Внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является грамотная и актуальная оценка ситуации на рынке одежды, определение направления и корректировка специализации деятельности нового предприятия.
Задачи курсовой работы:
Изучение истории развития, деятельности и возможностей явных и потенциальных конкурентов.
Анализ рынка одежды и тканей в РФ, особенностей их транспортировки через границу и направления политики РФ в этом сегменте.
Анализ уровня технического прогресса в оборудовании и материалах для швейных предприятий и уровня развития инфраструктуры в отрасли лёгкой промышленности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Теоретические основы исследования внешней среды для реализации стратегии нового бизнеса……………………………………….………………...5
Рынок, как основа формирования стратегических целей и задач………………………………………………………………………………..5
Методы исследования внешнего окружения компании…………16
Внешняя среда прямого и косвенного воздействия, её влияние на разработку стратегии нового бизнеса…………………………………………..20
Глава 2. Исследование конкурентной среды для реализации стратегии производственного предприятия…………………………………………….…28
2.1. Конкурентный анализ рынка модной женской одежды.
Цель и содержание конкурентного анализа……………………………..28
2.2. Анализ внешней среды косвенного воздействия для понимания рынка, позиции компании, потенциала нового бизнеса……………………....33
2.3. Оценка эффективности и выбор стратегии развития нового бизнеса………………………………………………………………………...….35
Глава 3. Влияние внешней среды на разработку стратегического плана нового бизнеса…………………………………………………...………………38
3.1. Структура стратегического плана………………………………..…38
3.2. Фрагмент стратегического плана с учётом рыночной конкуренции……………………………………………………………………...41
3.3. Оценка конкурентоспособности нового бизнеса с учётом динамичных изменений внешней среды……………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………....….47
Список литературы………………………………………………………...…….48

Файлы: 1 файл

Курсовая по стратегическому менеджменту (внешняя среда).doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..….…3

Глава 1. Теоретические основы исследования внешней среды для реализации стратегии нового бизнеса……………………………………….………………...5

    1. Рынок, как основа формирования стратегических целей и задач………………………………………………………………………………..5
    2. Методы исследования внешнего окружения компании…………16
    3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия, её влияние на разработку стратегии нового бизнеса…………………………………………..20

Глава 2. Исследование конкурентной среды для реализации стратегии  производственного предприятия…………………………………………….…28

2.1. Конкурентный анализ  рынка модной женской одежды.

Цель и содержание конкурентного анализа……………………………..28

2.2. Анализ внешней  среды косвенного воздействия  для понимания рынка, позиции  компании, потенциала нового бизнеса……………………....33

2.3. Оценка эффективности  и выбор стратегии развития  нового бизнеса………………………………………………………………………...….35

Глава 3. Влияние внешней среды на разработку стратегического плана нового бизнеса…………………………………………………...………………38

3.1. Структура стратегического плана………………………………..…38

3.2. Фрагмент стратегического  плана с учётом рыночной конкуренции……………………………………………………………………...41

3.3. Оценка конкурентоспособности  нового бизнеса с учётом динамичных  изменений внешней среды……………………………………….42

Заключение…………………………………………………………………....….47

Список литературы………………………………………………………...…….48

 

Введение 

Тема моей курсовой работы звучит так: «Исследование внешней  среды для реализации стратегии  производственного предприятия». Это  тема одна из важнейших при организации предприятия, она станет одной из частей бизнес-плана к вновь созданной фирме.

Собственно анализ внешней  среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важных для фирмы факторов окружающей среды прямого и косвенного воздействия. Позволяет фирме не только спрогнозировать возникновение угроз и новых возможностей, но и разрабатывать ситуационные решения для непредвиденных обстоятельств.

Любое дело стоит начинать с анализа своих возможностей и анализа тех факторов, которые  дадут тебе эту возможность воплотить, или же наоборот поспособствуют ликвидации предприятия. В условиях быстроменяющейся ситуации на рынке и учитывая то, что рыночная система в Краснодаре и крае находится в стадии становления, анализ внешней среды – это первое, что должно сделать производственное предприятие, которое собирается входить на рынок и покорять его своим продуктом.

