Внешняя среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ внешнего окружения образовательного учреждения для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности и разработка рекомендаций, мероприятий по удовлетворению образовательных потребностей.
Задачи курсовой работы:
1) провести анализ макроокружения образовательного учреждения;
2) провести анализ микроокружения образовательного учреждения;

Содержание работы

Введение………...…………………………………..……………………….….…....3
Глава 1.Сущность и значение анализа внешней среды образовательного
учреждения…………………………………………………………………………...5
1.1. Особенности и основные характеристики внешней среды
образовательного учреждения………………………………………………….…...5
1.2. Содержание и необходимость проведения анализа внешней
среды в учебном заведении..………………………………………………..……....8
1.3. Сущность и особенности образовательных услуг……………………13
Глава 2.Факторы внешней среды и их воздействие на удовлетворение образовательных потребностей…………………………….…….……………..…16
2.1. Факторы прямого воздействие внешней среды……………................18
2.2. Факторы косвенного воздействие внешней среды………………...…26
2.3. Анализ внешней среды Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) и предложенные мероприятия для удовлетворения образовательных потребностей………………………………...28
Заключение…………….……….……………………….…....…………….............34
Список литературы …….…….....………………………….…...............................35
Приложение………………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

внешняя среда ОУ.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………...…………………………………..……………………….….…....3

Глава 1.Сущность и значение анализа внешней среды образовательного

учреждения…………………………………………………………………………...5

1.1. Особенности и основные характеристики внешней среды

образовательного учреждения………………………………………………….…...5

         1.2.  Содержание и необходимость проведения анализа внешней

среды в учебном заведении..………………………………………………..……....8

          1.3.  Сущность и особенности образовательных услуг……………………13

Глава 2.Факторы внешней среды  и их воздействие на удовлетворение образовательных потребностей…………………………….…….……………..…16

          2.1.  Факторы прямого воздействие внешней среды……………................18

          2.2.  Факторы косвенного воздействие внешней среды………………...…26

          2.3. Анализ внешней среды Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) и предложенные мероприятия для удовлетворения образовательных потребностей………………………………...28

Заключение…………….……….……………………….…....…………….............34

Список литературы …….…….....………………………….…...............................35

Приложение………………………………………………………………………..36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим понятием в менеджменте  является организация. Любая организация и образовательное учреждение находится и функционирует в среде. Каждое действие всех организаций возможно только в том случае, если среда допускает её осуществление. Внешняя среда, это источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая  степень неопределенности факторов внешней среды в сфере образования, значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители учреждений остро ощущают потребность в систематической и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Большинство российских учебных заведений не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что обусловлено недостаточной разработанностью теоретических основ образовательных потребностей и исследования с учетом  региональной и отраслевой специфики заведений.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней  среды образовательных учреждений уделяет основное внимание изучению отдельных ее факторов. Современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции экономических, социально-политических и правовых аспектов. Руководство должно иметь представление о внешней среде и тенденциях ее развития. При этом внешнее окружение, изучается стратегическим управлением для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые учреждение должно учитывать при определении своих целей, задач и использования своего потенциала.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная внешняя среда образовательного учреждения характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в сфере образования и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Учебные заведения должны постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать.

Объектом исследования является процесс управления развитием образовательного учреждения.

Предметом исследования служат технологии исследования внешней среды учебного заведения.

Целью курсовой работы является анализ внешнего окружения  образовательного учреждения для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности и разработка рекомендаций, мероприятий по удовлетворению образовательных потребностей.

Задачи курсовой работы:

  1. провести анализ макроокружения образовательного учреждения;
  2. провести анализ микроокружения образовательного учреждения;
  3. выявить закономерности изучения внешней среды образовательного учреждения, как фактора, обеспечивающего удовлетворение образовательных потребностей.
  4. разработка рекомендаций и мероприятий по удовлетворению образовательных потребностей

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы  и приложения.

Первая глава описывает сущность и значение анализа внешней среды образовательного учреждения. В нее включается основные понятия среды организации, а также даны характеристики внешней среды.

