Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат
Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.
Третий этап развития менеджмента связан с именами П.Дюпона и А.Слоана, которые отмечали, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСОМ - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.
Современный, четвертый, этап развития менеджмента - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - связан с именем П.Драккера. Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.
Научные школы менеджмента
Вклад направления |
Примечания |
Школа научного управления (1885-1920 г.г.) | |
|
Ф. Тейлор Ф. Гилберт |
|
Г. Гнат |
|
|
|
|
Классическая (административная) школа управления (1920-1950 г.г.) | |
|
А. Файоль |
|
|
|
|
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 г.г.) | |
|
М. Фоллетт Э. Мэйо |
|
Ф. Херцберг |
Количественный метод (с 1950 г. по настоящее время ) | |
1. Разработка и применение
математических моделей в |
С.Форрестр Э.Райф |
2. Развитие количественных методов в принятии решений |
С.Саймон |
Попроцессный подход ( с 1920 г. по настоящее время ) | |
Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления) |
Ф. Тейлор Р.Черчмен В.Вудфорт |
Системный подход ( с 1950 г. и по настоящее время ) | |
Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в целое |
А.Слоан П. Дюпон Р. Скотт |
Ситуационный подход ( с 1906 г. по настоящее время) | |
Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами |
П. Дракер У. Марч Р.Томпсон |
Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента:
Японская модель менеджмента |
Американская модель менеджмента |
|
|
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.
В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями.
Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.
И, кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов.
Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.
Значительные возможности
для российского менеджмента
имеются в сфере
Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.
Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить.
За годы становления в современной России накопилось множество проблем, без решения которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным.
Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках.
Современный этап развития менеджмента рассматривают как "тихую управленческую революцию", когда осуществляется переход от рационалистической парадигмы к неформальной:
Рационалистическая парадигма |
Неформальная парадигма |
I. Основа теории:
|
I. Основа теории:
|
|
|
II. Фирма - "закрытая система"
|
II. Фирма - "открытая система"
|
Неформальную парадигму сегодня используют в двух модификациях:
Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.
К менеджеру предъявляются определенные требования.
Требования к менеджеру, сформулированные фирмами:
"ИБМ" |
"Уэлкомберроуз" |
"Хитачи" |
1. Уважение к личности 2. Внимание к клиенту 3. Высокое качество работы |
1. Честность 2. Этичность 3. Уважение к личности 4. Способность к коллективной работе 5. Приверженность к исследованиям 6. Новаторство 7. Качество работы 8. Чувство гражданства 9. Эффективность 10. Приспособляемость |
1. Искренность 2. Дух оптимизма 3. Конечная гармония |
Примером талантливого
менеджера может служить
Основные положения старой и новой парадигмы управления:
Старая парадигма |
Новая парадигма |
1. Предприятие – «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны
2. Рост масштабов производства и услуг
3. Рациональная организация производства, эффективное использо-вание всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента
4. Главный источник
прибавочной стоимости –
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения |
1. Предприятие - «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Ориентация на качество
продукции и услуг, на
3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечиваю-щих адаптацию к условиям внешней среды
4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации их потенциала
5. Система управления,
ориентирован-ная на повышение
роли организацион-ной |