Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ внешнего окружения образовательного учреждения для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности и разработка рекомендаций, мероприятий по удовлетворению образовательных потребностей.
Задачи курсовой работы:
1) провести анализ макроокружения образовательного учреждения;
2) провести анализ микроокружения образовательного учреждения;
Введение………...…………………………………..……………………….….…....3
Глава 1.Сущность и значение анализа внешней среды образовательного
учреждения…………………………………………………………………………...5
1.1. Особенности и основные характеристики внешней среды
образовательного учреждения………………………………………………….…...5
1.2. Содержание и необходимость проведения анализа внешней
среды в учебном заведении..………………………………………………..……....8
1.3. Сущность и особенности образовательных услуг……………………13
Глава 2.Факторы внешней среды и их воздействие на удовлетворение образовательных потребностей…………………………….…….……………..…16
2.1. Факторы прямого воздействие внешней среды……………................18
2.2. Факторы косвенного воздействие внешней среды………………...…26
2.3. Анализ внешней среды Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) и предложенные мероприятия для удовлетворения образовательных потребностей………………………………...28
Заключение…………….……….……………………….…....…………….............34
Список литературы …….…….....………………………….…...............................35
Приложение………………………………………………………………………..36
2. Параметрический (М. Альберт, О. С. Виханский, А. Н. Люкшинов, М. Мескон, А. Н. Наумов, Ф. Хедоури и др.); процессный (О. С. Виханский, A. Н. Наумов, Р. Фатхутдинов и др.) (3);
3. Факторный (М. Альберт,
B. Г. Афанасьев, В. Е. Быков,
О. С. Виханский, И. Н.
Анализ этих подходов дает возможность в нашем исследовании определить категориальный аппарат и является основой для выбора способов моделирования внешней среды образовательного учреждения.
Особый интерес представляют работы по прогнозированию развития социальных систем. Теоретические основы прогнозирования разработаны в трудах по социальному прогнозированию (В.Г. Афанасьев, И.В. Бестужев, В.Г. Виноградов, А.М. Гендин, Т. М. Дридзе, Н;И. Храменко и др.) (6); прогнозированию системы образования (Б. М. Андриевский, И. В. Бестужев, Б.С.Гершунский, Э.Г.Костяшкин, О.Т.Лебедев, Г.Нойер, Н.Скаткин и др.) (6); дидактическому прогнозированию (Г.Н. Александров, Ю.К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В.В.Краевский, И.Я. Лернер, Я.Пруха, Т.Хюсен, Я. Щепаньский и др.) (9). В исследованиях названных ученых раскрыты основные категории, выявлены закономерности и принципы прогнозирования в социальной сфере.
В ряде работ предпринята попытка более подробного рассмотрения прогностической деятельности руководителя образовательного учреждения (Т. М. Давыденко, В. И. Криличевский, В. С. Лазарев, Н. А. Рогачева, П. И. Третьяков, Т.И. Шамова) (10). В данных исследованиях представлены личностнодеятельностный и рефлексивный подходы к внутриобразовательному управлению, а также принципы прогностической деятельности руководителя образовательного учреждения. Однако, в отмеченных исследованиях не нашло отражение научное решение практических задач, непосредственно связанных с прогнозированием развития учебных заведений в условиях изменяющейся внешней среды.
Все вышесказанное позволило
нам выявить следующие противор
- между требованием определения тенденций развития образовательного учреждения и недостаточным учётом изменений внешней среды, определяющих целесообразность и направленность изменений жизнедеятельности учреждения;
- между необходимостью
построения педагогических
Для того чтобы оценить
необходимость проведения анализа
внешнего окружения необходимо также
рассмотреть характеристики внешней
среды, которые оказывают
Во-первых, к числу данных характеристик относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных образовательных учреждений в бурно изменяющуюся.
Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность внешней среды. Это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые предприятие реагирует, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, эта организация находится в сложном.
В-третьих, нужно выделить подвижность среды. Под ней понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи отмечают такую тенденцию, что окружение современных образовательных учреждений изменяется с нарастающей скоростью. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижного внешнего окружения, образовательное учреждение должно опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
В-четвертых, неопределенность внешней среды. Она является функцией количества информации, которой располагает учреждение по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
Все эти характеристики
внешней среды говорят о
Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности. Методы, которые можно использовать при данном анализе можно объединить в две основные группы: методы сбора данных о внешней среде и методы анализа и прогнозирования ее факторов. Последние включают в себя методы экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства (1). На сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения интересов государства. Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.
