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения;
- Умение отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть»;
- Если кто-то из подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему, критикуйте мнение, а не автора его;
- Не забывайте назначать ответственного за работу и спрашивать с него за её качество;
- Не забывайте о поощрениях и наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрение должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначаются, но и на коллектив;
- Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого – всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим;
- В отношениях с подчинёнными не дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашего к нему отношения являются интересы дела;
- Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания;
- Без надобности не вмешивайся в дела подчинённых;
- Знание возможностей своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего руководителя;
- Умение сочетать требовательность с тактичностью – предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива;
- Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя;
- Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности;
Список использованной литературы
1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Дейл Карнеги Как
приобретать друзей и
3. Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления. М.: «Экономика», 1994.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики,1999.
5. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.,1984.
6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М.: «Дело», 1991.
7. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Изд-во «Зерцало», 1999.
8. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель …Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 1993.
9. Леонов Н.И. Психология делового общения. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
10. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: Издательство «Наука», 1996.
11. Майкл Мескон и др. Основы менеджмента. – М.: Издательство «ДЕЛО»,1997.
12. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса. – Дубна: Феникс+, 2001.
13. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2003.
14. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997.
15. Теоретико – методологические аспекты. – Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД, 1991.
16. Толковый словарь по управлению. – М.: изд. «Аланс», 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТ «ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»
ТЕСТ №1
Прочитайте 40 утверждений. Если вы согласны с каким-либо утверждением, поставьте в бланке ответов ответ «Да». Если не согласны, ответ «Нет».
1.Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?
2.Ориентированы ли
вы на сотрудничество с
3.Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?
4.Поясняете ли вы
причины, заставившие вас
5.Доверяют ли вам подчиненные?
6.Вовлекаете ли вы
всех исполнителей задания в
процесс обсуждения целей,
7.Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения или высказывать замечания?
8.Помните ли вы имена
всех деловых партнеров, с
9.Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?
10.Контролируете ли вы ход выполнения задания?
11.Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят ?
12.Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
13.Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?
14.Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?
15.Знаете ли вы интересы
и устремления ваших
16.Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
17.Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его партнеров по работе?
18.Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?
19.Отмечаете ли вы
хорошую работу своего
20.Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?
21.Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?
22.Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работы?
23.Есть ли у вас
план самосовершенствования,
24.Существует ли в вашей фирме или в банке план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?
25.Регулярно ли вы
читаете специальную
26.Имеете ли вы достаточно
большую библиотеку по
27.Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?
28.Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
29.Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?
30.Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?
31.Доверяете ли вы своим подчиненным?
32.Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?
33.Держите ли вы
определенную дистанцию со
34.Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?
35.Вы уверены в себе?
36.Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
37.Часто ли вы применяете
оригинальный творческий
38.Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?
39.Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях С людьми?
40.Готовы ли вы изменить
стиль своего руководства с
целью повышения его
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ «НЕЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»
ТЕСТ №2
Прочитайте 20 утверждений. Если вы согласны с каким-либо утверждением, поставьте в бланке ответов ответ «Да». Если не согласны, ответ «Нет».
1.Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями.
2.Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами.
3.Основная часть вашего рабочего времени уходит на детали и второстепенные вопросы.
4.Вам приходится делать много дел одновременно.
5.Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности.
6.Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки
7.Дома часто приходится заниматься производственными проблемами
8.Вы предпочитаете
отложить решение вопроса,
9.Вы стараетесь принять наилучшее решение, не всегда заботясь о его реалистичности.
10.Вы стремитесь к тому, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах.
11.Вам постоянно приходится идти на компромиссы и уступки.
12.В случае неуспеха дела вы обычно ищете, кто из подчиненных виноват.
13.Чувствуете ли вы себя средством в руках других людей?
14.Вы действуете по привычной схема в различных деловых ситуациях.
Информация о работе Влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности