Влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:07, аттестационная работа

Описание работы

Цель работы: определить зависимость эффективности управленческой деятельности от стиля руководства.
Задачи:
В процессе теоретического анализа специальной и психологической литературы по проблеме исследования:
раскрыть содержание управленческой деятельности;
выделить критерии эффективности управленческой деятельности;
выделить факторы управленческой деятельности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3 - 4
Глава 1: Психологическая характеристика управленческой деятельности……………………………………5 - 19
1.1. Содержание управленческой деятельности…………………………5 - 9
1.2. Критерии эффективности управленческой деятельности………….9 - 14
1.3. Факторы эффективности управленческой деятельности………….14 - 19
Глава 2: Стиль управления как фактор эффективности управленческой деятельности………………………………………………………………..20 - 34
2.1. Понятие стиля руководства…………………………………………20 - 21
2.2. Характеристика стилей руководства……………………………….21 - 34
Глава 3: Диагностика стилей управленческой деятельности руководителей с разным уровнем эффективности…………………………………………...35 - 41
3.1. Описание экспериментальной части исследования……………… 35 - 37
3.2. Анализ полученных результатов…………………………………..37 - 41
Заключение…………………………………………………………………42 - 46
Список использованной литературы…………………………………….. 47 - 48

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

2. Немаловажную роль  в эффективности управленческой деятельности играют критерии. Так различают психологические  и непсихологические критерии эффективности. К числу психологических критериев относятся: удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя в коллективе, самооценка коллектива. Непсихологические критерии представлены в обобщенном виде как результативность коллектива. Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.

3. Эффективность управленческой деятельности также следует связывать с такими факторами как: интеллект, ценностные ориентации, уровень образованности и опыт практической работы в сфере управления, а также личностные особенности руководителя. Такой фактор как возраст остается спорным. И совсем не стоит связывать эффективность руководителя с его половой принадлежностью.

4. В ходе теоретического  анализа литературы нами были  рассмотрены стили руководства,  и было установлено, что каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки. Авторитарный стиль - проявляется в крупных организациях. Используется иерархический аппарат. Отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Либеральный стиль - невмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху. Демократический стиль – в отличие от авторитарного, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации к выполняемым функциям, привлечении их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Удовлетворенность работой  рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного  стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.

Нами были продиагностированы стили руководства и их эффективность. По полученным результатам можно сделать вывод о том, что не существует какого-то определенного эффективного стиля управления. Эффективным руководитель может быть и с демократическим, и с авторитарным стилем управления. Также нельзя отрицать эффективность руководителя с непоследовательным стилем руководства. Т.е. руководителя который использует все стили в совокупности, либо еще не выработал свой основной стиль управления.

Учитывая все вышесказанное, можно выделить ряд рекомендаций для руководителей [2]: 

- Стремитесь к тому, чтобы в своей работе как  можно ярче проявлять собственную индивидуальность;

-  Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор;

- Никогда не начинайте работу, если цель её и задачи не определены чётко;

  - Помните слова великого Синеки: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра».

- Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется);

- Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее – первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета;

- Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Ещё Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».

- Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно;

- Помните, что основой здоровых отношении с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения;

- Умение отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть»;

- Если кто-то из подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему,  критикуйте мнение, а не автора его;

- Не забывайте назначать ответственного за работу и спрашивать с него за её качество;

- Не забывайте о поощрениях и наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрение должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначаются, но и на коллектив;

- Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого – всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим;

- В отношениях с подчинёнными не дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашего к нему отношения являются интересы дела;

- Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания;

- Без надобности не вмешивайся в дела подчинённых;

- Знание возможностей своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего руководителя;

- Умение сочетать требовательность с тактичностью – предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива;

- Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя;

- Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Дейл Карнеги Как  приобретать друзей и оказывать  влияние на людей. Как научиться владеть собой и влиять на людей, выступая публично. Как преодолеть беспокойство и начать жить. – М.: «Мартин», 2005.

3. Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления. М.: «Экономика», 1994.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики,1999.

5. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.,1984.

6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М.: «Дело», 1991.

7. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Изд-во «Зерцало», 1999.

8. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель …Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 1993.

