Внутренняя диагностика предприятия: определение сильных и слабых сторон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Информация о внутренней среде предприятия необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.
Предметом исследования курсовой работы является изучение влияния внутренней среды предприятия на качество хозяйственной деятельности предприятия в рыночной экономике.
Цель курсовой работы состоит в изучении внутренний среды предприятия его элементов на примере действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………...5

1.1 Понятие, сущность внутренней среды предприятия и его основные элементы………………………………………………………………………..….…5
1.2 Анализ внутренней среды предприятия……………………………..14
1.3 Методы управленческого анализа…………………………………....17

2 ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОАО «ОРЕНБУРГУГОЛЬ»………………………………………………………………26

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия……………...…..26
2.2 Анализ внутренней среды……………………………………………..28
2.3 Основные преимущества и недостатки внутренней среды предприятия…………………………………………...……………………………32

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОРЕНБУРГУГОЛЬ».....…………………………….36

3.1 Мероприятия по совершенствованию оргструктуры……………..36
3.2 Мероприятия по повышению мотивации работников на улучшение качества труда на предприятии ………………………………………………...…38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………43

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ переделка.docx

— 83.59 Кб (Скачать файл)

Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых  задач, которые должны выполняться  последовательно. Сборочные линии  массового производства являются типичным образцом такого вида технологии. Каждая операция по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности. Например, нельзя установить двигатель  до того, как будет собрана рама.

Посреднические технологии характеризуются встречами групп  людей, таких, например, как клиенты  или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это  посредническая технология, которая  связывает вкладчиков и тех, кто  берет займы в банке. Телефонные компании выступают посредниками между  людьми, которые хотят позвонить  сами и которые хотят, чтобы им позвонили. Бюро по трудоустройству  связывает продавцов и покупателей  рабочей силы.

Интенсивная технология характеризуется  применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы  произвести определенные изменения  в конкретном материале, поступающем  в производство. Примером такой технологии можно считать монтаж фильма.

Люди. Люди являются основой  любой организации. Без людей  нет организации. Люди в организации  создают ее продукт, они формируют  культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

В силу такого положения  люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует  кадры, устанавливает систему отношений  между ними, включает их в созидательный  процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению  по работе.

Аспекты индивидуального  поведения. Поведение человека в  обществе и на работе является результатом  сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней  среды. В качестве таких характеристик  следует выделить:

Способности. Люди наиболее наглядно различаются по присущим им способностям, или качествам (способность  к кропотливой, спокойной или  быстро обновляющейся деятельности, способности к определенной физической, интеллектуальной или творческой деятельности). Различия в способностях частично объясняются  наследственностью, но, в основном, приобретаются с опытом.

Предрасположенность, одаренность. Под предрасположенностью понимается определенный потенциал человека в  отношении выполнения какой-либо деятельности. Влияние одаренности особенно очевидно в таких областях, как музыка и  спорт. Предрасположенность к какой-либо деятельности облегчает приобретение навыков к ее осуществлению.

Потребности. Потребность  есть внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности  чего-либо. К базисным потребностям относятся, в основном, физиологические (потребность в пище, питье, тепле  и т.п.) и психологические потребности  причастности, принадлежности к обществу или группе людей. В целом, организация  должна стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей  организации.

Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей  ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения, своей деятельности. Сознательно  или подсознательно, они решают, насколько вероятно или нереально  свершение чего-то значимого для  них. Эти ожидания оказывают значительное влияние на их поведение. Например, если люди не ожидают, что поведение, которого ждет организация, приведет их к достижению желаемых целей или удовлетворения их потребностей, то они, вероятно, не будут работать эффективно.

Восприятие. Восприятие сильно влияет на ожидания и на другие аспекты  поведения. Его можно определить как интеллектуальное осознание  получаемых ощущений. Именно восприятие определяет, что такое «реальность» для каждого конкретного индивидуума. Люди реагируют не на то, что действительно  происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее.

Отношение. Точка зрения. Отношение есть выражение нашей  неприязни или привязанности  к предметам, людям, группам или  любым аспектам окружающей нас среды. Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди будут  реагировать на те или иные изменения в условиях труда, его стимулировании.

Ценности. Ценности - это  общие убеждения по поводу того, что является хорошим или плохим в жизни. Конкретные ценности руководителей  часто ощущаются во всей организации  и отражаются в ее целях и политике.

Каждая организация, сознательно  или несознательно, устанавливает  свою собственную систему ценностей, вырабатывает свои обычаи и табу. Все  это является составным компонентом  организационной культуры.