Анализ внешней среды  включает в себя: изучение всех конкурентов  в намеченном сегменте рынка, динамики и характера их развития, а отсюда можно будет предположить возможное их поведение при появлении нового «игрока» на рынке одежды; анализ факторов научно-технического и технологического развития, состояние и развитие инфраструктуры; анализ социально-культурных факторов; исследование политических процессов и международных факторов.

Целью курсовой работы является грамотная и актуальная оценка ситуации на рынке одежды, определение направления и корректировка специализации деятельности нового предприятия.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучение истории развития, деятельности и возможностей явных и потенциальных конкурентов.
  2. Анализ рынка одежды и тканей в РФ, особенностей их транспортировки через границу и направления политики РФ в этом сегменте.
  3. Анализ уровня технического прогресса в оборудовании и материалах для швейных предприятий и уровня развития инфраструктуры в отрасли лёгкой промышленности.
  4. Анализ потребительского рынка, особенностей выбора марки и производителя одежды потребителями, а также их предпочтений в стилях и фасонах вещей.

Объектом исследования выступает создание и организация производственного предприятия по изготовлению одежды.

Предметом является внешняя среда нового предприятия, все факторы и субъекты, с которыми столкнётся фирма в процессе становления.

В курсовой работе проанализированы факторы внешней среды, проведён анализ конкурентоспособности, PEST, SWOT и анализ пяти сил М. Портера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования внешней среды  для реализации стратегии нового бизнеса.

    1. Рынок, как основа формирования стратегических целей и задач.

Прежде всего, нужно  разобрать, что же такое есть на самом  деле рынок. Рассмотрим эволюцию взглядов на понятие рынка. Как известно, рынок  — обязательный компонент товарного  хозяйства. По словам Н.Бухарина, рынок  — это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость  рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость  существования товарного производства, а именно: развитое общественное разделение труда; экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности; тесная связь с мировой экономикой посредством внешней торговли; потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста; и др.

Понятие «рынок» многогранно, многолико, по мере развития общественного  производства и обращения это  понятие неоднократно менялось.

Первоначально рынок  рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

По мере углубления общественного  разделения труда и развития товарного  производства понятие «рынок» приобретало  все более сложное толкование, которое нашло отражение и  в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик  А.0. Курно считал, что под этим термином следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется пространственная его характеристика, но она не является исчерпывающей, добавляются новые черты.

С дальнейшим развитием  товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает  возможность разрыва купли-продажи  во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводится значение рынка как места рыночной торговли и как сферы товарного обмена. Здесь важно подчеркнуть, что рынок — это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

Если рассматривать  рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или (всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).

Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.

С появлением товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.

Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется такое определение рынка: «совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме».

Между определением рынка  как сферы обращения и как  совокупности конкретных экономических  отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений — наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношениях, выражающих сущность категории «рынок».

Рынок сегодня рассматривают  как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:

1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии  с объемом и структурой потребностей;

2) товарные связи, осуществляемые  посредством рынка. Характерными  чертами последнего типа отношений  являются: взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство — рынок — потребитель), но и обратные (потребитель — рынок — производство) хозяйственные связи. Академик B.C. Немчинов писал, что «если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте, такая  система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана». Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, пережила глубокий кризис и была сломана.

Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей является непременным условием устойчивости и эффективности любой экономической  системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой экономическими интересами их роли движущей силы экономического развития.

Таким образом, можно  выделить еще одно понимание рынка  — как общественной формы организации  и функционирования экономики, при  которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без  посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников.

В последнее время  все чаще появляются определения  рынка как системы экономических  отношений, возникающих на основе устойчивого  взаимодействия товарного и денежного  обращения.

То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему.

В процессе  регулирования  общественного воспроизводства  рынок выполняет шесть функций:

1) Информационная,  т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2) Посредническая.  В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могу обмениваться  результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного  хозяйствования,  рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма  равновесных цен:

а) максимально  оптимально  формируются  структурные  пропорции  и объем производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4) Распределения и обмена.  Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

Информация о работе Внешняя среда предприятия