Во второй главе описываются факторы прямого и косвенного значения, представлен анализ микро- и макроокружения , а также производится анализ окружающей среды образовательного учреждения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Сущность и значение анализа внешней

среды образовательного учреждения

1.1 Особенности и основные характеристики внешней среды образовательного учреждения

Проблема взаимоотношения  организации и среды в науке  стала рассматриваться впервые  в работах А. Богданова в первой половине ХХ века (2). Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило точкой для интенсивного использования системного подхода в теории  управления, с позиций которого любая организация  рассматривается как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.  

Внешняя Среда - это совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами предприятия, и оказывающих какое-либо влияние на его деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду.

Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными (3).

Первоначальная внешняя  среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней.

«Внешняя среда образовательного учреждения - это сложная открытая система взаимосвязанных элементов природной, политической, экономической, социальной и духовной сред, оказывающих прямое и косвенное воздействие на учебное заведение. Моделирование внешней среды учебного заведения  на основе аксиологического подхода, позволяет  повысить эффективность принимаемых управленческих решений» (12 стр.68).

Использование в управлении теории систем, существенно облегчило задачу изучения всей деятельности образовательных учреждений в единстве их составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. То есть образовательная организация рассматривается как открытая система, для которой характерны следующие особенности:   

      - наличие в системе определенного числа компонентов;

      - связь составляющих элементов системы, организационно оформленная в виде структуры;

      - воздействие различных компонентов системы друг на друга как результат их взаимодействия между собой и с окружающей средой;

      - появление как следствие взаимодействия компонентов системы новых явлений, обновленных процессов;

       - свойства системы, проявляющиеся как результат взаимодействия ее компонентов;

        - идентификация системы, позволяющая  отличать ее и ее составные компоненты от других явлений, не входящих в систему;

     - наличие окружающей среды, которая, не являясь частью системы, активно воздействует на нее;

     - «концептуальный характер системы - ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы» - Уткин Э. А. (14 стр. 97).

Современный менеджмент основывается на следующих "постулатах":

- внешняя  среда организации чрезвычайно  изменчива и подвижна;

- любой сотрудник  вуза - личность со своими многообразными  и противоречивыми потребностями  и лишь в последнюю очередь - "инструмент" для обеспечения прибыли;

- управление - сложная сфера человеческой  деятельности, которой следует учиться  всю жизнь (7).

Наиболее  характерные черты внешней среды  современного вуза - динамичность, многообразие и интегрированностъ. Динамичность нашей российской действительности филиал все уже хорошо осознали, однако многие полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, происходящих в стране. В ускоряющемся темпе меняются виды образовательных услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Очень непросто выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.

Характерная черта  внешней среды вузов - многообразие. Современная образовательная организация  взаимодействует с огромным числом различных объектов - клиентами, партнерами, банками, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т. д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с образовательных учреждений, но и между собой множеством экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных нитей, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда - интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия вуза с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными в рамках внешней среды - социальные факторы и условия, которые предопределяют многие стратегически важные решения, принимаемые образовательных учреждений. Ключевая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим обстоятельствам.

Роль социальных факторов и в будущем  усиливается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во всевозрастающей степени диктует стратегию и тактику организаций.

1.2 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды организации

Анализ внешней среды  обычно считается исходным процессом  стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей образовательных учреждений, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для учреждения.

Анализ внешнего окружения  помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа  внешней среды в процессе стратегического  планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

  1. Где сейчас находится образовательное учреждение.
  2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем.
  3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство  в дальнейшем.

В реальной практике управления образовательных учреждений, оценка и анализ влияния внешней среды на процессы, происходящие внутри образовательного учреждения, осуществляется, как правило, на основе опыта и интуиции руководителей.

Проблема прогнозирования  развития учебных заведений многоаспектна, поскольку затрагивает не только логику и содержание процесса прогнозирования, но и позволяет рассмотреть взаимозависимость развития образовательных учреждений и изменений внешней среды. Основополагающими в данной области являются научные труды, раскрывающие сущность понятий внешней среды организации (И. Н. Герчикова, М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури, О. С. Виханский, А. И. Наумов, Н. Алексеев), относящиеся к теории менеджмента (3). Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. При таком подходе внутренняя среда является неотделимой частью от «социального макроокружения и непосредственного окружения» организации. Расширяется интерес ученых к исследованию подходов к анализу внешней среды. В настоящее время выделяют следующие основные подходы:

Информация о работе Внешняя среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей