Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ внешнего окружения образовательного учреждения для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности и разработка рекомендаций, мероприятий по удовлетворению образовательных потребностей.
Задачи курсовой работы:
1) провести анализ макроокружения образовательного учреждения;
2) провести анализ микроокружения образовательного учреждения;
Введение………...…………………………………..……………………….….…....3
Глава 1.Сущность и значение анализа внешней среды образовательного
учреждения…………………………………………………………………………...5
1.1. Особенности и основные характеристики внешней среды
образовательного учреждения………………………………………………….…...5
1.2. Содержание и необходимость проведения анализа внешней
среды в учебном заведении..………………………………………………..……....8
1.3. Сущность и особенности образовательных услуг……………………13
Глава 2.Факторы внешней среды и их воздействие на удовлетворение образовательных потребностей…………………………….…….……………..…16
2.1. Факторы прямого воздействие внешней среды……………................18
2.2. Факторы косвенного воздействие внешней среды………………...…26
2.3. Анализ внешней среды Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) и предложенные мероприятия для удовлетворения образовательных потребностей………………………………...28
Заключение…………….……….……………………….…....…………….............34
Список литературы …….…….....………………………….…...............................35
Приложение………………………………………………………………………..36
Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. То
есть возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот – предотвращенные угрозы – могут создать дополнительные возможности см. Приложение 1).
Чтобы определить стратегию поведения образовательного учреждения и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и достижений.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонентов.
Таким образом, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.
2.2. Факторы среды косвенного воздействия внешней среды
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами (рис. 5) (16).
Технология: создание новых продуктов, процессов, или усовершенствование старых – все это относится к категории инноваций. Учебное заведение должно отслеживать технологические инновации. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Сегодня, для сохранения конкурентоспособности, все организации вынуждены идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.
Состояние экономики: состояние экономики в большой степени также влияет на стратегию и деятельность учебных заведений. К экономическим факторам образовательных учреждений относятся: циклы экономической активности, средний уровень дохода населения, уровень инфляции. То или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации.
Социокультурные факторы: социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества, отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж образовательного учреждения и ее услуги.
Политические факторы: настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении учреждения (налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот). Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изменения в политической ситуации или законодательстве могут являться значительным фактором, влияющим на то, как учреждение будет работать в дальнейшем.
Отношения с местным населением: почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к уровню образования, определяющие, где можно развернуть деятельность.
Изменение в среднем возрасте населения означает существенное изменение структуры общества по возрасту. Падение или рост рождаемости это угроза для одних сфер деятельности и благо для других. Например, постоянный или снижающийся уровень рождаемости может привести к увеличению среднего возраста населения. Это скажется на появлении большего спроса на услуги для пожилых людей и снижения спроса на образовательные услуги для молодежи.
2.3 Анализ внешней среды Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и предложенные мероприятия для удовлетворения образовательных потребностей.
Деятельность любого образовательного учреждения невозможна без маркетингового анализа, т.к. перед тем, как планировать виды и направления образовательных услуг, необходимо знать, какие виды образовательных услуг, в каком объёме и по каким ценам организация будет реализовывать.
Основная цель маркетингового анализа – изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень её использования в процессе дальнейшей деятельности.
Для анализа внешней среды образовательного учреждения, в своей курсовой работе я выбрала Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию.
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (ПГСГА) была основана в 1911 году как Самарский учительский институт.
За 100 лет своего существования
Академия дала жизнь новым учебным
заведениям - Самарскому государственному
университету, первое открытие которого
состоялось в 1918 году, и Тольяттинскому государственн
Часть корпусов Академии расположена в историческом центре Самары, студенческий городок, объединяющий несколько учебных корпусов, спортивные площадки и общежития, находится в Советском районе города.
Академия ежедневно обучает свыше 9 000 студентов и аспирантов. Обучение построено с учетом вековых традиций классического образования, педагогических инноваций, опыта и разработок собственных научных школ и с использованием возможностей новых информационных и образовательных технологий.
Управление Академией осуществляет Ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии - Вершинин Игорь Владимирович, доктор филологических наук, профессор. Стратегические решения по развитию Академии принимает Ученый совет Академии. Ректорат совместно с деканами факультетов отвечают за эффективную организационную и учебную деятельность Академии.
Основными задачами маркетингового анализа являются:
- изучение платёжеспособного спроса на образовательные услуги, рынков сбыта и плана реализации образовательных услуг соответствующего объёма;
- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на услуги, и оценка степени риска невостребованных услуг;
- оценка конкурентоспособности о
- разработка стратегии,
тактики, методов и средств
формирования спроса и
- оценка эффективности оказания образовательных услуг.
