Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 19:18, реферат
Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия. Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа и синтеза как основы для принятия управленческих решений.
Введение
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
1.1. Общая характеристика процесса принятия решения
1.2. Роль и место принятия решений в процессе управления
1.3. Основные понятия и определения теории принятия решений
2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЦЕССАХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Предпосылки системного анализа
2.2. Системный подход в управлении
2.3. Понятие системы
2.4. Определение понятия «системный анализ»
2.5. Из истории возникновения системного анализа
2.6. Основополагающие элементы системного анализа
3. ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1. Представление информации
3.2. Информационные процессы и системы
3.3. Информационные ресурсы и технологии
3.4. Качество информации
Список используемой литературы
2.1. Предпосылки системного анализа
В мировой экономике во второй половине XX века под воздействием научно-технической революции произошли громадные сдвиги. Эти изменения обусловлены тем, что экономики развитых стран вступили в новую фазу развития, характеризуемую огромными масштабами производства, резко возросшим разнообразием производственных сфер, расширением межотраслевых связей, ускорением использования последних достижений науки и техники, качественными сдвигами в области технологических процессов, усилением конкуренции. Наука как производительная сила заняла особо важное место. В научной, технической, производственной и других сферах деятельности выдвинулись новые проблемы, возникли явления, с которыми ранее не приходилось сталкиваться. Коренные изменения в области техники, сопровождаемые почти экспоненциальным ростом сложности и стоимости технических изделий, а также их многообразие, растущая потребность в исследованиях и разработках потребовали обращения особого внимания на науку и технику и привели к тому, что прошлый опыт в значительной мере потерял свое значение как руководство при управлении, которое отличается от управления в прошлом не только в глубоко логическом, но и практическом смысле .
Центральным положением новой концепции управления явилось использование систематизированных аналитических проработок, которые осуществлялись специалистами и учеными в области естественных и социальных наук, работающих в составе или в сотрудничестве с органами управления и принятия решений. Глубокая проработка вопроса обычно требует создания междисциплинарной группы, в состав которой входят специалисты различных областей. Это необходимо не только ввиду сложности проблемы, не укладывающейся, как правило, в рамки одной дисциплины. Более важным является тот факт, что вопросы, возникающие при решении проблемы, по-разному рассматриваются экономистом, математиком, юристом, политиком, инженером или военным специалистом. Различные точки зрения на один и тот же вопрос имеют первостепенную важность для решения проблем в целом. Жизнь доказала, что порой выйти за рамки узких традиционных представлений весьма сложно. По своему содержанию и объему эти проработки охватили широкий круг вопросов, начиная с повышения эффективности хозяйственных операций и кончая разработкой рекомендаций по крупнейшим проблемам национальной политики. Для проведения аналитических проработок потребовались новые методы анализа, «возникла необходимость создания методологии их наиболее рационального использования на практике, ибо когда «у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».
Повышенный интерес к использованию аналитических проработок объясняется также тем, что количество выдвигаемых идей, проектов и программ в значительной степени превысило возможности их реализации с точки зрения обеспечения ресурсами. Такое положение дел не было характерным на более ранних ступенях развития человечества, когда многие проекты, соответствующие научно-техническим возможностям эпохи и представляющие интерес для общества, могли быть обеспечены ресурсами, необходимыми для их реализации. Проблема заключалась скорее в выдвижении новых, прогрессивных идей. В целях научно обоснованного отбора изделий, продукции, проектов, программ, рекомендуемых для практической реализации, потребовался их всесторонний анализ с учетом совокупности всех факторов и явлений. Научно-технический прогресс и задачи совершенствования производства заставили управленцев и специалистов-аналитиков по-новому взглянуть на окружающие их привычные факторы и явления. При этом приходилось отказываться от многих сложившихся представлений, использовать новые точки зрения и способы рассмотрения возникающих проблем. Нельзя не заметить, что прогресс науки и техники, совершенствование технологических процессов очень часто опережают умение их организовать, использовать с наибольшим эффектом. Сложившееся несоответствие технологических возможностей и методов управления становилось препятствием развитию общества и экономики, замедляло рост производства. Проявления несоответствия современного уровня производительных сил и методов управления в разных звеньях и отраслях могут быть весьма различными, но проблема имеет один общий объективный источник — неуклонное возрастание сложности управления в связи с усложнением экономических отношений, производственных связей, производимых изделий и способов их использования. Проблема возрастающей трудности управления экономическими процессами, характерная для всех развитых стран, породила целый ряд научных дисциплин. Их цель — создание концепций, позволяющих объяснить сложные экономические явления; выработать конкретные методы и формы управления экономическими процессами. Для всего этого комплекса дисциплин характерно широкое использование метода моделирования, применение математического аппарата, заимствование понятий и методов точных и технических наук. Новые научные дисциплины возникли, как правило, на стыке различных наук с экономической наукой и конкретными отраслевыми экономическими дисциплинами. Одна из таких научно-прикладных дисциплин — системный анализ, основанный на системном подходе к рассмотрению изучаемых экономических объектов и явлений.