Влияние среды на личность и поведение. Устойчивый набор индивидуальных характеристик, внутренне относительно согласованных, определяет личность. Руководители должны совершенствовать свою способность  направлять поведение рабочих таким  образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать  рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт

Внутренняя жизнь организации  состоит из большого количества различных  действий, процессов и подпроцессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

    • производство;
    • маркетинг;
    • финансы;
    • работа с кадрами;
    • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление производством  состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой  и проектированием продукта; выбор  технологического процесса, расстановку  кадров и техники по процессу с  целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных  товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования  и конечной продукции; контроль качества.

Управление маркетингом  призвано посредством маркетинговой  деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации [8]. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

Управление финансами  состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом  движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление  бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение  денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление персоналом связано  с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма [5].

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом  обработки и анализа финансовой информации о работе организации  с целью сравнения фактической  деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации  вскрыть проблемы, на которые она  должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления  ее деятельности.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них  в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной  переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к  повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях [3].

1.2 Анализ внутренней среды предприятия

Анализ среды организации  – это процесс определения  критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут  оказать влияние на способности предприятия в достижении свои целей [12].

Анализ среды выполняет  ряд важных функций в деятельности предприятия:

  • с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;
  • с точки зрения политики предприятия помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;
  • с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.

При анализе внутренней среды  предприятия в первую очередь  должны быть определены его миссия и задачи.

Миссия (общие цели) предприятия. В прикладном аспекте, миссия - это  общее направление деятельности предприятия на срок 5-10 лет. Содержание миссии должно включать следующие базовые  определения:

  • характеристика набора товаров (услуг, работ), составляющего основу предпринимательской деятельности предприятия (товарные группы, определяющие основной доход предприятия сейчас и в будущем);
  • характеристика потребителей, на которых ориентированы эти товары;
  • главные общие цели предприятия на планируемый срок (выживание, сохранение существующих позиций, рост);
  • характеристика применяемых технологий, на которые будет опираться фирма в будущем;
  • внутренний потенциал предприятия сейчас и в будущем;
  • внешний образ предприятия - экономический и социальный имидж, поддерживаемый через взаимодействие с элементами внешней среды средствами связи с общественностью.

По результатам формулирования миссии должны быть выработаны правила  принятия решений, которыми высшее руководство  пользуется в своей повседневной деятельности в пределах срока реализации миссии [10].

Общие цели. Они конкретизируют миссию путем количественной и временной  оценки каждого направления деятельности предприятия. С этой точки зрения общие цели должны показывать:

  • что конкретно должно быть достигнуто - количественный критерий;
  • когда цель должна быть достигнута - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные цели;
  • кто отвечает за достижение цели - руководитель какого ранга (высшее, среднее и низшее звено управления), в чью должностную инструкцию вписана организация работ по достижению данной цели.

В данном контексте общие  цели можно рассматривать как  количественную характеристику ориентиров. Так, например, ориентиром деятельности предприятия может быть «максимизация  прибыльности», а цель, соответствующая  ему – «норма прибыли не ниже 35% в течение срока реализации миссии»

При этом полезно формулировать  как экономические цели (доходность, доля рынка и т. п.), так и неэкономические, например, технологическое превосходство  в регионе или отрасли; уровень  благосостояния работников предприятия; участие в социальных программах местного, регионального или федерального значения и т. п.

Поскольку общие цели соответствуют  ориентирам, т. е. показателям результативности деятельности предприятия, то они должны быть сгруппированы в рамках строго ограниченных экономических и управленческих пространств (групп однородных целей). В общем случае можно выделить следующие виды пространств:

  • доходность (прибыльность) деятельности предприятия;
  • положение предприятия на рынке - уровень конкурентоспособности;
  • производительность - эффективность использования рабочей силы и производственных фондов;
  • ресурсная обеспеченность для реализации миссии;
  • инновации - разработка новых товаров, освоение новых рынков, создание новых технологий, внедрение современных методов организации производства и труда, внедрение новых элементов системы управления;
  • управление - качество общего менеджмента;
  • качество персонала;
  • социальная ответственность перед работниками предприятия и перед обществом [13].

1.3 Методы управленческого анализа

Управленческий анализ (диагностика) — это процесс комплексного анализа внутренних и внешних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем [2].

Результаты внутренней диагностики  демонстрируют, насколько эффективно проводится управленческая деятельность в настоящий момент (какие функции  менеджмента или маркетинга выполняются, кто их выполняет, насколько эффективно они выполняются - то есть оправданы  ли затраты времени и денег  на выполнение).

Внутреннюю среду (микросреду) можно исследовать по ключевым показателям (к примеру, с помощью портфельного анализа оценивается выпускаемый ассортимент товаров и услуг фирмы), либо в разрезе функций, как показано в таблице 1.

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Информация о работе Внутренняя диагностика предприятия: определение сильных и слабых сторон