Для этого, ПГСГА регулярно проводят работу по расширению и обновлению специальностей и видов образовательных услуг.
В целом можно отметить, что руководители ПГСГА находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в своей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между академией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел маркетинга, который изучает потребителей образовательных услуг, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране.
Партнеры ПГСГА: Международный отдел как структура ПГСГА работает по соглашениям и договорам, география которых охватывает Германию, Францию, США, Италию, Нигерию, Казахстан.
За время работы отдела, Академия была признана рядом зарубежных вузов. Были подписаны договора о взаимном признании результатов обучения и стажировок студентов с Людвигсбургским педагогическим институтом (Германия), с Университетом Франсуа Рабле (Франция), с Западно-католическим университетом г. Анже (Франция), с Туринским университетом (Италия), с Хартвик колледжем (США) (17).
Подписанные договора предполагают двусторонний обмен студентами, аспирантами и преподавателями. В настоящее время ведется работа по реализации проекта преподавателей факультета коррекционной педагогики ПГСГА и представителей стран Европейского Союза. В дальнейшем планируется вовлечение и других факультетов в проектную деятельность с зарубежными партнерами. ПГСГА стала членом «Информационной партнерской сети Международной программы стипендий Фонда Форда».
Осенью 2006 года ПГСГА подписала два международных договора о сотрудничестве в области высшего образования. Первый договор — с Высшей школой «Кадры для Европы» (г. Познань, Польша; www.kde.edu.pl) о сотрудничестве в области дошкольного и начального образования, культурологии и журналистики, туризма и отдыха. Партнерство будет проходить в рамках договора о сотрудничестве между Самарской областью и Великопольским воеводством. Второй договор — с Университетом Томаса Бата (г. Злинь, Чешская Республика; www.utb.cz).
Сотрудничество ПГСГА с этими двумя высшими учебными заведениями предполагает обмен студентами, аспирантами, преподавателями, проведение совместных конференций, семинаров, научных исследований, публикацию совместных учебных пособий и монографий.
В январе 2007 года между ПГСГА, компанией Delcam Plc. и ООО «Делкам-Самара» был подписан договор о творческом сотрудничестве, позволяющий вузу осуществлять подготовку будущих учителей информатики, рисования и дизайнеров по компьютерному проектированию, дизайну и графике на базе лицензионных программных продуктов фирмы Delcam Plc (17).
Предметом особой гордости является подписанный договор о сотрудничестве с представительством некоммерческой корпорации «Project Нarmony, Inc.» (США) в Российской Федерации, в рамках которого на базе ПГСГА началась реализация программы «Обучение для будущего» (Intel Teach).
Помимо зарубежных партнеров ПГСГА активно взаимодействует с: Самарским представительством Alliance Française; Институтом им. Гете; Самарским представительством STARTRAVEL; Российской волонтерской ассоциацией World4u; Казахским государственным университетом им. Утемисова (Казахстан); и т. д.
Мероприятия по удовлетворению образовательных потребностей: предоставление различных видов и форм обучения, материальные вознаграждения для победителей олимпиад, рекламные мероприятия образовательных услуг: проведение «Дня открытых дверей», баннерная реклама, распространение рекламных буклетов и др.
Завершающей стадией маркетинга образовательных услуг является предоставление потребителям образовательных услуг и обеспечение конкурентоспособности услуг в условиях конкуренции.
На основе изученного материала предложены рекомендации:
Благодаря всем этим нововведениям планируется, что к 2010 году в Академии повысится количество студентов.
Мерой эффективности системы предоставления образовательных услуг служит отношение затрат ПГСГА к ее результатам. Основной результат, который достигается в системе — это уровень оказания образовательных услуг населению. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды. При рассмотрении внешней среды и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние экономических и социокультурных факторов на экономические процессы.
Организация исследования внешней среды на комплексной и регулярной основе требует также соответствующего финансового обеспечения. При этом все затраты на проведение анализа следует рассматривать как инвестиции в информацию, способствующую выработке оптимальных стратегических решений, а также своевременному устранению опасностей и использованию возможностей, выгоды от которых могут иметь долговременный характер. Поэтому необоснованное сокращение финансовых ресурсов на этот вид деятельности может отрицательно сказаться на качестве стратегических и оперативных управленческих решений.
Подводя итог, можно отметить, что руководителям образовательных учреждений необходимо осознавать важное значение внешней среды и большое влияние её факторов на экономическое и социальное развитие организации в целом.