Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Файлы: 1 файл

Михалева Е.П. Менеджмент.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального  образования

«Восточно-европейский  институт

экономики, управления и  права»

 

Кафедра «Менеджмент»

 

«Утверждаю»

Ректор АНО ВПО ВЕИЭУП

___________________ Т.А. Федорова

«___» _____________________2011 г.

 

 

 

 

 Менеджмент

 

Конспект лекций

 

для студентов 

 

специальности 080105 «Финансы и кредит

 

Форма обучения (очная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула   2011

Разработал: канд. техн. наук, профессор Е.П. Михалева

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры "Менеджмент"

Протокол №                     г.

Зав. кафедрой ____________

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 1.  Возникновение современного менеджмента

    1. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России

Научно-технический прогресс и  невиданных размеров концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью динамичностью и адаптивностью к требованиям  внешней среды.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство.

Целесообразность регулирования  рынка путем  проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

На государство возлагается  регулирование внерыночных зон  хозяйствования, таких как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический процесс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.

Различными являются используемые формы государственного воздействия, которые все в большей мере превращаются в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

Переход к полицентрической системе  хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах,  существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию - элемент случайности - и способствуя повышению  управляемости экономики России.

Важным положением новой парадигмы  является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства. На его долю  приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, однако значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится.

Концепция управления организациями  негосударственного сектора как  открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к  рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы  внутренней организации, устанавливая рациональные связи с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций являются важнейшими для организаций.

Социальная ориентация организации  означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль, рассматриваемую  с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов  организации.

В современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем.

Сущность новых подходов отражает концепция «Management ohne Hierarie»  - менеджмент без иерархии.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В производственной сфере получили развитие следующие концепции:

Название концепции

Сущность концепции

 

Just-in Time Production (JIT)

Философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку

 

Total Quality Control (TQC)

Концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для  обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей

Total Productive Maintenance (TCP)

Концепция ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации

Lean Management/Lean production

Концепция предлагает философию  «стройности». Ядро «стройного» предприятия  образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственные за экономический успех своего продукта

Бенчмаркинг

Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии; с высшими достижениями международной практики в соответствующей области

Реинжиниринг бизнеса

Концепция состоит в  пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной  культуры, радикальном  перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать заново, начать с нуля


 

Использование данных концепций позволяет  повысить эффективность управления на различных его уровнях.

 

 

    1.  Теоретическая база современного менеджмента

Управление, прежде чем  оно оформилось в систематизированную  научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь. Управление признано самостоятельной областью деятельности человека только в ХХ веке.

В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизмененными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция.

Возникновение и объективная  необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.

Первые работы, в которых  сделана попытка научного обобщения  накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.

Эволюция управления как научной дисциплины не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких, как инженерные науки, математика, психология, социология.

В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все большее значение начинает приобретать интерес к бизнесу, необходимость глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил.

 

 

 

 

 

 

Рост масштабов производства  


   Собствен-  Менеджеры          Работники

    ники                                                                  Со второй половины


    капи-         ММ2   Мп      А1    А2     Ап                    XIX века (фабрика)

    тала


         Собственник                  Работ-                 XVII – XVIII век (ремес-

                                                ник                        ленная мануфактура)

          капитала, он же

                менеджер


                   Собственник,                                     Средние века (домашняя

                        он же                                             систем промышленности)

                      работник


 

 

 

 

 

 

                                                                                 Диапазон профессий

 

Истоки возникновения современного менеджмента:

Стадии

Содержание  методов управления

Характеристика

Пионерская, 1820 – 1990 гг.

Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя

Предприниматель управляет  лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает необходимость систематизации опыта управления

Организационная, начало ХХ века

Научный  подход к организации управления, администрирование

Возникновение научной  организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение, нормирование труда, Развитие идеи сотрудничества работодателя с персоналом

Интеграционная, начиная с 30-х годов

Поведенческие подходы к организации управления

Стремительное развитие техники, рост значения человека


 

Методы и формы менеджмента  постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного развития.

 

Фаза массового произ-водства (начало ХХ века до 30-х годов)

Фаза массового сбыта (30-60-е годы)

Постиндустриальная  фаза с середины 60-х годов

  • выпуск стандартной продукции;
  • рынок неограничен;
  • низкая себестои-мость;
  • все внимание внутрь фирмы
  • выпуск дифферен-цированной продукции;
  • рост конкуренции;
  • развитие маркетинга;
  • внимание на имидж фирмы
  • жесткая конкуренция;
  • быстрое устаревание основного капитала;
  • интернационализация предпринимательства;
  • решение стратегических зада

 

Методы и формы менеджмента  становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.

    1.  Смена парадигмы управления в России                                      

За последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной и информационной революциям полностью изменили российский образ жизни.

Основные изменения в России включают переход к рынку и демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные производители.

Отпущенные цены, свобода  выбора поставщиков и производителей совместно с внешнеэкономической либерализацией и неконкурентоспособностью отечественной продукции, а также ряд других факторов привели к экономическому кризису и стагфляции.

Однако кризис в России имеет структурный характер и  требует в дополнение к макроэкономическим антикризисные меры структурного характера. Отсутствие последних в сочетании с жесткой фискальной политикой привело к нехватке денег в реальном секторе экономики и, соответственно, к недостатку у предприятий оборотного капитала, взаимным неплатежам. Предприятия были вынуждены прибегнуть к бартерным обменам и построению бартерных цепочек. Деньги перестали быть существенным средством товарооборота.

Информация о работе Внешняя среда организации