Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат
Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.
Приход иностранных участников принес как новые возможности, так и новые проблемы. Основными возможностями являются привлечение иностранных инвестиций и приобретение технологического и управленческого опыта. Основной проблемой является неконкурентоспособность отечественной продукции вследствие технологического и управленческого отставания.
Демократические преобразования принесли не только свободу слова и базу для создания правового государства, но и необходимость исполнения федерального и местных бюджетов. Их хронические дефициты вызвали в конечном счете повышение налогового бремени, удушающего экономику. Возникли бартерные цепочки, взаимные задолженности, многомесячные невыплаты заработной платы.
Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство.
В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации.
Радикальное изменение парадигмы управления - системы взглядов на управление - во второй половине ХХ века связано с развитием рыночно предпринимательских экономических отношений.
Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления.
В мировой практике приняты следующие черты эффективного менеджмента:
- ориентация на энергичное и быстрое действие;
- постоянный контакт с потребителем;
- предоставление людям
определенной автономии,
- ориентация на человека
как главного источника
- наличие немногочисленного,
но высококвалифицированного
Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности, критериями которой являются:
- действенность –
степень достижения целей
- экономичность –
соотношение необходимого и
- качество – соответствие характеристик товара (услуг) стандартам и требованиям потребителей;
- прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками;
- продуктивность – соотношение объема товара (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и других);
- качество трудовой
жизни – условия труда
- инновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях деятельности организации: техническое переоснащение, производство, организацию и т.д.
Появление менеджмента в этом столетии может оказаться поворотной точкой истории
Английское слово "менеджмент" своими корнями уходит в греческое слово "манус", что означает "рука, сила". Оно отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения.
Понятие "менедж" (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.
Менеджмент - это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.
Менеджмент - это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.
Менеджмент - это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.
Ли Якока сформулировал следующие характеристики эффективного менеджмента:
Философия менеджмента | |
Основные положения |
Характеристика |
1. Характерные черты Идеального места работы |
1. Привлекательный вид места работы 2. Талантливые сотрудники 3. Вознаграждение за труд и усердие 4. Сознание что продукция пользуется спросом у покупателя |
2. Главные принципы |
|
3. Основные краткосрочные цели |
1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка 2. Использование оригинальной передовой технологии 3. Производство |
Понятие "научное управление" ввел представитель американских фрахтовых кампаний Луис Брандейс в 1910 году.
Теоретик в области управления 30 - 40-х годов ХХ века Лютер Гьюлик отмечал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.
По существу первым менеджером становится английский промышленник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.
Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Бебиджа "Экономика машин и производства" (1832 г.).
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента является Ф.Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.), "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.
Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.
Тейлор сформулировал
Итак, общая характеристика научного менеджмента Ф.Тейлора:
Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером-социологом М.Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, - наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М.Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности, когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.
Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено французским инженером А.Файолем. В своей книге "Общее и промышленное управление" (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:
Относительная важность этих операций для персонала и предприятия (по А.Файолю):
Категория персонала, |
Значимость операции, % | |||||
Группа предприятий |
технической |
коммерческой |
финансовой |
страховой |
учетной |
администра- тивной |
персонал | ||||||
Рабочий |
85 |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
Мастер |
60 |
5 |
- |
10 |
10 |
15 |
Начальник цеха |
45 |
5 |
- |
10 |
15 |
25 |
Начальник службы |
30 |
10 |
5 |
10 |
10 |
35 |
Директор |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
40 |
предприятие | ||||||
Малое |
40 |
20 |
10 |
5 |
10 |
15 |
Небольшое |
30 |
15 |
10 |
10 |
10 |
25 |
Среднее |
25 |
15 |
10 |
10 |
10 |
30 |
Крупное |
15 |
15 |
10 |
10 |
10 |
40 |
Объединение |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
60 |
Согласно А.Файолю управлять - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю А.Файоль и отнес к управлению.
А.Файоль выделил следующие функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки:
Общая характеристика функционального менеджмента А.Файоля:
Описанные выше положения характеризуют первый этап развития менеджмента - ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.
Научный
менеджмент
Ф. Тейлора
Деловое
Бюрокра- администрирование Функци-
тическое ональный
администрирование менеджмент
М. Вебера А.Файоля
В 20-30-е годы ХХ века в США проводились теоретические исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом факторе. Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента - МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ .
Основателем второго этапа является Э.Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.
Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш, М.Смолл, М.А.Робер, М.Вудкок, Д.Френсис и другие. Из советских ученых (20-е годы, СССР) следует отметить труды А.К.Гастева: "Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)".
Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Д.Макгрегора.
Второй этап развития менеджмента: