Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:41, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является выбор для благоприятного функционирования предпренимательства.
А задачами будут: виды стратегий, стратегическое планирование, анализ выбора стратегий для развития предпренимательства.
Введение
1.СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие стратегического планирования её виды, появление стратегического планирования в России.
1.2 Содержание процесса стратегического планирования
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Липецкий хладокомбинат»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ рыночной ситуации
2.3 Результаты деятельности предприятия ОАО «Липецкий хладокомбинат»
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОАО «Липецкий хладокомбинат»
3.1 ВЫЯВЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО СЦЕНАРИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Виды стратегического планирования.
В общем виде стратегическое планирование предприятия заключается в выборе основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Стратегическое планирование предприятия включает в себя такие функции, как определение предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановку целей, распределение ресурсов, т.е. те мероприятия, которые обеспечивают предприятию достижение конкурентных преимуществ.
Рис. 1. Схема стратегического планирования
Стратегическое планирование — это концепция выживания и развития предприятия в определенных условиях, на базе, которой дается конкретное представление о том, каким должно быть предприятие в будущем, в каком окружении ему предстоит функционировать, какую долю и стратегию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества и какие изменения должны быть осуществлены в предприятии.
Исходя из концепции стратегического планирования, необходимо определить потенциал предприятия и стратегию его развития.
Под потенциалом организации обычно понимается совокупность ее возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг), определяемая факторами производства (ресурсами), находящимися в ее распоряжении.
К факторам производства относятся:
На потенциал организации оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, которые определяют вероятностный характер потенциала, его большую вариантность, вызванную различными сочетаниями, как ресурсов, так и факторов.
Степень использования потенциала зависит от стратегии предприятия, основным принципом которой является «производить то, что можно продать».
Весь процесс планирования предприятия разделится на две основных стадии:
1) разработка стратегии
развития предприятия, или
Стратегия развития предприятия — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Под разработкой стратегии понимается процесс определения основных направлений деятельности предприятия.
2) определение тактики
реализации разработанной
Тактическое планирование — это принятие решений о распределении ресурсов предприятия для достижения стратегических целей ее развития. В иерархии целей прибыль занимает лидирующее положение.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задачей является обеспечение процесса внедрения необходимых изменений в организации, направленных на повышение эффективности ее функционирования. Теорией и практикой определены четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Появление стратегического планирование в России.
Модель научного стратегического
планирования разработана учёным-
Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920 г. в Советской России Государственной комиссии по электрификации Россииво главе с Г. М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 г. С тех пор Россия наработала колоссальный и уникальный в мировой практике опыт и школу планирования.
В МГУ имени М.В. Ломоносова, в рамках междисциплинарной образовательной программы «Стратегическое управление и экономическая политика», осуществляется подготовка специалистов, владеющих инструментарием стратегического планирования.
1.2 Процесс стратегического планирование.
Рис. 2. Процесс стратегического планирования
Основными процедурами стратегического планирования являются:
Стратегическое прогнозирование (прогноз) необходимо для того, чтобы избежать крупных ошибок, а также, оценки возможных альтернатив рыночной динамики, поведения конкурентов и партнеров на внутреннем и внешнем рынках.
Различают следующие периоды прогнозирования:
Стратегическое программирование (программы) — это адресный директивный документ, составляемый, как правило, на обозримую перспективу (3...5 лет), содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Причем под используемыми ресурсами понимается совокупность затрат как материальных, так и трудовых, финансовых и информационных ресурсов, необходимых для достижения цели. Стержнем целевой программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий. Поскольку рыночная ситуация постоянно меняется, то программа также постоянно корректируется и дорабатывается.
Стратегическое проектирование (проекты планов) — заключительная ступень процедур стратегического планирования, направленная на разработку проектов стратегических планов.
Проект стратегического плана — это проект управленческого решения по реализации стратегии поведения соответствующих субъектов управления.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которая делится на следующие элементы:
1) стратегический план
— генеральный план
2) стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в структуру предприятия;
3) оперативные планы.
Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка во многом определяется рыночной ситуацией. Именно от нее в первую очередь зависит выживаемость и развитие предприятия. Именно рынок, с его нестабильностью, усложнением конкурентной борьбы, непредсказуемостью поведения партнеров, сокращением жизненного цикла спроса на услуги (товары) и др., предопределяет необходимость проведения анализа, и оценки окружающей среды с прогнозом ее изменений во времени, и на базе этого осуществления планирования, обеспечивающего соответствие результатов деятельности предприятия требованиям рынка.
Предприятие, действующее на определенном рынке (либо отдельном сегменте этого рынка) и выпускающее (оказывающее) определенную продукцию (услуги), зависящую от его потенциала, с определенными издержками, соответствует требованиям рынка, когда оно не только выпускает, но и реализует на этом рынке свою продукцию, обеспечивая получение суммы прибыли, соответствующей ожиданиям руководства предприятия.
Несоответствие требованиям рынка, приводящее предприятие
к потерям, обусловлено 2 группами причин: текущими истратегическ
К текущим причинам относятся те, которые влияют на снижение экономической эффективности производства и продвижение на рынок выпускаемой продукции (услуги). Это прежде всего плохая реклама, неполное использование производственных мощностей, снижение качества продукции и т.п.
К стратегическим причинам относятся причины, которые влияют на обеспечение достижения целей организации. Это ошибки в определении величины спроса, ошибки в выборе характеристик товара (услуги), неверно выбранная реакция на возможное поведение партнеров и конкурентов и др.
Текущие причины устраняются оперативными воздействиями, стратегические могут быть устранены с помощью таких действий, как корректировка или изменение целей предприятия, осуществление диверсификации и т.п.
Если процесс выживаемости предприятия может определяться своевременностью устранения текущих причин, то процесс его развития определяется правильной ориентацией на перспективу, учитывающей требования и тенденции изменения рыночной ситуации. Это требует детального анализа существующего положения и возможностей предприятия, умения ее руководства правильно определить направления развития, обосновать перспективные цели (ориентиры), способы и методы их достижения, что и составляет сущность стратегического планирования, обеспечивающего поступательное развитие предприятия.
Планирование деятельности предприятия слагается из двух частей:
Основой этого вида деятельности является стратегическое планирование, базирующиеся на анализе «хозяйственного портфеля» предприятия.
Если производство включает несколько ассортиментных групп, несколько товаров, марок и рынков, то по каждой из этих позиций разрабатывается отдельный план, т.н. план маркетинга, который включает:
Значительный интерес к жизненному циклу товара при составлении плана маркетинга обоснован следующими причинами:
Таким образом, выпуск и реализация нового продукта подразумевают:
1) его модификацию;
2) нововведения, которые потребитель считает значимыми.
Как известно, для решения этой проблемы необходимы инвестиции, т.е. привлечение инвесторов. Для привлечения инвесторов разрабатывается «бизнес-план» - постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри предприятия, так и во внешней среде.
2 Анализ деятельности предприятия ОаО «Липецкий хладокомбинат».
ОАО «Липецкий хладокомбинат» ведет свою историю с 30 декабря 1962 года.
Пуск фабрики мороженого с проектной мощностью 20 тонн в сутки был осуществлён в 1980 году. Первоначально фабрика выпускала ограниченный ассортимент – мороженое в вафельных и бумажных стаканчиках и в брикете на вафлях.
В 1983 году был построен цех сухого льда мощностью 2,2 тонн в сутки.