9. Леонов Н.И. Психология делового общения. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

10. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: Издательство «Наука», 1996.

11. Майкл Мескон и др. Основы менеджмента. – М.: Издательство «ДЕЛО»,1997.

12. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса. – Дубна: Феникс+, 2001.

13. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2003.

14. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997.

15. Теоретико – методологические аспекты. – Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД, 1991.

16. Толковый словарь по управлению. – М.: изд. «Аланс», 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТ «ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ №1

Прочитайте 40 утверждений. Если вы согласны с каким-либо утверждением, поставьте в бланке ответов ответ  «Да». Если не согласны, ответ «Нет».

 

1.Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

2.Ориентированы ли  вы на сотрудничество с другими  людьми?

3.Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4.Поясняете ли вы  причины, заставившие вас принять  то или иное решение?

5.Доверяют ли вам  подчиненные?

6.Вовлекаете ли вы  всех исполнителей задания в  процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.?

7.Поощряете ли вы  сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения или высказывать замечания?

8.Помните ли вы имена  всех деловых партнеров, с которыми общаетесь?

9.Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10.Контролируете ли вы ход выполнения задания?

11.Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят ?

12.Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?

13.Стремитесь ли вы  найти в людях лучшие качества?

14.Знаете ли вы, как  эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

15.Знаете ли вы интересы  и устремления ваших подчиненных?

16.Умеете ли вы быть  внимательным слушателем?

17.Благодарите ли вы  сотрудника в присутствии его партнеров по работе?

18.Делаете ли вы  критические замечания своим подчиненным наедине?

19.Отмечаете ли вы  хорошую работу своего коллектива  в докладе вышестоящему руководству?

20.Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами по административным и управленческим каналам?

21.Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

22.Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работы?

23.Есть ли у вас  план самосовершенствования, по  крайней мере, на год вперед?

24.Существует ли в вашей фирме или в банке план повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями времени?

25.Регулярно ли вы  читаете специальную литературу  по своей специальности?

26.Имеете ли вы достаточно  большую библиотеку по специальности?

27.Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

28.Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

29.Эффективно ли вы  проводите беседы со своими  подчиненными по вопросам улучшения их работы?

30.Знаете ли вы, какие  качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

31.Доверяете ли вы  своим подчиненным?

32.Занимаетесь ли вы  с готовностью проблемами, вопросами и жалобами своих подчиненных?

33.Держите ли вы  определенную дистанцию со своими  подчиненными?

34.Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

35.Вы уверены в себе?

36.Хорошо ли вы знаете  свои сильные и слабые стороны?

37.Часто ли вы применяете  оригинальный творческий подход  в принятии управленческих решений?

38.Регулярно ли вы  повышаете свою квалификацию  на специальных курсах, семинарах?

39.Достаточно ли вы  гибки в своем поведении, в  отношениях С людьми?

40.Готовы ли вы изменить  стиль своего руководства с  целью повышения его эффективности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕСТ «НЕЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ №2

 

Прочитайте 20 утверждений. Если вы согласны с каким-либо утверждением, поставьте в бланке ответов ответ «Да». Если не согласны, ответ «Нет».

 

1.Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями.

2.Вы компетентнее других  и поэтому стараетесь все делать сами.

3.Основная часть вашего  рабочего времени уходит на  детали и второстепенные вопросы.

4.Вам приходится делать  много дел одновременно.

5.Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности.

6.Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки

7.Дома часто приходится  заниматься производственными проблемами

8.Вы предпочитаете  отложить решение вопроса, чтобы  вернуться к нему тогда, когда  возникнут для этого соответствующие условия.

9.Вы стараетесь принять  наилучшее решение, не всегда заботясь о его реалистичности.

10.Вы стремитесь к  тому, чтобы ваш авторитет не  пострадал ни при каких обстоятельствах.

11.Вам постоянно приходится  идти на компромиссы и уступки.

12.В случае неуспеха дела вы обычно ищете, кто из подчиненных виноват.

13.Чувствуете ли вы  себя средством в руках других  людей?

14.Вы действуете по  привычной схема в различных деловых ситуациях.

Информация о работе Влияние стиля руководства на эффективность управленческой деятельности