Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия. Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа и синтеза как основы для принятия управленческих решений.
Введение
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1. Общая характеристика процесса принятия решения
1.2. Роль и место принятия решений в процессе управления
1.3. Основные понятия и определения теории принятия решений
2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЦЕССАХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Предпосылки системного анализа
2.2. Системный подход в управлении
2.3. Понятие системы
2.4. Определение понятия «системный анализ»
2.5. Из истории возникновения системного анализа
2.6. Основополагающие элементы системного анализа
3. ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1. Представление информации
3.2. Информационные процессы и системы
3.3. Информационные ресурсы и технологии
3.4. Качество информации
Список используемой литературы
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический
университет им М.Т. Калашникова»
Факультет «Машиностроительный»
Кафедра «Тепловые двигатели и установки»
Реферат на тему:
Выбор и принятие решения –
элементы при проведении системного анализа
Выполнили:
Шафигуллин Р.Р.
Нуримарданов А.Р.
Проверил
Содержание
Введение
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1. Общая характеристика
процесса принятия решения
1.2. Роль и место
принятия решений в процессе управления
1.3. Основные
понятия и определения теории принятия
решений
2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЦЕССАХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Предпосылки
системного анализа
2.2. Системный
подход в управлении
2.3. Понятие системы
2.4. Определение
понятия «системный анализ»
2.5. Из истории
возникновения системного анализа
2.6. Основополагающие
элементы системного анализа
3. ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1. Представление
информации
3.2. Информационные
процессы и системы
3.3. Информационные
ресурсы и технологии
3.4. Качество
информации
Список используемой литературы
Введение
Принятие решений – составная часть
любой управленческой деятельности.
На сегодняшний день сформировалась методологическая
основа эффективной разработки управленческих
решений, появились современные информационные
технологии, позволяющие на качественно
новом уровне осуществлять решение управленческих
проблем. Необходимость принятия решения
пронизывает все, что делает управляющий,
формируя цели и добиваясь их достижения.
Поэтому понимание природы принятия решений
чрезвычайно важно для всякого, кто хочет
преуспеть в искусстве управления. Принятие
решений необходимо для выполнения управленческих
функций. Процесс принятия обоснованных
объективных решений в ситуациях исключительной
сложности достигается путем использования
научного подхода к данному процессу,
моделей и количественных методов принятия
решений. Целью данной работы является
раскрытие сущности методов принятия
управленческих решений, процесса и процедуры
их принятия. Задачами работы являются
описание методов принятия управленческих
решений, различных подходов к управленческим
решениям со стороны менеджеров, анализ
факторов, влияющих на процесс принятия
управленческих решений, изложение сущности
анализа и синтеза как основы для принятия
управленческих решений.
1.1Общая характеристика процесса принятия решения
.
Проблема принятия
решений - является одной из основных
в современной теории и практике управления.
Это вполне естественно, так как акт принятия
решения является центральным моментом
любого процесса управления. Принятие
решений присутствует во всех функциях
управления. Современную теорию управления
можно охарактеризовать как аккумулированные
и по определенным правилам логически
упорядоченные знания, представляющие
собой систему принципов, методов и технологий
управления, разработанных на основе информации,
полученной как эмпирическим путем, так
и в результате использования достижений
различных конкретных наук. Управлять
- значит перевести одно состояние системы
в другое, которое отвечает целям управления.
Для этого необходимо так воздействовать
на структурные компоненты системы, принимая
соответствующие управленческие решения,
чтобы система эволюционировала в требуемом
направлении с нужной скоростью. Информация
является основой всякого управления.
Информация отражает (выражает) фактическое
состояние объекта управления (управляемой
системы), состояния среды, в которой находится
объект управления, цели управления и
собственно процедуру управляющего воздействия.
Решения, в свою очередь, порождают управляющую
информацию. Поэтому не случайно, в современной
литературе, управление все чаще рассматривается
как сложный информационный процесс. В
зависимости от функции управления требуется
и различного рода информация. Если речь
идет о стратегическом планировании, то
необходима информация о целях организации,
об основных тенденциях ее развития.
Говоря об оперативном управлении и контроле,
предполагается информация, которая должна
включать также личностные характеристики
исполнителей. В этом случае на первый
план выходят наблюдение, опрос, собственная
статистика. Решая проблемы координации,
следует иметь в виду такие источники
информации как статистика, отчеты, мнение
экспертов и руководителей среднего звена.
Количество информации, необходимое для
принятия управленческого решения, зависит
от сложности стоящей проблемы. Степень
сложности связана с количеством различных
частей, аспектов, деталей, понятий и мерой
их взаимосвязанности и взаимозависимости.
Кроме того, сложность имеет и субъективную
обусловленность, поскольку что сложно
для одного человека, может оказаться
простым для другого. Сложность определяется
количеством информации, необходимой
для описания управляемой системы. При
таком подходе оценка сложности системы
зависит как от объекта, так и от субъекта
управления. Без информации невозможно
существование обратной связи. Любая информация
может быть полезна для достижения целей
управления, но важно понимать, что ее
можно и нужно классифицировать по степени
важности, а также влияния и необходимости
решений стратегических, оперативных
и тактических. Сегодня в теории принятия
решений обычно выделяют два направления
- нормативное и дескриптивное. В первом
случае исследователи строят изложение
на формализованных методах, исследуемых
формальными, преимущественно математическими
методами, во втором - они опираются, главным
образом, на качественное описание и изучение
проблемы. Если математические модели,
как правило, разрабатываются для двух
целей: лучшего понимания существующей
реальности и для выработки рационального
курса действий, то дескриптивные исследования
дают практический опыт принятия решений.
Сложность современных проблем деловой
сферы делает очевидным вывод о необходимости
овладения методами принятия решений
руководителями всех уровней. Применение
методов нормативного подхода позволяет
оценивать проблемную ситуацию, учитывать
ресурсы и ограничения, формулировать
и анализировать различные варианты действий,
выбирать из них оптимальные.
Принятие решения — это выбор одного курса действий, одной альтернативы из ряда имеющихся. Если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения. Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие нескольких альтернативных (взаимоисключающих) вариантов действий, из которых надо выбрать наилучший. Выбор одного из вариантов действий и представляет собой решение ЛПР. Причем варианты действий направлены как на проведение определенных изменений, так и на сохранение (поддержание) существующего положения, например, высокой рыночной доли, производительности труда. Наиболее сложные решения связаны с проведением различных изменений, прежде всего стратегического характера. Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласования суждений при групповом ЛПР. В условиях неопределенности не всегда возможно нахождение оптимального решения в строго формальном виде. Во многих случаях ЛПР осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. В этом плане понятие оптимального решения будет трактоваться не так строго, как принято в математике, а как наилучшее решение для данных конкретных условий. В системном анализе часто под оптимизацией понимают установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Можно сказать, что открытая система оптимальна, если она преобразует свои входы в наиболее ценные выходы. Желательные выходы часто удобно рассматривать как цели системы: тогда говорят об оптимизации системы по отношению к ее целям.
Решение называется допустимым (
Результативность, действенность (effectiveness) — характеризует прежде всего выбор правильных целей, направлений действий, без чего может быть обеспечена высокая эффективность достижения неправильных целей. При этом под результативностью действий принято понимать степень соответствия их результатов интересам достижения определенной цели или совокупности целей (запланированных результатов). К настоящему времени разработано большое количество различных методов для выработки управленческих решений. Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно рассматривать как применение моделирования. Однако традиционно термин «модель» относится лишь к методам общего характера. Чтобы ограничить круг рассматриваемых вопросов, мы не будем касаться проблем построения математической теории выбора, а сосредоточим внимание на сравнительном анализе основных направлений моделирования процессов принятия решений в рамках нормативного подхода. Исходя из методологических задач исследования наибольший интерес будет представлять характеристика «сильных» и «слабых» сторон этих моделей.
.
Классификация
видов решений
1.3 Основные понятия и определения теории принятия Решений
В данном пособии будем использовать и придерживаться смысла следующих основных понятий: управление, проблема или задача (управления), решение, цель (управления, деятельности), операция (кибернетическая), альтернатива, активные ресурсы, результат, модель, условия (разработки решений).
Управление. Как уже отмечалось, решение проблемы, стоящей перед ЛПР, возможно только путем направления и задействования активных ресурсов для исполнения конкретных заданий или работ. Ничто само по себе не делается. Людям, принимающим участие в операции, нужно указать, где, когда, что и с помощью чего сделать, каковы требования качеству выполняемых заданий или работ, каковы допустимые вариации от намеченных заданий и при каких форс мажорных обстоятельствах следует принять экстренные меры, каковы эти меры и проч. Все это объединяется одним понятием "управление". Управлять — это значит направлять кого-либо или что-либо к намеченной цели для достижения желаемого результата. Главное требование к качеству управления — это его непрерывность.
Решение. Обычно одну и ту же задачу можно решить разными способами. Однако качество исхода операции, т. е. значения ее результатов, зависит не только от качества активных ресурсов и условий их применения, но и от качества способа задействования этих ресурсов в этих условиях. В этой связи в данном пособии слово "решение" чаще всего будет интерпретироваться как наилучший способ разрешения проблемы, стоящей перед ЛПР, как наиболее предпочтительный способ достижения намеченной ЛПР цели. Следовательно, значение слова "решение" в нашем случае будет несколько отличаться от того значения, которое ему приписывается, например, в математике, когда говорят о решении математической задачи. В математике правильное решение правильно поставленной задачи всегда одно и то же, независимо от того, кто и в каких условиях эту задачу решает. Математическое решение всегда объективно. В отличие от него решение проблемы — субъективно, так как разные ЛПР могут выбрать разные, понравившиеся именно им способы разрешения проблемы. Да к тому же условия решения проблемы накладывают существенный отпечаток на выбор ЛПР: одно и то же ЛПР в разных условиях может предпочесть в общем случае неодинаковый способ устранения проблемы.
Цель. Формализованное описание того желаемого
состояния, достижение которого отождествляется
в сознании ЛПР с решением проблемы или задачи. Цель описывается
в виде требуемого результата. Альтернатива. Это условное
наименование какого-то из возможных (допустимых
в соответствии с законами природы и предпочтениями ЛПР) способов
достижения цели. Каждая отдельная альтернатива
отличается от других способов решения
проблемы последовательностью и приемами
задействования активных ресурсов, т. е.
специфическим набором указаний кому,
что, где с помощью чего и к какому сроку
сделать. Активные ресурсы — это
все то, что может быть использовано ЛПР
для решения проблемы. Главными из активных
ресурсов всегда будем считать людей,
время, финансы (деньги) и расходные материалы,
имеющиеся в распоряжении ЛПР. Результат. Под результатом
будем понимать специальную форму описания
наиболее важных для ЛПР характеристик
исхода операции. При исследовании
операции степень предпочтительности
(или, наоборот, непредпочтительности)
ее результатов представляют в наиболее
подходящей для этого шкале: числовой,
Информация о работе Выбор и принятие решения – элементы при проведении системного анализа