Системный анализ — это научный, всесторонний подход к принятию решений. Вся проблема изучается в целом, определяются цели развития объекта управления и различные пути их реализации в свете возможных последствий. При этом возникает необходимость согласования работы различных частей объекта управления, отдельных исполнителей, с тем чтобы направить их на достижение общей цели. Подробное определение системного анализа будет приведено ниже. Никакое научное направление не рождается в один день, а появляется в результате совпадения все возрастающего интереса к определенному классу задач и уровня развития научных принципов, методов и средств, с помощью которых оказывается возможным решать эти задачи. Системный анализ не является исключением. Его исторические корни также глубоки, как и корни цивилизации. Еще первобытный человек, выбирая себе место для постройки жилища, подсознательно мыслил системно. Необходимо было, чтобы жилище было расположено недалеко от воды, имелись поблизости дрова, естественные преграды для защиты от нападения врагов и диких животных и т. д. Но как научная дисциплина системный анализ оформился во время Второй мировой войны, вначале применительно к военным задачам, а уже после войны — к задачам различных сфер гражданской деятельности, где он стал эффективным средством решения широкого круга практических задач. Именно в это время общие основы системного анализа созрели настолько, что их стали оформлять в виде самостоятельной отрасли знаний. Можно с полным основанием сказать, что разработка методов системного анализа в значительной степени способствовала тому, что управление во всех сферах человеческой деятельности поднялось от стадии ремесла или чистого искусства, которое в преобладающей степени зависело от способности отдельных людей и накопленного ими опыта, до стадии науки.
2.2. Системный подход в управлении
Системный анализ — это наиболее последовательная
реализация системного подхода к решению
политических, социально-экономических,
технических и других проблем в различных
сферах человеческой деятельности. К использованию
системного подхода при принятии решений
проявлялся все более широкий интерес
со стороны специалистов по управлению
и хозяйственных руководителей. Его все
чаще называли новым типом управленческого
мышления. И в настоящее время практически
в любой научной работе по экономическим,
управленческим проблемам содержатся
ссылки на использование системного подхода. Сущность
системного подхода сводится к тому, что
деятельность любой части системы оказывает
некоторое влияние на деятельность всех
других ее частей. Этот принцип есть следствие
известного положения диалектики, требующего
рассмотрения всех явлений в их причинной
зависимости. Из этого следует, что для
оценки любого решения необходимо определить
все существенные взаимосвязи и установить
его влияние с учетом этих взаимосвязей
на поведение всей системы, а не только
ее части. Подчеркнем, что здесь речь идет
о существенных связях, а не о связях вообще.
Иначе говоря, при рассмотрении того или
иного частного вопроса требуется оценить,
как то или иное его решение может сказаться
на системе в целом, разумеется, не усложняя
исследование рассмотрением второстепенных
связей. Сплошь и рядом характерные черты
некоторой концепции легче всего выделить
не столько путем ее подробного описания,
сколько сопоставлением ее с другими концепциями.
Так, например, можно сопоставить системный
подход к анализу экономики с противоположным
ему подходам, состоящим в том, что экономику
исследуют путем перечисления отдельных
ее элементов, детального изолированного
изучения этих элементов и только после
этого переходят к анализу простейших
взаимодействий между ними. Вряд ли на
втором пути при его последовательном
проведении можно разобраться в основных
механизмах экономических и других процессов
и тем более в строении и функционировании
сложных экономических объектов. Для второго,
несистемного пути часто характерно рассмотрение
одного из целого ряда возможных решений,
чаще всего в соответствии с той или иной
служебной инструкцией, сложившейся традицией
без оценки эффективности и последствий
этого решения. Принятие управленческих
решений должно базироваться на все более
полном и последовательном применении
системного подхода. Это выражается в
рассмотрении отдельных хозяйственных
объектов любого уровня управления как
особых систем, органически связанных
и активно взаимодействующих с другими
системами в рамках народнохозяйственного
комплекса, в выявлении роли каждой из
них в общем процессе функционирования
экономики. Системный подход к организации
управления требует перехода от разрозненных,
частных моделей экономики, изолированного
рассмотрения экономических категорий
и отдельных частных вопросов к общей
концепции, позволяющей видеть всю систему
связей и отношений в экономике, весь комплекс
параметров, определяющих наилучшие пути
ее развития и способствующих выполнению
намеченных планов. Такой же подход следует
использовать при принятии решений на
уровне отдельных организаций и предприятий.
Те, «кто берется за частные вопросы без
предварительного решения общих, тот неминуемо
будет на каждом шагу бессознательно для
себя «натыкаться» на эти общие вопросы».
Системный подход прямо противоположен
практике локального, временного решения
проблем, без учета последствий этих решений
в будущем.
Таким образом, системный подход основан
на глубоких исследованиях причинных
связей и закономерностей развития социально-экономических
процессов. Расширение применения системного
подхода при принятии управленческих
решений будет способствовать повышению
эффективности функционирования экономической
системы страны в целом и ее отдельных
объектов.
2.3. Понятие системы
В системном анализе исследования строятся на использовании категории системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели. Система должна удовлетворять двум требованиям:
Таким образом, свойства, поведение или
состояние, которыми обладает система,
отличаются от свойств, поведения или
состояния образующих ее элементов (подсистем).
Система — это целое, которое нельзя понять
путем анализа. Система — это множество
элементов, которое нельзя разделить на
независимые части. Совокупность свойств
элементов системы не представляет собой
общего свойства системы, а дает некоторое
новое свойство. Для любой системы характерно
наличие собственной, специфической закономерности
действия, невыводимой непосредственно
из одних лишь способов действия образующих
ее элементов. Мы рассматриваем понятие
системы с позиций системного анализа,
практических вопросов управления. В то
же время не следует забывать, что это
понятие также может рассматриваться
с мировоззренческих, философских позиций.
Так, окружающий нас мир, вселенная также
является системой. Тогда возникают вопросы:
«Кто ее создал? Каковы цели ее создания
и развития?» Всякая система является развивающейся
системой, она имеет свое начало в прошлом
и продолжение в будущем. Понятие системы
— это способ найти простое в сложном
в целях упрощения анализа. Основными
частями ее являются вход, процесс, или
операция, и выход. У любой системы вход
(ее первая часть) состоит из элементов,
классифицируемых по их роли в процессах,
протекающих в системе. Первый элемент
входа — тот, над которым осуществляется
некоторый процесс, или операция. Этот
вход есть или будет «нагрузкой» системы
(сырье, материалы, энергия, информация
и др.). Вторым элементом входа системы
является внешняя (окружающая) среда, под
которой понимается совокупность факторов
и явлений, воздействующих на процессы
системы и не поддающиеся прямому управлению
со стороны ее руководителей. Не контролируемые
системами факторы внешней среды обычно
можно разбить на две категории: случайные,
характеризуемые законами распределения,
неизвестными законами или действующие
без всяких законов (например, природные
условия); факторы, находящиеся в распоряжении
системы, являющейся внешней и активно
действующей по отношению к рассматриваемой
системе (например, законы, нормативно-правовые
документы, целевые установки). Цели внешней
системы могут быть известны, известны
неточно, вовсе неизвестны. Третий элемент
входа обеспечивает размещение и перемещение
компонентов системы, например различных
инструкций, положений, приказов, то есть
задает законы ее организации и функционирования,
цели, ограничительные условия и др. Входы
классифицируются также по содержанию:
материальные, энергетические, информационные
или любая их комбинация. Вторая часть
системы — это операции, процессы или
каналы, через которые проходят элементы
входа. Система должна быть устроена таким
образом, чтобы необходимые процессы (производственные,
подготовки кадров, материально-технического
снабжения и др.) воздействовали по определенному
закону на каждый вход, в соответствующее
время для достижения желаемого выхода.
Третья часть системы — выход, являющийся
продуктом или результатом ее деятельности.
Система на своем выходе должна удовлетворять
ряду критериев, важнейшие из которых
— стабильность и надежность. По выходу
судят о степени достижения целей, поставленных
перед системой. Различают физические
и абстрактные системы. Физические системы
состоят из людей, изделий, оборудования,
машин и прочих реальных или искусственных
объектов. Им противопоставлены абстрактные
системы. В последних свойства объектов,
существование которых может быть неизвестным,
за исключением их существования в уме
исследователя, представляют символы.
