Внутренняя диагностика предприятия: определение сильных и слабых сторон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………...5

1.1 Понятие, сущность внутренней среды предприятия и его основные элементы………………………………………………………………………..….…5
1.2 Анализ внутренней среды предприятия……………………………..14
1.3 Методы управленческого анализа…………………………………....17

2 ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ОРЕНБУРГУГОЛЬ»………………………………………………………………26

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия……………...…..26
2.2 Анализ внутренней среды……………………………………………..28
2.3 Основные преимущества и недостатки внутренней среды предприятия…………………………………………...……………………………32

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕНБУРГУГОЛЬ».....…………………………….36

3.1 Мероприятия по совершенствованию оргструктуры……………..36
3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ………………………………………………...…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ переделка.docx

— 83.59 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

1 ТЕОРЕТИко-методические аспекты осуществления ВНУТРЕННЕЙ диагностики предприятия……………………………...5

 

1.1 Понятие, сущность внутренней среды предприятия и его основные элементы………………………………………………………………………..….…5

1.2 Анализ внутренней среды предприятия……………………………..14

1.3 Методы управленческого анализа…………………………………....17

 

2 ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ОРЕНБУРГУГОЛЬ»………………………………………………………………26

 

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия……………...…..26

2.2 Анализ внутренней среды……………………………………………..28

2.3 Основные преимущества и недостатки внутренней среды предприятия…………………………………………...……………………………32

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕНБУРГУГОЛЬ».....…………………………….36

 

3.1 Мероприятия по совершенствованию оргструктуры……………..36

3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ………………………………………………...…38

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…41

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………43

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация находится  и функционирует в среде. В  менеджменте под средой организации  понимается наличие условий и  факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и  требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации  различают факторы внутренней и  внешней среды.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм предприятия, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической  и производственно сбытовой деятельности предприятия. Она заключает в  себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.

Когда речь идёт о внутренней среде предприятия, имеется в  виду глобальная структура предприятия, охватывающая все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в  фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации  в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может  рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.

Анализ внутренней среды  позволяет также лучше уяснить  цели и задачи организации. Важно  то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим  работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление  о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной  деятельности предприятия в рыночной экономике.

Цель курсовой работы состоит  в изучении внутренний среды предприятия  его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».

Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость  решения следующих задач:

1.Изучение теоретического  материала по внутренней среде  организации и составляющих её элементов

2. Анализ внутренней среды  действующего предприятия ОАО  «Оренбургуголь»

3.Выявление сильных и  слабых сторон этого предприятия

4.Составление рекомендаций  по улучшению отдельных элементов  внутренней среды предприятия  ОАО «Оренбургуголь»

Теорией стратегического  менеджмента занимались и занимаются в настоящее время огромное число  экономистов, такие как Ансофф И., Дойль П., Котлер Ф., Портер М., Градов А.П., Бережной В.И., Бережная Е.В., Выханский О.С., Наумов А.И. Большой вклад в изучение внутренней среды предприятия внесли так же работы М.Мэскона, З. Румянцевой, В Алешниковой, Д. Чупрова.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИко-методические аспекты осуществления ВНУТРЕННЕЙ диагностики предприятия

1.1 Понятие, сущность внутренней среды предприятия и его основные элементы

Развитие менеджмента  является результатом действия многих факторов, действующих как во внешнем  окружении, так и внутри самой  организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние являются все же определяющими в  функционировании и развитии организации.

Наиболее полное определение  внутренней среды организации предложил  российский ученый, академик О. С. Виханский: под внутренней средой понимают ту часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она показывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [6].

Так Дж. Пирсоном и Р. Робертсоном были выделены ключевые сферы внутренней среды, рекомендуемые для выявления источников силы и слабости организации: кадры, организация общего управления, производство, маркетинг, финансы и учет. Анализ этих факторов позволяет составить представление о внутренней среде организации ее сильных и слабых сторонах [3].

Согласно О.С. Виханскому, внутренняя среда имеет несколько «срезов», состояние которых в совокупности определяет возможности (потенциал) организации [6].

Кадровый срез внутренней среды: взаимодействие менеджеров и  рабочих; наем, обучение и продвижение  кадров; оценка результатов труда  и стимулирование; создание и поддержание  отношений между работниками  и т.п.

