Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа
Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях развивающегося рынка услуг, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах в вопросах управленческих решений, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию. Каждое предприятие создаётся с целью получить коммерческую выгоду, для чего формируется миссия компании и цель, для достижения которой создаётся стратегический план развития. В курсовой работе рассмотрим предприятие сферы сервиса ООО «М.видео Менеджмент», Объединенное Подразделение № 464 «М.видео Тольятти» (далее ОП №464)
Принцип гибкости, дополняя принцип непрерывности, предполагает возможность корректировки планов при изменении внешних и внутренних условий (планирование с учетом происходящих изменений). Однако эта корректировка должна быть обоснованной, то есть всякая гибкость имеет экономические пределы. Возможности корректировки обеспечиваются за счет создания резервов. Например, загрузка производственных мощностей у западных фирм редко когда превышает 80%. Визуально принцип гибкости в исследуемой компании напрямую зависит от внешних факторов. Менеджер при составлении графика работы каждого сотрудника старается не превышать норму отработки часов (160 часов в месяц), чтобы иметь возможность вывести сотрудника в его выходной день в связи с оформлением акции в торговом зале или внешнего незапланированного увеличения трафика посетителей.
Точность планирования может быть повышена за счет более тщательного анализа результатов работы предприятия в аналогичный отрезок времени прошлого отчетного года. В сфере сервиса, особенно в продажах существует понятие «Сезон продаж». Точность плана может напрямую зависеть от тенденции в данном конкретном временном промежутке в прошлые года работы магазина. Другое дело, если ОП не имеет возможности сравнивать свои результаты с предыдущим периодом, т.к. работает первый год. В данном случае точность внутрифирменному планированию предаёт оценка результатов деятельности конкурентов и прогнозирование, на основе данных с других городов, похожих по структуре населения (состав, средний заработок, численность).
Принцип участия означает, что те работники фирмы, которых непосредственно затрагивает плановый процесс, становятся его участниками независимо от должности и выполняемых функций. Такое планирование называется партисипативным. Принцип участия облегчает процесс реализации планов, так как улучшается коммуникация между персоналом фирмы, снижается сопротивление заложенным в планах изменениям, укрепляется командный дух организации.
Примеры участия: японские кружки качества, неформальные процедуры участия (проведение совещаний, сбор предложений и т.д.), так и формальные процедуры согласования на основе принятых на предприятии правил и регламентов.
Для реализации рассмотренных принципов внутрифирменного планирования на практике необходимо:
• иметь в компании службу планирования с определенными правами и ответственностью;
• создать систему (технологию) планирования, то есть разработать политику, процедуры и правила принятия и согласования управленческих решений в области внутрифирменного планирования, обучить персонал, наладить внутрифирменные коммуникации, позволяющие доносить информацию о планируемых мероприятиях до всех заинтересованных сотрудников и иметь обратную связь.
Считаю, что одним из самых важных
в реализации на практике внутрифирменного
планирования служит обратная связь. Эта
методика позволяет проанализировать
причины успеха/неудачи в
Выделяют два основных подхода к организации работ по составлению планов: метод сверху-вниз (break-down), метод снизу-вверх (build-up) и их совокупность.
Подход сверху-вниз (командная модель): руководство определяет цели и задачи для фирмы и ее подразделений, затем эти показатели детализируются по мере продвижения на следующие уровни планирования.
Эффективность данного подхода будет, когда:
• Ситуация в бизнесе устойчивая, важно сохранить его ключевые параметры.
• Руководитель в силу различных причин наделен большими полномочиями.
• Имеется система управления,
позволяющая реализовать
• Сильные финансовые позиции бизнеса позволяют при необходимости мобилизовать ресурсы.
Преимуществом подхода сверху-вниз является возможность реализации внутрифирменных изменений, однако возможности участия у персонала низкая степень вовлеченности в планирование.
Подход снизу-вверх: план фирмы формируется на основе планов ее подразделений, которые, имеют тесную связь с рынком и могут составлять более обоснованные планы. Обеспечивается вовлечение менеджеров в процесс планирования (используется их опыт, знания, инициатива), повышается вероятность реализации планов, достигается согласованность целей, обеспечивается знакомство менеджеров с политикой и целями компании, возрастает понимание обоснованности изменений. Методическая сложность: согласование и координация планов подразделений.
При командной модели осуществляется движение информации сверху вниз и часть информации неизбежно теряется, поэтому менеджеры могут быть неправильно информированы. Чтобы избежать этого используются механизмы участия сотрудников фирмы в процессе планирования, то есть последовательная модель планирования, но чаще всего – сочетание этих моделей.
Различия в организации
Таблица 1.6. Командная и последовательная
организация процесса планирования
По данной таблице можно отметить, что первый столбец соотносится с производственными компаниями, а второй с компаниями, работающими в сфере услуг (сервиса). Смешанное планирование является стандартным и наиболее оптимальным методом составления плана для работы магазина ОП № 464, ориентация на клиентов – один из главных постулатов успешной компании в сфере предоставления услуг. Но автократический подход в составлении планов по продажам будет намного более успешен и точнее, нежели план предоставленный менеджерами директору.
Известный американский ученый Р. Акофф выделяет подходы к планированию в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее.
Реактивной подход – план ориентируется на прошлое, то есть предполагается, что прошлые тенденции сохранятся.
