Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:15, реферат

Описание работы

Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая, была практически повсеместно признана после разрушительного мирового кризиса конца 20-х годов. Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Файлы: 1 файл

Михалева Е.П. Менеджмент.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России:

Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период

Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования

1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом

 

 

 

2. Моноцентрическая система  хозяйствования

 

3. Прямое государственное  управление производственно-хозяйственной  дея-тельностью предприятий

 

 

 

4. Ограниченная хозяйственная  самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними

1. Децентрализация на  базе сочетания рыночного и  государственного регу-лирования  социально-экономических процессов

 

2. Переход к полицентрической  системе хозяйствования

 

3. Управление деятельностью предп-риятий государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов

 

 

4. Самоуправление организаций  негосударственного сектора как открытых, социально ориентированных систем


Вопросы для  повторения

  1. Раскройте содержание понятия "менеджмент".
  2. Покажите эволюцию теории и практики менеджмента.
  3. Охарактеризуйте содержание четырех этапов развития  менеджмента.
  4. Оцените вклад в развитие теории менеджмента Ф.Тейлора, А.Файоля, Э.Мэйо, П.Дюпона, П.Драккера.
  5. Назовите критерии современной модели менеджмента.
  6. Каковы цели и задачи менеджмента?
  7. Охарактеризуйте менеджмент как тип рыночного управления.
  8. Какие модели менеджмента Вы знаете?
  9. Кого можно считать менеджером?

 

Ситуации для  обсуждения

  1. В США говорят так:  "Пока менеджер либо предприниматель работает, он должен учиться". Правильно ли это?
  2. Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении  квалификации работников?  Составьте  программу подготовки специалиста менеджера.
  3. Целесообразно ли стажировать наших управленцев за рубежом?
  4. Акио Морита,  создатель и глава всемирно известной  электронной корпорации "Сони", неоднократно повторял американским бизнесменам:  "Вы уважаете только деловых людей, которые умеют  быстро заработать деньги.  Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников:  для нас честью является  трудиться в области непосредственного производства". Прокомментируйте. Как соотнести эти слова с российской практикой управления?

ЛЕКЦИЯ 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ

3.1 Предприятие как объект управления и как система

 

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в отделы, службы. Иными словами, менеджмент –это прежде всего управление социальным коллективом людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему.

Менеджмент функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления – субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия – объект менеджмента).

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Представление о системе  менеджмента на предприятии:

Название

Характеристика

микроскопическое

множество наблюдаемых, неделимых элементов, расположение и связи между   которыми фиксирует система

макроскопическое

единое целое, находящееся в некоторой среде и связанное с ней посредством связей

функциональное

совокупность действий, необходимых для достижения целей предприятия

иерархическое

совокупность связанных иерархически подсистем

процессуальное

изучение состояния системы во времени


 


 

                                                                     

                                                                            

 

                                          

    

       

 

 

      

Итак, предприятие - организованная система, т.к. ей присущи следующие признаки:

  • детерминированность - деятельность одного элемента сказывается на других элементах;
  • динамичность;
  • наличие управляющего параметра;
  • наличие контролирующего параметра;
  • наличие прямых и обратных связей.     

Признаки предприятия, как социальной системы:

  1. наличие коллектива людей, организованных для достижения определенных целей;
  2. специализация отдельных структурных подразделений;
  3. наличие структуры иерархического строения;
  4. наличие подсистем, являющихся одновременно элементом структуры системы высшего порядка и самостоятельным системным образованием.

 Следовательно, предприятие  – организованная система, т.к. ей присущи следующие признаки:

  • детерминированность – деятельность одного элемента сказывается на других элементах;
  • динамичность;
  • наличие управляющего параметра;
  • наличие контролирующего параметра;
  • наличие прямых и обратных связей.


 

 

 

 

 

3.2 Системный  подход в менеджменте, признаки  системы управления


Система  менеджмента  на  предприятии.

 

  Система           Субъект                                              Объект

    более           управления      Управленческое      управления        Внешняя

 высокого     (управляющая       воздействие        (управляемая          среда

  уровня          подсистема)                                       подсистема)

 

 

 

 

Теория систем впервые  была применена в точных науках и  в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных  систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы – это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Понимание того, что организации  представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления – техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.

Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.

В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

 Управление как систему характеризует совокупность следующих признаков:

  • Менеджмент – процесс непрерывный;
  • Менеджмент – процесс целенаправленный;
  • Менеджмент – процесс информационный;
  • Менеджмент – процесс воздействия на коллективы людей;
  • Менеджмент – процесс поведения при изменяющихся внутренних и внешних условиях.

3.3. Субъект и объект менеджмента. Структуры системы менеджмента

 

Субъект менеджмента (управляющая  подсистема) – это работники, занятые  в сфере управления на предприятии.

Объект менеджмента (управляемая  подсистема, персонал организации) – это полный личный состав сотрудников, работающих по найму. Под персоналом понимают всех работников организации за исключением ее руководства. Понятие кадров организации уже, чем понятие персонала: к кадрам относятся те работники, которые официально числятся в штате.

Среди структур системы  менеджмента различают:

- типовые (линейная, функциональная, линейно-функциональная);

- структуры проектного  управления;

- структуры диверсифицированного  типа.

3.4. Признаки открытых и закрытых систем

 

Системе менеджмента  на предприятии присущи следующие  признаки открытой системы:

  1. взаимодействие с окружающей средой;
  2. синергизм;
  3. динамическое равновесие;
  4. равенство конечных результатов.

Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер может предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства.

Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. 

Сравнительный анализ открытой и закрытой систем:

Фактор

Система

сравнения

Закрытая 

Открытая

Основная  цель

Экономическая

Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды

Внешняя среда

Прогнозируемая

Совершенно неопределенная

Функция

Точно описанные права, методы

Точные инструкции отсутствуют

Контроль и ответственность

В соответствии с иерархией  на предприятии

Каждый несет ответственность  за отдельную проблему

Факторы престижа

Положение в иерархии, должность

Личностные качества, компетентность

Управление

Авторитарное                                  Инструкции                                  Правила                                  Решения 

Демократическое

Информация 

Предложения

 Советы


 

3.5. Цели и система управления предприятиями

 

Под организацией в менеджменте  понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями и действующих на основе разделения труда.

Для того, чтобы организация могла возникнуть, необходимо наличие трех условий:

- имеется хотя бы одна цель, которая объединяет членов организации;

- имеется хотя бы два человека, которые готовы работать и работают вместе для того, чтобы достичь поставленных целей;

- имеются хотя бы два человека, которые считают себя принадлежащими к организации.

Существует множество  организаций, которые не являются коммерческими и не создавались как коммерческие: школа, церковь. В менеджменте изучаются прежде всего те организации, главная цель которых состоит в получении прибыли и эта цель подчиняет себе все остальные.

Информация о работе Внешняя среда организации