Организационный срез: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и  ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление  исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие  стороны, которые связаны с реализацией  продукции: стратегия продукта, стратегия  ценообразования; стратегия продвижения  продукта на рынке; выбор рынков сбыта  и систем распределения.

При рассмотрении внутренней среды необходимо учитывать, что  организации представляют собой  системы, созданные людьми, и поэтому  существующая в организации внутренняя среда в основном является результатом  управленческих решений. Это, однако, вовсе  не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство  должно преодолеть в своей работе.

Внутренние переменные –  это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера) [4].

Внутренняя среда организации  – это динамичное явление, поэтому  факторы внутренней среды рассматриваются  как переменные (то есть в их развитии). Внутренняя среда – это взаимосвязанная  совокупность элементов, выделенная из внешней среды и объединенная единством цели или общими правилами  поведения. Внутренняя среда каждой организации характеризуется следующими свойствами: - происходит процесс взаимодействия и преобразования внутренних переменных в желаемые конечные состояния, имеющие  значения во внешней среде; - происходит обмен с внешней средой для  получения ресурсов, информации, энергии, сбыта своей продукции (услуги); - организация характеризуется производительностью (результативностью), определяемой как  отношение объема выходного продукта к затратам.

Для более глубокого понимания  организации представляется целесообразным рассмотреть, из каких элементов  состоит внутренняя среда и определить степень ее влияния на организацию [1].

В литературе по управлению существуют разнообразные подходы  к вопросу структуризации факторов внутренней среды предприятия:

Майкл Мескон рассматривает пять переменных – цели, задачи, структуру, технологию, люди; Румянцева З., Алешникова В. выделяют структуру, культуру и ресурсы, некоторые авторы, говоря о внутренней среде организации, проводят анализ ее потенциала – управленческого, производственного (экономического). Д. Б. Чупров в качестве элементов внутренней среды организации выделяет цели, структуру, технологию, финансы, управление, персонал, коммуникацию.

Рассмотрим подробнее  основные элементы организации по М. Мэскону.

Первым и основным элементом  внутренней среды в организации  можно назвать наличие цели, поскольку, как известно, ни одна из организаций (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена ее цель – то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.

Организация, по определению, это, по крайней мере, два человека с осознанными общими целями.

Определение цели может быть дано двояким образом – для  внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для функционирования.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть  работы, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его  должности. На основе решения руководства  о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются  как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Характеристики задач. Задачи организации традиционно делятся  на три категории. Это работа с  людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере  работа людей состоит из работы с  предметами. Задача же мастера —  это, в основном, работа с людьми. В то же время, задачи казначея корпорации, в основном, связаны с информацией.

Следующим немаловажным элементом  является структура организации, без  которой не может существовать ни одна организация.

Структура – это форма организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Таким образом, структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

Майкл Мэскон дал следующее определение: «структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации» Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями. Целый ряд авторов отмечает первичность целей по отношению к структуре. Так как согласно, цели организации устанавливаются на основе миссии организации (ее генеральной, общей цели, философии существования) и ценностей руководства, то структура должна соответствовать ценностям организации [10].

Еще одним элементом в представленной схеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо  большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают  технологию как нечто, связанное  с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги [9].

Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система  Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления. Изучая производственные предприятия, она обнаружила, что все технологии производственных фирм можно разделить на три категории:

Единичное, мелкосерийное  или индивидуальное производство, где  одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие  изготавливается для определенного  покупателя по его спецификациям  или является опытным образцом. Большие  компьютеры «Ай Би Эм», коммерческие «Боинги» или военные реактивные самолеты, уникальное медицинское оборудование или космические корабли — все эти виды изделий производятся индивидуально, точно так же, как и продукция, изготовляемая по индивидуальным заказам, например, доски для серфинга, прогулочные суда, мебель, одежда.

Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые  идентичны друг другу или очень  похожи. Такой тип производства характеризуется  механизацией, использованием стандартных  деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские  товары изготавливаются на базе технологии массового производства.

Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое  работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам  продукта в больших объемах. Примерами  непрерывного производства могут служить  переработка нефти, сталелитейное  и медеплавильное производство, работа электростанций.

Социолог и теоретик организаций  Джеймс Томпсон разработал для классификации технологий систему, отличающуюся, но не противоречащую предыдущей. По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории [13].

Информация о работе Внутренняя диагностика предприятия: определение сильных и слабых сторон