Поэтому одной из важнейших проблем развития образования сегодня можно рассматривать недостаточную подготовку руководителей образовательных учреждений осуществлять маркетинг как деятельность по согласованию возможностей организации (ее внутренней среды) с потребностями клиентов (требованиями внешней среды). Необходимость такого согласования в принципе обусловлена потребностью соответствовать состоянию внешней среды – любое несоответствие приводит к провалу.
Под рынком образовательных услуг подразумевают все материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги (6).
В сущности, образовательная услуга заключается в обеспечении овладения обучающимся тем или иным уровнем подготовки к различным видам деятельности. А уровень подготовки во многом определяется разными образовательными программами. Тем самым воздействие на потребителей может оказываться путем предоставления им разных по форме, срокам, направленности и стоимости образовательных программ. Само предоставление права выбора тоже способно оказывать воздействие, эффект которого зависит от согласования спроса и предложения, а также от учета образовательным учреждением специфики сферы услуг.
Покупая товар, клиент получает материальную вещь, способную удовлетворить его потребность. Покупателю часто даже не важно знать, где, кем и как изготовлен товар. Отличие услуги от товара в том, что она неосязаема для получателя, неотделима от ее производителя, непостоянна по качеству и несохраняема. Покупая услугу, клиент получает процесс изготовления чего-то, чего сам он не делает. Клиент получает определенную выгоду: пользуясь услугами, он экономит время и средства, потому что не в состоянии хорошо делать все или не желает делать сам. Образовательную услугу следует рассматривать как процесс овладения обучающимся определенным уровнем подготовки к деятельности в соответствии с выбранной образовательной программой. Предоставление учреждением выбора образовательной программы и выбор ее потребителем во многом осуществляются на основе доверия друг к другу.
Специфика услуг как продукта образовательных учреждений вызывает необходимость у их руководителей больше внимания уделять согласованию спроса и предложения, то есть больше заниматься маркетингом. Важное значение для эффективного взаимодействия учреждения с субъектами рынка образовательных услуг (и, прежде всего, потребителями) имеет создание имиджа – представления его в сознании различных групп субъектов. Имидж как некий образ организации позволяет вызывать большее доверие у потребителей. Управляя изменением образа, образовательное учреждение оказывает воздействие на отношение субъектов рынка к себе, формируя потребность в своих услугах. Для поддержания у потребителей доверия к деятельности своего учреждения руководители вынуждены решать определенные задачи.
Рассматривая деятельность образовательного учреждения, прежде всего как процесс взаимодействия обучающихся, педагогов, руководителей, необходимо отметить, что задачи затрагивают все аспекты деятельности, включая профессиональную подготовленность к ней субъектов:
Таким образом, успешная деятельность образовательного учреждения в сегодняшних условиях во многом определяется тем, насколько эффективно руководитель осуществляет маркетинг, насколько согласованно с изменениями внешней среды проводит внутренние изменения, учитывая при этом особенности предоставляемых образовательных услуг. Наличие внебюджетных доходов в образовательном учреждении продиктовано существенной разницей между усредненным государственным заказом-минимумом и социальными ожиданиями от системы образования. И поскольку ждать некогда, время требует высоких образовательных цензов, – общество реализует свои потребности, оплачивая дополнительные возможности образовательных услуг.
Глава 2. Факторы внешней среды и их воздействие на удовлетворение образовательных потребностей.
Окружающая
маркетинговая среда
Факторы внешней среды непосредственно воздействуют на организацию образовательной среды, а сама образовательная среда воздействует на эти факторы, так как ее продуктом является сформированная образованная личность. Следовательно, происходит воздействие и на педагогический процесс образовательной среды формирования экономической культуры учащихся: информация законодательной базы России в области экономической политики вызывает уверенность в ее точности, ввиду практического результата - определяет неопределенность существования личности во внешнем социуме (1); принятие решения, коммуникациях.
Любая качественная услуга имеет своего потребителя. Заказчиком образования во внешней среде выступает общество, потребность которого определяет независимый спрос на воспитания от намерений педагогического процесса в направлении специальных компетенций личности, с условием, где бы эти компетенции не противоречили ключевым, а дополняли их и тем самым улучшали качество воспитания.
Потребности по Маслоу (8) выделяются в качестве потребности физиологической - потребность в безопасности и уверенности в будущем и социальной - потребность в уважении и самовыражении. По теории М. Клелланда потребность высшего уровня - власть, успех и причастность. Двухфакторная теория Гецберга делит потребность на гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, и мотивации (8). В общем понимании, воспитательная потребность состояние, характеризующееся направленностью личности в формировании компетенций в определенной сфере образования.