Внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является грамотная и актуальная оценка ситуации на рынке одежды, определение направления и корректировка специализации деятельности нового предприятия.
Задачи курсовой работы:
Изучение истории развития, деятельности и возможностей явных и потенциальных конкурентов.
Анализ рынка одежды и тканей в РФ, особенностей их транспортировки через границу и направления политики РФ в этом сегменте.
Анализ уровня технического прогресса в оборудовании и материалах для швейных предприятий и уровня развития инфраструктуры в отрасли лёгкой промышленности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Теоретические основы исследования внешней среды для реализации стратегии нового бизнеса……………………………………….………………...5
Рынок, как основа формирования стратегических целей и задач………………………………………………………………………………..5
Методы исследования внешнего окружения компании…………16
Внешняя среда прямого и косвенного воздействия, её влияние на разработку стратегии нового бизнеса…………………………………………..20
Глава 2. Исследование конкурентной среды для реализации стратегии производственного предприятия…………………………………………….…28
2.1. Конкурентный анализ рынка модной женской одежды.
Цель и содержание конкурентного анализа……………………………..28
2.2. Анализ внешней среды косвенного воздействия для понимания рынка, позиции компании, потенциала нового бизнеса……………………....33
2.3. Оценка эффективности и выбор стратегии развития нового бизнеса………………………………………………………………………...….35
Глава 3. Влияние внешней среды на разработку стратегического плана нового бизнеса…………………………………………………...………………38
3.1. Структура стратегического плана………………………………..…38
3.2. Фрагмент стратегического плана с учётом рыночной конкуренции……………………………………………………………………...41
3.3. Оценка конкурентоспособности нового бизнеса с учётом динамичных изменений внешней среды……………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………....….47
Список литературы………………………………………………………...…….48

Файлы: 1 файл

Курсовая по стратегическому менеджменту (внешняя среда).doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, первые две составляющие (SW) относятся к способностям (или отсутствию таковых) Вашего отдела или организации в целом; последние две (ОТ) касаются характера внешнего окружения отдела или организации.

Практическое  использование данных SWOT означает:  

1) Соотнесение слабых и сильных сторон организации с выявленными возможностями и угрозами

Для этого полезно  задуматься над следующими вопросами:

- Позволяют  ли сильные стороны получить  выгоду благодаря возможностям?

- Позволят ли  сильные стороны избежать угроз? 

- Препятствуют ли слабые стороны использованию возможностей?

- Препятствуют  ли слабые стороны уходу от  угроз?  

2) Определение направлений изменений

Используя данные SWOT-анализа, полезно  выделить те области, где необходимо провести определенные изменения.

Наиболее простым способом определения направлений изменений является анализ слабых сторон с целью превращения их в преимущества с учетом благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. При более глубоком исследовании необходимо взвешивать многие «за» и «против» осуществления изменений с учетом различных приоритетов.

           Все  данные, впоследствии сводятся в  одну таблицу состоящую из 4 основных  полей: сила, слабость, возможности  и угрозы. Такую таблицу, так  же называют матрицей SWOT анализа.  
                                   

Таблица 2 – Матрица SWOT-анализа

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

На сколько сильные  стороны позволяют использовать эту возможность

Могут ли сильные стороны  позволить избежать этой угрозы

Слабые стороны

На сколько слабые стороны мешают использованию этой возможности

На сколько слабые стороны препятствуют избеганию  угроз


 

 

   Анализируя расположенные в  таблице данные составляется список возможных действий для нейтрализации  слабых сторон компании, в том числе  за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.  
 Анализ внешней среды организации позволяет:

Во-первых, своевременно выявлять угрозы внешнего окружения и заранее формировать благоприятные возможности для своего существования;

Во-вторых, иметь необходимую информацию для корректировки своей стратегии и политики.

Именно эти два метода исследования внешней среды использованы в этой курсовой работе и лежат в основе формирования общей стратегии предприятия.

 

1.3. Внешняя среда прямого  и косвенного воздействия, её  влияние на разработку стратегии  нового бизнеса.

Во внешней среде различают  среду прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого  воздействия

Среду прямого воздействия  еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.



 





 

 

 

 

                                                 Рис. 3. Среда прямого воздействия

 

Поставщики

С точки зрения системного подхода  организация есть механизм преобразования входов в выходы. Главными разновидностями входов являются  материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов из других стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

Всех поставщиков можно разделить  на несколько групп – поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов.

Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов, то есть здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т.д. Причем зависимость эта в последнее время возрастает с углублением разделения труда и развитием кооперации. Фирмы все более ориентируются на преимущественное приобретение комплектующих элементов у партнеров, а на самих фирмах выполняются лишь определенные операции, причем это характерно как для производственных, так и для фирм, работающих в сфере услуг.

Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, т. е. Для эффективности организации как таковой. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, все перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служит практически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно это относится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытных программистах и разработчиках систем.

Законы и государственные  органы. Многие законы и государственные учреждения влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может вести свои дела и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживаться их или пожинав плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.

Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты

Потребители. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Однако некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в друкеровском смысле.

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе  и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость  удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.

Важное значение приобретают в  современных условиях и различные  ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и на имидж фирм. Необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, на их спрос.

Конкуренты. Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Современное развитие науки и техники  в условиях НТР существенно обострило конкурентную борьбу между фирмами. Важнейшим условием процветания фирмы является ее постоянное совершенствование и, прежде всего на базе современных достижений науки и техники. Научное открытие или принципиально новый товар или услуга могут вознести фирму на вершину успеха.

Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

Для анализа используется модель пяти сил Портера:

1 сила: производители аналогичной  продукции (внутриотраслевая конкуренция)

2 сила: сила влияния поставщика

3 сила: конкурентная сила покупателей  продукта

4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции

5 сила: сила производителей товаров-заменителей:

Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия  или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются прежде всего на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.







 

 

 

                                    Рис. 4. Среда косвенного воздействия

Технология. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.

Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.

Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.

Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения — независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

Социокультурные факторы влияют также  на продукцию или услуги, являющуюся результатом деятельности компании. От социокультурных факторов зависят  и способы ведения своих дел организациями.

Политические  факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей организации особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.

Большое значение для компаний, ведущих  операции или имеющих рынки с  в других странах, имеет фактор политической стабильности.

Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PEST-анализа (стр.11) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование конкурентной среды для реализации стратегии производственного предприятия.

2.1. Конкурентный  анализ рынка модной женской одежды.

Цель и содержание конкурентного анализа

Конкурентный анализ выявляет те черты внутренней и внешней  среды компании, которые наиболее значимо влияют на стратегическое видение и возможности компании. Внимание при этом концентрируется на получении четких ответов на хорошо определенный ряд вопросов по стратегии. Затем эти ответы используются для формирования четкой картины стратегической ситуации компании и определения альтернатив ее стратегических действий. Анализ конкурентной среды обычно используется для анализа внешней ситуации (макроокружения) компании одиночного бизнеса. Конкурентный анализ касается ближайшего окружения фирмы (микроокружения). Логическим выходом стратегического анализа компании является оценка альтернатив для выбора стратегии. Таким образом, этот анализ - отправная точка процесса формирования стратегического плана. Отрасли сильно различаются между собою, и методика анализа должна это учитывать.

Информация о работе Внешняя среда предприятия