Внешняя среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ внешнего окружения образовательного учреждения для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности и разработка рекомендаций, мероприятий по удовлетворению образовательных потребностей.
Задачи курсовой работы:
1) провести анализ макроокружения образовательного учреждения;
2) провести анализ микроокружения образовательного учреждения;

Содержание работы

Введение………...…………………………………..……………………….….…....3
Глава 1.Сущность и значение анализа внешней среды образовательного
учреждения…………………………………………………………………………...5
1.1. Особенности и основные характеристики внешней среды
образовательного учреждения………………………………………………….…...5
1.2. Содержание и необходимость проведения анализа внешней
среды в учебном заведении..………………………………………………..……....8
1.3. Сущность и особенности образовательных услуг……………………13
Глава 2.Факторы внешней среды и их воздействие на удовлетворение образовательных потребностей…………………………….…….……………..…16
2.1. Факторы прямого воздействие внешней среды……………................18
2.2. Факторы косвенного воздействие внешней среды………………...…26
2.3. Анализ внешней среды Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) и предложенные мероприятия для удовлетворения образовательных потребностей………………………………...28
Заключение…………….……….……………………….…....…………….............34
Список литературы …….…….....………………………….…...............................35
Приложение………………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

внешняя среда ОУ.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательные потребности учащегося выступают как взаимосвязанные и зависимые от образовательной среды (и в частности, от педагогического процесса) процесс выбора познавательной траектории. Быстрое изменение воспитательных потребностей зависит от внешних средовых факторов (неопределенности, нестабильности), поэтому управление конструированием образовательной среды способствует реализации заказа общества и индивида на создание различных моделей, основой которых будет являться функция потребителя - освоение способов жизнедеятельности. Воспитательные потребности обозначают образовательные условия, определяют воспитательные стандарты, формируют компетенции, выявляют уровень качества воспитания, следовательно, содержание воспитательных потребностей тожественно уровню качества воспитания, обусловленного факторами, компонентами и элементами педагогического процесса образовательной среды.

Объективные факторы, влияющие на результаты деятельности образовательных  организаций, отражают действие экономических  законов развития общества. Их анализ связан с необходимостью оценки степени  соблюдения требований экономических  законов в хозяйственной практике.

В ходе анализа большое внимание должно уделяться и субъективным факторам, влияние которых связано  с конкретной деятельностью работников образовательных организаций и  полностью зависит от них. Поэтому  их изучение позволяет охарактеризовать уровень руководства коллективом учреждения, организации его работы, компетентность, активность и сознательность исполнителей, от которых зависят  результаты работы. Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению услуги, в разработке реальных программ действий организации на конкретном рынке (15).

Факторы внешней среды взаимосвязаны (рис.1). Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.  Модель влияния  непредвиденных обстоятельств на организацию

Внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, образовательное учреждение должно опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

 

2.1. Факторы прямого воздействия  внешней среды

Среду прямого воздействия еще  называют непосредственным деловым окружением организации (рисунок 2). Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.


 


 





 

 

 

Рис. 2. Среда прямого воздействия

Поставщики: анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих образовательное учреждение различными товарами для учебного  процесса, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы, себестоимость и качество производимого организацией продукта (16).

Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:

- уровень специализированности  поставщика;

- величина стоимости  для поставщика переключения  на других клиентов;

- степень специализированности  покупателя в приобретении определенных  ресурсов;

- концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

- важность для поставщика  объема продаж.

При изучении поставщиков  материалов и комплектующих в  первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

- стоимость поставляемого товара;

- гарантия качества  поставляемого товара;

- временной график  поставки товаров;

- пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара

С точки зрения системного подхода организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов.

Всех поставщиков можно  разделить на несколько групп  – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных и опытных программистах и разработчиках систем.

Законы и государственные  органы: многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить.

Государство в рыночной экономике оказывает на образовательные учреждения как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты.

