Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Файлы: 1 файл

Михалева Е.П. Менеджмент.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Третий  этап развития менеджмента связан с именами П.Дюпона и А.Слоана, которые отмечали, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую,  а не замкнутую систему.  Идея МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСОМ - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

   Современный, четвертый,  этап развития менеджмента - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - связан с именем П.Драккера.  Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли,  должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

 

Научные школы  менеджмента

Вклад направления

Примечания

Школа   научного  управления   (1885-1920 г.г.)

  1. Использование анализа для определения лучших     способов решения задач

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

  1. Обеспечение работников ресурсами

Г. Гнат

  1. Систематическое использование материального стимулирования
 
  1. Отбор работников и их обучение
 

Классическая  (административная)  школа  управления   (1920-1950 г.г.)

  1. Развитие принципов управления

А. Файоль

  1. Развитие функций управления
 
  1. Систематизированный подход к управлению всей   организации
 

Школа человеческих отношений  и школа  поведенческих  наук  (1930-1950 г.г.)

  1. Использование приемов управления межличностными отношениями

М. Фоллетт

Э. Мэйо

  1. Применение наук о человеческом поведении

Ф. Херцберг

Количественный  метод  (с 1950 г. по настоящее  время )

1. Разработка и применение  математических моделей в управлении

С.Форрестр

Э.Райф

2. Развитие количественных  методов в принятии решений

С.Саймон

Попроцессный  подход  ( с 1920 г.  по настоящее время )

Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

Ф. Тейлор

Р.Черчмен

В.Вудфорт

Системный  подход  ( с 1950 г. и  по настоящее  время )

Рассмотрение организации  как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в целое

А.Слоан

П. Дюпон

Р. Скотт

Ситуационный  подход  ( с 1906 г.  по настоящее  время)

Увязка конкретных приемов  и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами

П. Дракер

У. Марч

Р.Томпсон


 

2.4. Опыт менеджмента за рубежом. Возможности и пути его использования в России

Многое из  опыта  в области  менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента:

 

 

 

 

Японская модель менеджмента

Американская  модель менеджмента

  1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия
  2. Коллективная ответственность
  3. Нестандартная, гибкая  структура

 

  1. Неформальная организация контроля
  2. Коллективный контроль

 

  1. Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост

 

  1. Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль
  2. Ориентация управления на группу
  3. Оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по  коллективному результату
  4. Личные неформальные отношения с подчиненными
  5. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы
  6. Подготовка руководителей универсального типа
  7. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т. д.
  8. Долгосрочная занятость руководителя в фирме
  1. Индивидуальный характер принятия решений

 

  1. Индивидуальная ответственность
  2. Строго формализованная структура управления
  3. Четко формализованная процедура контроля
  4. Индивидуальный контроль руководителя
  5. Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
  6. Главное качество руководителя - профессионализм и инициатива

 

  1. Ориентация управления на отдельную личность
  2. Оценка управления по индивидуальному результату

 

  1. Формальные отношения с подчиненными
  2. Деловая карьера обусловливается личными результатами
  3. Подготовка узкоспециализированных руководителей
  4. Оплата труда по индивидуальным достижениям

 

  1. Найм на работу на короткий период

 

2.5 Специфика менеджмента в России

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.

В настоящее время  в России функционируют следующие  предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные). Имеются некоторые особенности в организации и управлении такими предприятиями.

Специфика менеджмента  на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.

И, кроме того, это ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.

В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих  мест занимает проблема регионов.

Менеджер может столкнуться  в своей деятельности с давлением  со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.

Значительные возможности  для российского менеджмента  имеются в сфере территориальной  рационализации производства и сбыта. Различные предприятия, расположенные в одном регионе, объединяют возможности для совместного решения проблем технического перевооружения и наращивания производства, реализации территориальных социальных программ.

Таким образом, перспективы  развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране.

Но для того чтобы  начать решать проблемы менеджмента  в России, необходимо их четко выявить  и определить.

За годы становления  в современной России накопилось множество проблем, без решения  которых говорить о дальнейшей интеграции в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмысленным.

2.6 Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности предприятия, эффективное  использование  кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Составляющие  понятия менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.8 «Тихая управленческая революция». Рационалистическая и неформальная модели менеджмента

Современный этап развития менеджмента рассматривают как "тихую управленческую революцию", когда осуществляется переход от рационалистической парадигмы к неформальной:

Рационалистическая парадигма

Неформальная  парадигма

I. Основа теории:

  1. Снижение издержек
  2. Рост производительности  труда

I. Основа теории:

  1. Самореализующийся человек
  2. Фирма - живой организм
  1. Эффективное использование всех ресурсов
  2. Рациональная организация   производства
  1. Постоянный учет меняющихся условий внешней среды
  2. Ориентация на потребителя

II. Фирма - "закрытая  система"

  1. Цели и задачи на длительный срок
  2. Контроль всей деятельности
  3. Четкое выполнение заданий сверху
  4. Функциональный принцип оргструктур

II. Фирма - "открытая  система"

  1. Готовность к риску
  2. Ориентация на новые творческие возможности
  3. Адаптация во внешней среде
  4. Динамичное изменение во времени и в пространстве

  

 Неформальную парадигму  сегодня используют в двух  модификациях:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9 Основные качества менеджера. Работа менеджера

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

К менеджеру предъявляются  определенные требования.

Требования к менеджеру, сформулированные фирмами:

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"ИБМ"   

"Уэлкомберроуз" 

"Хитачи" 

1. Уважение к личности

2. Внимание к клиенту

3. Высокое качество  работы

1. Честность

2. Этичность

3. Уважение к личности

4. Способность к коллективной работе

5. Приверженность к   исследованиям

6. Новаторство

7. Качество работы

8. Чувство гражданства

9. Эффективность

10. Приспособляемость

1. Искренность

2. Дух оптимизма

3. Конечная гармония


 

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. в  начале 80-х годов этот "сверхгерой из бизнеса" спас от краха автомобильный концерн "Крайслер". Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов,  положившись на свой  опыт  и  интуицию  менеджера-коммерсанта, предпринимателя.

2.10 Современная парадигма управления в России

 

Основные положения  старой и новой парадигмы управления:

Старая парадигма

Новая парадигма

1. Предприятие – «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны

 

2. Рост масштабов производства  и услуг

 

3. Рациональная организация  производства, эффективное использо-вание всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента

 

4. Главный источник  прибавочной стоимости – производственный  рабочий и производительность его труда

 

5. Система управления, построенная на контроле всех  видов деятельности, нормах, стандартах  исполнения

1. Предприятие - «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды

 

2. Ориентация на качество  продукции и услуг, на удовлетворение  потребителей

 

3. Ситуационный подход  к управлению, признание важности  быстроты и адекватности реакций, обеспечиваю-щих адаптацию к условиям внешней среды

 

4. Главный источник  прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации их потенциала

 

5. Система управления, ориентирован-ная на повышение  роли организацион-ной культуры  и нововведений, на моти-вацию работников и стиль руководства

Информация о работе Внешняя среда организации