Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат
Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«Восточно-европейский институт
экономики, управления и права»
Кафедра «Менеджмент»
«Утверждаю»
Ректор АНО ВПО ВЕИЭУП
___________________ Т.А. Федорова
«___» _____________________2011 г.
Менеджмент
Конспект лекций
для студентов
специальности 080105 «Финансы и кредит
Форма обучения (очная)
Тула 2011
Разработал: канд. техн. наук, профессор Е.П. Михалева
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры "Менеджмент"
Протокол № г.
Зав. кафедрой ____________
Содержание
Научно-технический прогресс и невиданных размеров концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды.
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство.
Целесообразность
На государство возлагается регулирование внерыночных зон хозяйствования, таких как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический процесс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.
Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.
Различными являются используемые формы государственного воздействия, которые все в большей мере превращаются в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых возрастает. Это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, существенно упрощая систему управления народным хозяйством в целом, снижая энтропию - элемент случайности - и способствуя повышению управляемости экономики России.
Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства. На его долю приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны, однако значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится.
Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы внутренней организации, устанавливая рациональные связи с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций являются важнейшими для организаций.
Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль, рассматриваемую с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов организации.
В современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем.
Сущность новых подходов отражает концепция «Management ohne Hierarie» - менеджмент без иерархии.
В производственной сфере получили развитие следующие концепции:
Название концепции |
Сущность концепции |
Just-in Time Production (JIT) |
Философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку |
Total Quality Control (TQC) |
Концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей |
Total Productive Maintenance (TCP) |
Концепция ориентирует на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации |
Lean Management/Lean production |
Концепция предлагает философию «стройности». Ядро «стройного» предприятия образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственные за экономический успех своего продукта |
Бенчмаркинг |
Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии; с высшими достижениями международной практики в соответствующей области |
Реинжиниринг бизнеса |
Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать заново, начать с нуля |
Использование данных концепций позволяет повысить эффективность управления на различных его уровнях.
Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь. Управление признано самостоятельной областью деятельности человека только в ХХ веке.
В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизмененными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция.
Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.
Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.
Эволюция управления как научной дисциплины не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких, как инженерные науки, математика, психология, социология.
В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все большее значение начинает приобретать интерес к бизнесу, необходимость глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил.
Собствен- Менеджеры Работники
ники
капи- М1 М2 Мп А1 А2 Ап XIX века (фабрика)
тала
Собственник Работ- XVII – XVIII век (ремес-
капитала, он же
менеджер
Собственник,
он же
работник
Истоки возникновения современного менеджмента:
Стадии |
Содержание методов управления |
Характеристика |
Пионерская, 1820 – 1990 гг. |
Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя |
Предприниматель управляет лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает необходимость систематизации опыта управления |
Организационная, начало ХХ века |
Научный подход к организации управления, администрирование |
Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение, нормирование труда, Развитие идеи сотрудничества работодателя с персоналом |
Интеграционная, начиная с 30-х годов |
Поведенческие подходы к организации управления |
Стремительное развитие техники, рост значения человека |
Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного развития.
Фаза массового произ-водства (начало ХХ века до 30-х годов) |
Фаза массового сбыта (30-60-е годы) |
Постиндустриальная фаза с середины 60-х годов |
|
|
|
Методы и формы менеджмента становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.
За последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной и информационной революциям полностью изменили российский образ жизни.
Основные изменения в России включают переход к рынку и демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные производители.
Отпущенные цены, свобода
выбора поставщиков и производителей
совместно с внешнеэкономическо
Однако кризис в России имеет структурный характер и требует в дополнение к макроэкономическим антикризисные меры структурного характера. Отсутствие последних в сочетании с жесткой фискальной политикой привело к нехватке денег в реальном секторе экономики и, соответственно, к недостатку у предприятий оборотного капитала, взаимным неплатежам. Предприятия были вынуждены прибегнуть к бартерным обменам и построению бартерных цепочек. Деньги перестали быть существенным средством товарооборота.