Потребители: анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей образовательных услуг, позволяет организации лучше уяснить, какая услуга в наибольшей мере будет приниматься, на какой объем продаж может рассчитывать организация, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает в будущем и многое другое.

Профиль покупателя составляется по следующим характеристикам:

-   географическое местоположение;

- демографические характеристики (возраст, образование и т.п.);

-социально-психологические  характеристики (положение в обществе, вкусы)

- отношение покупателя  к образовательной услуге.

Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его  мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя (7). Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Важное значение приобретают объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж учреждения. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты: изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы. Все это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (рис. 3) (8).

Рис.3. Модель 5 сил конкуренции Портера

 

Конкурентная  ситуация постоянно развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Очень большой конкурентной силой обладают образовательные учреждения, выпускающие специалистов одинаковых специальностей. |

Влияние на организацию  такого фактора как конкуренция  невозможно оспаривать. Руководство  каждого учреждения четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, организации долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

 Изучая состояние конкурентной среды, организация должна контролировать не только структуру и динамику поведения конкурентных сил, но и поведение своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов может быть следующим (рис. 4) (10).

Поэтому неизбежным является косвенное взаимодействие конкурентов. Параметрами такого взаимодействия могут быть: цена, новые или улучшенные образовательные услуги, технические новшества, сервис, гарантии, экономия затрат.  Соперничество между организациями полностью не исключает и сотрудничество между ними.

Рис.4. Модель анализа непосредственных конкурентов организации

 

  Рынок рабочей силы: анализ рынка специалистов направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на  рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

Для того чтобы успешно  выживать в долгосрочной перспективе  организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

  Для того чтобы  получить ясную оценку сил  предприятия и ситуации на  рынке, существует SWOT-анализ (11).

     Метод СВОТ – позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем используются для формулирования стратегии организации.

SWOT – анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности». На данный момент мы уже имеем анализ возможностей и угроз, а также анализ слабых и сильных сторон, поэтому сейчас нужно только сопоставить эти два анализа, для того чтобы получить общую картину положения образовательного учреждения. Так как SWOT – анализ дает общую картину в нем не нужно давать веса характеристикам и ранжировать их. SWOT – первые буквы английских слов «сила», «слабость», «возможность», «угрозы».

Набор характеристик SWOT по Томпсону и Стрикланду: (11)

Сильные стороны: известный лидер рынка; хорошая репутация у покупателей образовательных услуг; высокая квалификация; компетентность; наличие инновационных возможностей  реализации; адекватные финансовые ресурсы; изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности образовательного учреждения; защищенность от конкурентного давления; подходящая технология; преимущества в области издержек и конкуренции; менеджмент.

Слабые стороны: слабое представление о рынке; нет ясных стратегических направлений; отставание в области исследований и разработок; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии; отсутствие квалификаций и компетентности; ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование (компьютерная и оргтехника); недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; уязвимость по отношению к конкурентному давлению; конкурентные недостатки; ниже среднего маркетинговые способности; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности: выход на новые рынки; ускорение роста рынка; добавление сопутствующих продуктов; увеличение разнообразия во взаимосвязанных услугах; вертикальная интеграция; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм.

Угрозы: возможность появления новых конкурентов; неблагоприятная политика правительства; изменение потребителей и вкуса покупателей; замедление роста рынка; рост продаж замещающих услуг; возрастающее конкурентное давление; рецессия и затухание делового цикла; изменение потребностей покупателей; неблагоприятные демографические изменения.

Таблица 1.                Матрица СВОТ – анализа

 

Возможности:

1.

2.

3.   ……..

Угрозы:

1.

2.

3.   ……..

Сильные  стороны:

1.

2.

3.   ……..

Поле С и В

Получение максимальной отдачи от использования возможностей.

Поле С и У

Борьба с опасностями  за счет использования внутренних резервов.

Слабые стороны:

1.

2.

3.   ……..

Поле СЛ и В

Использование возможностей для преодоления недостатков.

Поле СЛ и У

Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей.

Информация о работе Внешняя среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей