Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Файлы: 1 файл

Михалева Е.П. Менеджмент.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Приход иностранных  участников принес как новые возможности, так и новые проблемы. Основными  возможностями являются привлечение  иностранных инвестиций и приобретение технологического и управленческого опыта. Основной проблемой является неконкурентоспособность отечественной продукции вследствие технологического и управленческого отставания.

Демократические преобразования принесли не только свободу слова  и базу для создания правового  государства, но и необходимость  исполнения федерального и местных бюджетов. Их хронические дефициты вызвали в конечном счете повышение налогового бремени, удушающего экономику. Возникли бартерные цепочки, взаимные задолженности, многомесячные невыплаты заработной платы.

Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство.

В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации.

Радикальное изменение  парадигмы управления - системы взглядов на управление - во второй половине ХХ века связано с развитием рыночно  предпринимательских экономических отношений.

Так возникла настоятельная  потребность в разработке новой  парадигмы управления.

    1.  Пути повышения эффективности менеджмента

В мировой практике приняты следующие  черты эффективного менеджмента:

- ориентация на энергичное и быстрое действие;

- постоянный контакт  с потребителем;

- предоставление людям  определенной автономии, поощряющей  их предприимчивость;

- ориентация на человека  как главного источника повышения  производительности труда и эффективности производства;

- наличие немногочисленного,  но высококвалифицированного штата  сотрудников.

Эффективность менеджмента  – результативность управленческой деятельности, критериями которой являются:

- действенность –  степень достижения целей организации  (отношение результатов, которые достигнуты, к  результатам, которые намечали);

- экономичность –  соотношение необходимого и фактического  расхода ресурсов;

- качество – соответствие  характеристик товара (услуг) стандартам  и требованиям потребителей;

- прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;

- продуктивность –  соотношение объема товара (услуг)  за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и других);

- качество трудовой  жизни – условия труда работников;

- инновационная активность  – результативность внедрения  новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организацию и т.д.

ЛЕКЦИЯ 2. Методологические аспекты менеджмента

Появление менеджмента  в этом столетии может оказаться  поворотной точкой истории

                                                     П.Дракер

2.1. Сущность  и объективная необходимость  менеджмента

Английское слово "менеджмент" своими корнями уходит в греческое слово "манус",  что означает "рука, сила". Оно отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения.

Понятие "менедж" (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие  требований  к  управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы,  умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент - это тип научно-практического управления,  т.е. руководство людьми и производством,  которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент - это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства,  реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент - это искусство ведения дел,  управления  тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления,  чувство  хозяина,  сочетающееся как с чутким,  бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование,  добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Ли Якока сформулировал следующие характеристики эффективного менеджмента:

 

Философия менеджмента

Основные положения 

Характеристика

1. Характерные черты 

Идеального места работы

1. Привлекательный вид  места работы

2. Талантливые сотрудники

3. Вознаграждение за  труд и усердие

4. Сознание что продукция  пользуется спросом у покупателя

2. Главные принципы

  1. Проведение эффективной инновационной деятельности
  2. Оценка по достоинству труда каждого рабочего
  3. Поощрение духа соревновательности
  4. Поиск новых эффективных методов управления

3. Основные краткосрочные цели

1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка

2. Использование оригинальной передовой технологии

3. Производство конкурентоспособной  продукции


2.2. Понятие, сущность менеджмента. Виды менеджмента

                          


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 


2.3. Основные этапы в развитии теории менеджмента

Понятие "научное управление" ввел представитель американских фрахтовых кампаний  Луис Брандейс в 1910 году.

Теоретик в области управления 30  -  40-х  годов ХХ века  Лютер  Гьюлик отмечал,  что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять почему и как люди работают вместе  для  достижения определенных целей и для того,  чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером становится  английский  промышленник  Роберт  Оуэн.  На  своей прядильной  фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности,  взаимоотношений  рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником  по  управлению  считается книга английского профессора математики,  инженера и предпринимателя  Ч. Бебиджа  "Экономика машин и производства" (1832 г.).

Основателем классической школы управления,  да и вообще  менеджмента является  Ф.Тейлор,  изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.),  "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как  искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Тейлор сформулировал следующие  функции менеджмента:

                  

 

 

 

 

 


 

Итак, общая характеристика научного менеджмента Ф.Тейлора:  

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером-социологом М.Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, - наиболее  эффективный метод работы.  Всю организацию,  считал Вебер, можно разложить на составные части,  пронормировать работу каждой из  них,  в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку,  т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником.  В этом смысл бюрократической системы М.Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности,  когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Развитие идей Ф.Тейлора  было продолжено французским инженером А.Файолем. В своей книге "Общее и   промышленное   управление" (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

  • технические (производство, обработка);
  • коммерческие (покупка, продажа, обмен);
  • финансовые (привлечение капитала и эффективное его  использование);
  • страховые (охрана собственности и личности);
  • учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);
  • административные.

Относительная важность этих операций для персонала и  предприятия (по А.Файолю):

Категория

персонала,        

Значимость операции, %   

Группа

предприятий

технической

коммерческой

финансовой

страховой

учетной

администра-

тивной

персонал

Рабочий

85

-

-

5

5

5

Мастер

60

5

-

10

10

15

Начальник цеха

45

5

-

10

15

25

Начальник службы

30

10

5

10

10

35

Директор

15

15

10

10

10

40

предприятие

Малое

40

20

10

5

10

15

Небольшое

30

15

10

10

10

25

Среднее

25

15

10

10

10

30

Крупное

15

15

10

10

10

40

Объединение

8

8

8

8

8

60


 

Согласно А.Файолю  управлять  - это вести предприятие  к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций,  причем последнюю А.Файоль и отнес к управлению.

А.Файоль выделил следующие  функции менеджмента, которые и  сегодня лежат в основе этой науки:

                       


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика функционального менеджмента А.Файоля:

         


 

                      

    

 

                 

 

 

                    

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описанные выше  положения  характеризуют первый этап развития менеджмента -  ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.

 

Научный

менеджмент

Ф. Тейлора

Деловое


                             Бюрокра-  администрирование      Функци-

                             тическое                                           ональный

                   администрирование                                   менеджмент

                           М. Вебера                                            А.Файоля

В 20-30-е годы ХХ века в  США проводились  теоретические  исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом  факторе.  Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента -  МЕНЕДЖМЕНТА  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ .

Основателем второго этапа является Э.Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.

 

 

 


 

 

 

        Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш, М.Смолл, М.А.Робер,  М.Вудкок,  Д.Френсис и другие.  Из  советских ученых (20-е годы, СССР) следует отметить труды А.К.Гастева: "Рабочий,  который управляет станком,  есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)".

Взгляды Э.Мэйо и его  последователей получили свое  дальнейшее развитие в трудах  Д.Макгрегора.

Второй этап развития менеджмента:

  

 

 


 

 

    

 

 

                  

Информация о работе Внешняя среда организации