Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является грамотная и актуальная оценка ситуации на рынке одежды, определение направления и корректировка специализации деятельности нового предприятия.
Задачи курсовой работы:
Изучение истории развития, деятельности и возможностей явных и потенциальных конкурентов.
Анализ рынка одежды и тканей в РФ, особенностей их транспортировки через границу и направления политики РФ в этом сегменте.
Анализ уровня технического прогресса в оборудовании и материалах для швейных предприятий и уровня развития инфраструктуры в отрасли лёгкой промышленности.
Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Теоретические основы исследования внешней среды для реализации стратегии нового бизнеса……………………………………….………………...5
Рынок, как основа формирования стратегических целей и задач………………………………………………………………………………..5
Методы исследования внешнего окружения компании…………16
Внешняя среда прямого и косвенного воздействия, её влияние на разработку стратегии нового бизнеса…………………………………………..20
Глава 2. Исследование конкурентной среды для реализации стратегии производственного предприятия…………………………………………….…28
2.1. Конкурентный анализ рынка модной женской одежды.
Цель и содержание конкурентного анализа……………………………..28
2.2. Анализ внешней среды косвенного воздействия для понимания рынка, позиции компании, потенциала нового бизнеса……………………....33
2.3. Оценка эффективности и выбор стратегии развития нового бизнеса………………………………………………………………………...….35
Глава 3. Влияние внешней среды на разработку стратегического плана нового бизнеса…………………………………………………...………………38
3.1. Структура стратегического плана………………………………..…38
3.2. Фрагмент стратегического плана с учётом рыночной конкуренции……………………………………………………………………...41
3.3. Оценка конкурентоспособности нового бизнеса с учётом динамичных изменений внешней среды……………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………....….47
Список литературы………………………………………………………...…….48
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
Перед тем как создать новое предприятие, необходимо досконально изучить рынок, в котором оно будет функционировать. Своевременно и грамотно проанализированная информация может избавить начинающего бизнесмена от многих ошибок, помочь увидеть полную картину обстоятельств, в которые попадёт предприятие и, в случае, если организатор бизнеса не определился в выборе отрасли, направить его в нужное русло.
Каждый рынок имеет свою специфику, свою индивидуальность, которую нужно учитывать при выборе направления в бизнесе. В данной курсовой я провожу исследование рынка лёгкой промышленности, а точнее – женской одежды. Именно эту нишу я выбрал как одну из наиболее перспективных и прибыльных в РФ.
Анализ рынка женской одежды нужно начать с главного – с потребителя. Будущее предприятие специализируется на одежде для крупных женщин и девушек, размеры которых начинаются с 56-го. Нужно сказать, что эта отрасль очень плотно переплетается с индустрией моды, поэтому очень важно для успеха предприятия быть в курсе и отслеживать, а может и угадывать все свежие решения в этой изменчивой области.
Чтобы уметь правильно находить выгодные точки сбыта производимой продукции, нужно хорошо разбираться в структуре рынка.
Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
Первый: по объектам:
• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
• рынок факторов производства;
• финансовый рынок;
• рынок научно-технических разработок, патентов;
• рынок информации;
• рынок средств обращения;
• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
• рынок лицензий и др.
Второй критерий: по субъектам:
• рынок покупателей;
• рынок продавцов;
• рынок государственных учреждений,
• рынок промежуточных продавцов посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Третий критерий: по географическому положению:
• местный (локальный) рынок;
• региональный рынок;
• национальный рынок;
• мировой рынок.
Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень. Это можно отразить в виде схемы. (Рис. 1).
Мировой рынок
Внутренний рынок
Совокупность внутренних рынков
Рис.1. Схема рынков по географическому положению
Четвертый критерий: по уровню насыщения:
• равновесный рынок;
• дефицитный рынок;
• избыточный рынок.
Пятый критерий: по степени зрелости:
• неразвитый рынок;
• развитый рынок;
• формирующийся рынок.
Шестой критерий: по степени ограниченности конкуренции:
• свободный рынок;
• монополистический рынок;
• олигополистический рынок;
• смешанный рынок.
Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:
• легальный рынок;
• нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий: по отраслям:
• автомобильный рынок;
• компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий: по характеру продаж:
• оптовый рынок;
• розничный рынок.
Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:
• замкнутый рынок,
на котором представлены
• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
• рынок широкого ассортимента,
на котором есть ряд видов товара,
связанных между собой и
• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Будущему предприятию, при формировании стратегических целей и задач, важно правильно определить своё место в этой классификации.
Тендеры (торги) — это распространенная форма торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о
размещении заказов через торги, и другие участники.
Рис. 2. Рыночная инфраструктура
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что рынок – это основа формирования стратегических целей и задач. Естественно, что это не единственный фактор, на который стоит опираться, формируя цели и задачи для предприятия, но фактор основополагающий, пренебрегать которым нельзя ни в коей мере.
1.2. Методы исследования внешнего окружения компании.
Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических тенденциях в изменениях среды существования организаций. Основными методами при исследовании факторов внешней среды являются SWOT и PEST-анализы. Важно чётко и ясно представлять себе их особенности и различия.
PEST – анализ
PEST - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы.
Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.
Вот примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа.
Таблица 1 – вспомогательная таблица PEST-анализа
Политические факторы |
Влияние экономики |
|
|
Социокультурные тенденции |
Технологические инновации |
|
|
SWOT - анализ
SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в S и W, а внешняя – в О и Т.
Основное
назначение SWOT- анализа — изучение
сильных и слабых сторон в деятельности
организации с целью
С позиции современной теории управления
состояние организации зависит от того,
насколько успешно она реагирует на различные
по своей природе воздействия извне. Анализируя
сложившуюся ситуацию, важно выделить
наиболее существенные в конкретных обстоятельствах
факторы, взаимосвязанное рассмотрение
которых позволяет решать имеющиеся проблемы.
При этом необходимо установить, являются
ли эти факторы внутренними или внешними
по отношению к данной организации, поскольку
возможности воздействия на них различны.
SWOT- анализ является одним из
наиболее распространенных в
управленческой практике
Описание составляющих SWOT-анализа:
Strenghts (сильные стороны)
К сильным сторонам относятся внутренние факторы, например, высокое качество товара, цены, которые ниже, чем у конкурентов или уровень подготовки продавцов. Эти факторы считаются сильными сторонами, поскольку дают преимущество в конкурентной борьбе.
Weaknesses (слабые стороны)
К слабым сторонам так же относят внутренние факторы, например, малые размеры организации по сравнению с основными конкурентами или ограниченный рекламный бюджет. Это могут быть параметры, которые важны для Ваших потребителей, но по которым Вы являетесь слабее ваших конкурентов.
Opportunities (возможности)
Возможности (благоприятные) исходят из внешней среды, такие как, например, изменение вкусов потребителей, новые рынки для экспорта, благоприятные курсы валют, снятие государственных ограничений и т.п. Эти факторы могут способствовать успешной деятельности Вашей организации.
Threats (угрозы)
К угрозам так же относятся внешние факторы, такие как, например, выпуск нового товара конкурентами, появление нового конкурента, предлагающего низкие цены, или неопределенность в политике правительства, имеющей отношение к сфере деятельности вашей организации. Эти факторы могут препятствовать успешной деятельности Вашей организации.