При таком подходе исходят из суммарных потребностей подразделений фирмы (движение снизу-вверх), а не из возможностей удовлетворения этих потребностей. Наблюдается стремление подразделений завысить свои потребности, что ведет к снижению общей эффективности деятельности фирмы.
Инактивный подход – фирма инертна, существующие внешние и внутренние условия воспринимаются как приемлемые (минимум изменений, приспособление к настоящим условиям). Подобному подходу, на мой взгляд нет места в стремительно меняющейся конъюнктуре современного рынка предоставления услуг. Такой системе планирования присущ бюрократизм, волокита по всем делам, для рассмотрения которых создаются комиссии, советы и другие временные, но постоянно заседающие структуры. Большая часть времени тратится на сбор фактов, информации, ее аналитическую обработку. В такой системе управления важны связи, а не опыт. Хотя в более поздних изданиях Акофф уже не упоминает данный подход, ограничившись реактивным, преактивным и интерактивным подходом.
Рассмотренные два подхода к планированию присущи большинству приватизированных государственных предприятий. Недавно созданные компании чаще используют другие подходы к планированию.
Преактивный (упреждающий) подход – ориентирован на будущие изменения, на поиск оптимальных решений в условиях изменений. Цели таких фирм ориентированы не на выживание, а на рост и развитие. Планирование осуществляется сверху-вниз: на верхнем уровне делается прогноз, разрабатывается стратегия и определяются цели следующих уровней управления
По данному подходу происходит планирование желаемых количественных показателей на все Объединенные подразделения во всех регионах. В своей исследовательской работе я подробно проанализирую именно ВФП в ОП №464, тенденции распределение плана между секциями магазина.
Интерактивное (адаптивное) планирование предполагает, что будущее можно контролировать и на него можно воздействовать, поэтому главной целью планирования при таком подходе является проектирование будущего. Речь идет о взаимодействии фирмы с внешней средой: не просто ее адаптация к будущим изменениям, а целенаправленное воздействие на эти изменения. Интерактивное планирование основано на принципе участия и мобилизации способностей всех работников фирмы.
Критики интерактивного планирования отмечают, что фирма не может полностью контролировать свое будущее, поэтому речь должна идти скорее об адаптации фирмы к изменению условий внешней среды.
Выделяют три уровня планирования: фирма в целом, хозяйственные подразделения, функциональные подразделения.
План фирмы (корпоративный уровень)
интегрирует функциональные планы
и планы хозяйственных
Планы хозяйственных подразделений (бизнес-единиц) фирмы определяют, как подразделение будет конкурировать на конкретном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов.
Сужая круг исследования до ОП № 464, следует ввести понятие «Стратегическая бизнес-единица»
Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) – это внутрифирменное организационное подразделение, наделенное определенными правами и ответственное за всю деятельность фирмы в определенном бизнес-сегменте (сегментах). Оно, как правило, отвечает за разработку, производство и продажу определенного вида продукции, реализацию определенного вида услуг.
Иногда планирование на уровне бизнес-единиц называют тактическим планированием, а корпоративный уровень связывают со стратегическим планированием.
Функциональные службы – финансовая, производственная, коммерческая, маркетинга, управления персоналом и т.д. разрабатывают свои планы на основе корпоративного плана и планов хозяйственных подразделений. Целью функциональных планов является распределение ресурсов отдела (службы) и поиск путей эффективной деятельности в рамках общего плана фирмы.
Функциональный план (план маркетинга, финансовый план и т.д.) – комплекс решений по реализации заданной функции в рамках общей стратегии фирмы. К примеру, в ООО «М.видео Менеджмент» главная цель маркетинговых компаний не только донести суть предстоящей акции, но и обратить внимание на философию, мировоззрение, которого придерживаются сотрудники «Нам не все равно».
Многообразие функциональных сфер деятельности и соответственно функциональных планов фирмы затрудняет формирование общих правил их разработки. В самом общем виде можно сказать, что функциональный план разрабатывается в рамках линейной структуры (отдела или службы) и определяет мероприятия, которые должны быть выполнены данным структурным подразделением в контексте корпоративного плана и выделенных ему ресурсов. Разрабатывают план функциональные специалисты, основываясь на своей компетенции и опыте. На корпоративном уровне определяются цели, стратегии и политика фирмы в различных областях. На последующих уровнях разрабатываются процедуры и правила, формируются бюджеты и расписания выполнения работ.
В связи с иерархичностью системы ВФП возникает ряд методических проблем:
• проблема организации процесса планирования. При этом возможны два разных подхода к организации планирования: сверху-вниз и снизу-вверх.
• проблема согласования и увязки
планов разного уровня внутри фирмы.
Необходимо увязать функциональные
планы, планы хозяйственных
При организации процесса планирования сверху-вниз каждый уровень планирования получает установочную информацию из плана более высокого порядка, то есть итоговые данные каждого уровня используются в качестве установочных данных на более низком уровне. При таком подходе высшее руководство инициирует процесс планирования и уполномочивает хозяйственные и функциональные подразделения формировать собственные планы как средства реализации корпоративного плана.
При организации планирования снизу-вверх корпоративный план формируется на основе объединения предложений хозяйственных и функциональных подразделений.
Информация о работе Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием