Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия. Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа и синтеза как основы для принятия управленческих решений.
Введение
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1. Общая характеристика процесса принятия решения
1.2. Роль и место принятия решений в процессе управления
1.3. Основные понятия и определения теории принятия решений
2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЦЕССАХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Предпосылки системного анализа
2.2. Системный подход в управлении
2.3. Понятие системы
2.4. Определение понятия «системный анализ»
2.5. Из истории возникновения системного анализа
2.6. Основополагающие элементы системного анализа
3. ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1. Представление информации
3.2. Информационные процессы и системы
3.3. Информационные ресурсы и технологии
3.4. Качество информации
Список используемой литературы
Средства достижения поставленных целей. При системном анализе экономических объектов необходимо иметь в виду, что одни и те же цели могут достигаться путем использования нескольких различных средств и методов, носящих как альтернативный, так и неальтернативный характер, имеющих стратегический и тактический характер. Так, средствами повышения прибыли могут быть: снижение себестоимости продукции, увеличение объема выпуска продукции, улучшение ее качества и др. Эти пути повышения прибыли, выполняя различные функции, дополняют друг друга. для всех сторон управленческой деятельности. Может оказаться, что существует несколько различных вариантов достижения цели, это затрудняет их анализ и отбор. В таком случае нужно найти способ отбора вариантов для подробного рассмотрения, обеспечивающий исключение заведомо нерациональных вариантов действий. Следовательно, проблема нахождения наилучшего средства достижения поставленной цели, распадается как бы на две части. Первая часть проблемы заключается в том, как из множества возможных вариантов отобрать наиболее рациональные и доминирующие, а вторая — как из сравнительно небольшого числа рациональных вариантов выбрать наилучший. Выбор правильного варианта достижения цели зависит от ее постановки.
Потребные ресурсы. Для реализации того или иного выбранного способа достижения поставленной цели необходимы определенные ресурсы. Поскольку ресурсы, затраченные на достижение данной цели, не могут быть использованы для других целей, то возникает вопрос определения ресурсов, потребных для выполнения данной цели с учетом всех других целей. Одним из основных условий определения и распределения потребных ресурсов является их ограниченность, что вызывает необходимость определения приоритетности их выделения и экономного использования. Ресурсы являются как бы фильтром, сквозь который приходится пропускать принимаемое решение. Если исследование показывает, что потребности в ресурсах удовлетворить невозможно, то приходится пересматривать цели и стратегии до тех пор, пока не будет достигнута их обеспеченность ресурсами. Таким образом, задание целей, выбор стратегии и определение потребных ресурсов всегда взаимосвязаны. Имеющиеся ресурсы, способы их производства и потребления, возможность реализации тех или иных стратегий достижения поставленных целей активно воздействуют на процесс выработки целей. С другой стороны, пересмотр целей и стратегий возможен и в том случае, если обнаружится недоиспользование одного или нескольких видов ресурсов. Главные вопросы, которые необходимо решить при определении потребных ресурсов, можно сформулировать следующим образом: какой объем каждого вида ресурсов, в какой момент времени потребуется при заданных целях и выбранных стратегиях и кто будет потребителем этих ресурсов, каков оптимальный способ их создания или приобретения?
3.1. Представление информации
Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности руководителя. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности управленца любого уровня, включающий:
Технология управления рассматривает
принятие решений как процесс, состоящий
из трех стадий: подготовка решения, принятие
решения, реализация решения. На стадии
подготовки управленческих решений проводится
анализ ситуации на микро- и макро уровне,
включающий поиск, сбор и обработку информации,
а также выявляются и формулируются проблемы,
требующие решения. На стадии принятие
решения осуществляется разработка и
оценка альтернативных решений и курсов
действий, проводимых на основе многовариантных
расчетов; отбор критериев выбора оптимального
решения; выбор и принятие наилучшего
решения. На стадии реализации решения
принимаются меры для конкретизации решения
и доведения его до исполнителей, осуществляются
контроль за ходом его выполнения; вносятся
необходимые коррективы и дается оценка
полученного результата от выполнения
решения. Каждое управленческое решение
имеет свой конкретный результат, поэтому
целью управленческой деятельности является
нахождение таких форм, методов, средств
и инструментов, которые могли бы способствовать
достижению оптимального результата в
конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованным,
принимаемыми на основе анализа и многовариантного
расчета, и интуитивными, которые, хотя
и экономят время, но содержат в себе вероятность
ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться
на достоверной, текущей и прогнозируемой
информации, анализе всех факторов, оказывающих
влияние на решение, с учетом предвидения
его возможных последствий. Руководители
обязаны постоянно и всесторонне изучать
поступающую информацию для подготовки
и принятия на ее основе управленческих
решений, которые необходимо согласовывать
на всех уровнях внутрифирменной иерархической
пирамиды управления.Количество информации,
которую необходимо переработать для
выработки эффективных управленческих
решений, настолько велико, что оно давно
превысило человеческие возможности.Именно
трудности управления современным крупномасштабными
организациями обусловили широкое использование
электронно-вычислительной техники, разработку
АСУ, что потребовало создания нового
математического аппарата математических
методов.Имеется множество определений
понятия информации — от наиболее общего
философского (информация есть отражение
реального мира) до наиболее частного
прикладного (информация есть сведения,
являющиеся объектом переработки). Наиболее
полно представлены в источниках. Вот
некоторые из них:
3.2. Информационные процессы и системы
В общем случае роль информации может
ограничиваться эмоциональным воздействием
на человека, однако наиболее часто она
используется для выработки управляющих
воздействий в автоматических (чисто технических)
и автоматизированных (человеко-машинных)
системах. В подобных системах можно выделить
отдельные этапы (фазы) обращения информации,
каждый из которых характеризуется определенными
действиями. Последовательность действий,
выполняемых с информацией, называют информационным
процессом. Системы, реализующие информационные
процессы, называют информационными системами.
Основные этапы (фазы) обращения информации
в системах:
3.3. Информационные ресурсы и технологии
Переход общества в постиндустриальной
эпохе и наукоемких технологиям вводит
в активный оборот информационные ресурсы
и еще более повышает требования к квалификации
труда специалистов. Но именно информация
дает возможность рационально распоряжаться
всеми иными видами ресурсов. Интенсивное
использование информации позволяет значительно
снизить материалоемкость и энергоемкость
продукции. Главная проблема любой системы
– преодолеть ограниченность ресурсов.
Но имеющиеся ресурсы можно использовать
различными способами. Ключевым моментом
здесь является решение о том, где и как
сосредоточить ресурсы. Концентрация
ресурсов в нужное время, в нужном месте,
для решения главного, приоритетного направления
– вот в чем помогает информация при принятии
управленческого решения. Информация
– основа маневра руководителя с веществом
и энергией. Она позволяет получить решение,
как эффективнее и выгоднее организовать
управление силами и средствами. Знания
и информация становятся стратегическими
ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим
знанием и повседневным опытом в экономическую
деятельность непосредственно вовлекается
систематизированное теоретическое знание.
Оно становится непосредственной производительной
силой, такой же, как, например, знание,
заложенное в управляющие программы АСУ
силами.
Руководителю для достижения экономических
целей нужна опора в виде информация о
профессиональном знании, особенностях
избранной сферы деятельности. Требуемая
информация рассеяна по множеству источников
и мест хранения.
Цель прикладной информатики – собрать, тематически объединить и обработать информацию так, чтобы ускорить доступ к информации и представить ее в виде, удобном для интерпретации человеком – пользователем. Более того, сегодня в информатике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых носителей информации. Средства информатики позволяют интегрировать разнообразную информацию в “одном месте” и создавать всеобъемлющее поле информационных ресурсов. А это, в свою очередь, снимает неопределенность и повышает вероятность получения нужного знания. Предприятие (по крайней мере, его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр. В нем сходятся такие потоки информации. Внешняя деловая среда (или макросфера) – совокупность социальных и политических субъектов, действующих за пределами организации, и отношения, складывающиеся между ними, его реальными и потенциальными конкурентами. Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности организации обеспечивают квалификация личного состава и технологическая база, а наибольшая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны противоборствующих сил. Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в организации. Руководитель согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли:
От того, как руководитель сыграет свои информационные роли, организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени зависит производительность работы организации. Но успешность организации определяется не только количеством информации, но и качеством, которое должен правильно понимать и оценивать руководитель. Информация является одним из основных ресурсов роста успешности организации, поскольку именно она позволяет:
Поэтому в любой организации организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях:
Информационное обогащение современного управления – его наиболее характерная черта. Выигрывает тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию об открывающихся возможностях.Технология (от греч. techrie ~ искусство, мастерство, умение и греч. logos - слово, учение) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, материала. В информационной технологии в качестве исходного материала выступает информация. В качестве конечного продукта - также информация, но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. При этом основными компонентами информационных технологий служат: сбор данных (первичной информации), обработка данных, получение результатной информации и передача ее потребителю.
Виды информационных технологий
При организации сбора и регистрации данных по принципу последовательных решений могут применяться различные виды информационной технологии:
Решение вопросов внедрения новых технологий требует комплексного, разностороннего подхода. Технология информационной деятельности предполагает: создание системы записей (цифровой и текстовой информации) с применением средств компьютерной техники; использование форм как носителей информации; формирование базы данных; создание пакетов прикладных программ
3.4. Количество и качество информации
Количество информации. С
обыденной точки зрения количество информации
мало связано с длительностью речи или
объемом текста. Информационное сообщение
принимается и интерпретируется в зависимости
от контекста. Однако число знаков алфавита
или число страниц текста принято как
эталон количества информации, например
в полиграфии.
В технических информационных системах
каждый новый сигнал требует ресурсов
для своего отображения. Поэтому длина
сообщений есть мера количества информации,
чтобы измерить информационный сигнал,
следует выбрать этот эталон. Он обоснован
стремлением свести весь алфавит технического
языка к двум знакам: точка, тире; закрыто,
открыто; красный, зеленый; да, нет; “1”
и “0”. Чтобы закодировать буквы, числа
и иные символы, нужны последовательности
“1” и “0”, называемые двоичными числами.
В виде эталона информации в технических
системах используются восьмиразрядные
двоичные числа, называемые байтами. И
вводится простое правило измерения количества
информации – количество байтов для представления
текста равно числу знаков естественного
языка этого текста.
Одна единица информации – байт – состоит
из восьми двоичных единиц, иначе называемых
битами. Поэтому практически в технических
информационных системах используются
два равноправных эталона количества
информации – бит и байт. Качество информации.
Этот показатель является важным, но неоднозначным.
Одна и та же информация имеет различные
значения (ценность) для одного и того
же человека, но в разное время или для
нескольких людей. Вообще информация со
временем не сохраняет, как правило, свою
ценность, хотя есть знания как бы постоянной
значимости (например, фундаментальные
законы природы, дни рождения…).Приняты
три подхода (критерия) к оценке качества
информации: по снижению состояния неопределенности,
по достижению цели и по приращению тезауруса.
Статистическая теория информация исходит
из того, что информация принимается как
мера уменьшения неопределенности после
получения сообщения. Следовательно, получение
сообщения эквивалентно получению дополнительного
знания, которое меняет ранее созданную
картину. Очевидно, что чем менее вероятна
априорная информация о сути полученного
сообщения, тем большие изменения она
вызовет. Здесь важно отметить, что передаваемая
информация – сообщение должна быть передана
в коде, который понимается принимающей
стороной. Знание кода позволит правильно
принять и интерпретировать информацию
даже при некотором искажении информации
в канале связи.
Для систем с ясно выраженной целью ценность
информации можно выразить через приращение
вероятности достижения цели. Прагматическая
ценность информации в социальных, военных,
экономических системах исключительно
высока: для увеличения производительности
экономической системы в k раз необходимо
расширить пропускную способность каналов
и объем создаваемых, передаваемых и обрабатываемых
сообщений приблизительно в k+k раз. Сообщение
является формой передачи знания – упорядоченного
отражения объектов и процессов в понятиях,
суждениях и образах понятий. Чтобы воспринять
и усвоить сообщение, необходимо обладать
определенным запасом знаний, который
с системе представляется в виде тезауруса
– систематизированного словаря понятий
с указанием смысловых связей между ними.
Полученное сообщение сопоставляется
с тезаурусным, после чего:
Информация о работе Выбор и принятие решения – элементы при проведении системного анализа