Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат
Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.
Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России:
Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период |
Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования |
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом
2. Моноцентрическая система хозяйствования
3. Прямое государственное
управление производственно-
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними |
1. Децентрализация на
базе сочетания рыночного и
государственного регу-
2. Переход к полицентрической системе хозяйствования
3. Управление деятельностью предп-риятий государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов
4. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем |
Вопросы для повторения
Ситуации для обсуждения
Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в отделы, службы. Иными словами, менеджмент –это прежде всего управление социальным коллективом людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему.
Менеджмент функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления – субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия – объект менеджмента).
Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Представление о системе менеджмента на предприятии:
Название |
Характеристика |
микроскопическое |
множество наблюдаемых, неделимых элементов, расположение и связи между которыми фиксирует система |
макроскопическое |
единое целое, находящееся в некоторой среде и связанное с ней посредством связей |
функциональное |
совокупность действий, необходимых для достижения целей предприятия |
иерархическое |
совокупность связанных иерархически подсистем |
процессуальное |
изучение состояния системы во времени |
Итак, предприятие - организованная система, т.к. ей присущи следующие признаки:
Признаки предприятия, как социальной системы:
Следовательно, предприятие – организованная система, т.к. ей присущи следующие признаки:
Система менеджмента на предприятии.
Система
Субъект
более управления Управленческое управления Внешняя
высокого (управляющая воздействие (управляемая среда
уровня
подсистема)
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы – это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления – техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.
Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.
Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.
Управление как систему характеризует совокупность следующих признаков:
Субъект менеджмента (управляющая подсистема) – это работники, занятые в сфере управления на предприятии.
Объект менеджмента (управляемая подсистема, персонал организации) – это полный личный состав сотрудников, работающих по найму. Под персоналом понимают всех работников организации за исключением ее руководства. Понятие кадров организации уже, чем понятие персонала: к кадрам относятся те работники, которые официально числятся в штате.
Среди структур системы менеджмента различают:
- типовые (линейная, функциональная, линейно-функциональная);
- структуры проектного управления;
- структуры
Системе менеджмента на предприятии присущи следующие признаки открытой системы:
Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер может предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства.
Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство.
Сравнительный анализ открытой и закрытой систем:
Фактор |
Система | |
сравнения |
Закрытая |
Открытая |
Основная цель |
Экономическая |
Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды |
Внешняя среда |
Прогнозируемая |
Совершенно неопределенная |
Функция |
Точно описанные права, методы |
Точные инструкции отсутствуют |
Контроль и ответственность |
В соответствии с иерархией на предприятии |
Каждый несет ответственность за отдельную проблему |
Факторы престижа |
Положение в иерархии, должность |
Личностные качества, компетентность |
Управление |
Авторитарное |
Демократическое Информация Предложения Советы |
Под организацией в менеджменте понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями и действующих на основе разделения труда.
Для того, чтобы организация могла возникнуть, необходимо наличие трех условий:
- имеется хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации;
- имеется хотя бы два человека, которые готовы работать и работают вместе для того, чтобы достичь поставленных целей;
- имеются хотя бы два человека, которые считают себя принадлежащими к организации.
Существует множество организаций, которые не являются коммерческими и не создавались как коммерческие: школа, церковь. В менеджменте изучаются прежде всего те организации, главная цель которых состоит в получении прибыли и эта цель подчиняет себе все остальные.