Идеи, планы, гипотезы и понятия, находящиеся
в поле зрения исследователя, могут быть
описаны как абстрактные системы. В зависимости
от своего происхождения выделяют естественные
системы (например, климат, почва) и сделанные
человеком. По степени связи с внешней
средой системы классифицируют на открытые
и закрытые.Открытые системы — это системы,
которые обмениваются материально-информационными
ресурсами или энергией с окружающей средой
регулярным и понятным образом. Противоположностью
открытым системам являются закрытые.
Закрытые системы действуют с относительно
небольшим обменом энергией или материалами
с окружающей средой, например химическая
реакция, протекающая в герметически закрытом
сосуде. В деловом мире закрытые системы
практически отсутствуют, и считается,
что окружающая среда является главным
фактором успехов и неудач деятельности
различных организаций. Однако представителей
различных школ управления первых 60 лет
прошлого века, как правило, не волновали
проблемы внешней среды, конкуренции и
всего остального, что носит внешний для
организации характер. При подходе с точки
зрения закрытой системы предполагается
выяснить, что следует делать, чтобы оптимизировать
использование ресурсов, принимая во внимание
только то, что происходит внутри организации.
Реалии
окружающего мира заставили исследователей
и практиков прийти к выводу, что любая
попытка понять социально-экономическую
систему, рассматривая ее закрытой, обречена
на провал. Более того, реальность отнюдь
не является ареной, на которой господствует
порядок, стабильность и равновесие: главенствующую
роль в окружающем нас мире играет неустойчивость
и неравновесность. С этой точки зрения
системы можно классифицировать на равновесные,
слабо равновесные и сильно неравновесные.
Для социально-экономических систем состояние
равновесия может наблюдаться на относительно
коротком промежутке времени. Для слабо
равновесных систем небольшие изменения
внешней среды дают возможность системе
в новых условиях достичь состояния нового
равновесия. Сильно неравновесные системы,
которые весьма чувствительны к внешним
воздействиям, под влиянием внешних сигналов,
даже небольших по величине, могут перестраиваться
непредсказуемым образом. По типу составных
частей, входящих в систему, последние
можно классифицировать на машинные (автомобиль,
станок), типа «человек—машина» (самолет—пилот)
и типа «человек-человек» (коллектив организации).
По целевым признакам различают: одноцелевые
системы, то есть предназначенные для
решения одной единственной целевой задачи,
и многоцелевые. Кроме того, можно выделить
функциональные системы, обеспечивающие
решение или рассмотрение отдельной стороны
или аспекта задачи (планирование, снабжение
и т. п.). Хотя основные положения системного
анализа являются общими для всех классов
систем, специфика их отдельных классов
требует особого подхода при их анализе.
Ярко выраженная специфика социально-экономических
систем по отношению, скажем, к техническим
обусловлена в первую очередь тем, что
неотъемлемой частью первых является
человек. Поэтому применительно к этому
классу систем анализ должен осуществляться
с учетом потребностей, интересов и поведения
человека. При системном подходе экономика
страны, отдельные организации рассматриваются
как системы, состоящие из функционально
и структурно обособленных подсистем,
образующих ряд устойчивых иерархических
уровней управления для достижения конечной
цели. Следствием иерархической организации
является наличие вертикальных и горизонтальных
связей. Вертикальные связи опосредствуют
взаимодействие подсистем различных уровней
организации, горизонтальные — одного
уровня. Принцип иерархической организации
связан с понятием относительной обособленности
подсистем разных уровней. Относительная
обособленность означает, что такие подсистемы
обладают некоторой независимостью (автономностью)
по отношению к выше- и нижестоящим подсистемам
иерархического ряда, а их взаимодействие
осуществляется по входам и выходам. Вышестоящие
системы воздействуют путем подачи сигнала
на вход нижестоящих и наблюдают за их
состоянием по выходу, в свою очередь,
нижестоящие подсистемы воздействуют
на вышестоящие, реагируя на их сигналы.
Один и тот же объект может иметь множество
разных систем. Если рассматривать производственное
предприятие как совокупность машин, технологических
процессов, материалов и изделий, которые
обрабатываются на машинах, то предприятие
представляется как технологическая система.
Можно рассмотреть предприятие и с другой
стороны: какие люди на нем работают, каково
их отношение к производству, друг к другу
и т. д. Тогда это же предприятие представляется
в качестве социальной системы. Или же
можно изучать предприятие с иной точки
зрения: выяснить отношение руководителей
и сотрудников предприятия к средствам
производства, их участие в процессе труда
и распределении его результатов, место
данного предприятия в системе народного
хозяйства и т. д. Здесь предприятие рассматривается
как экономическая система.
Научно-техническая революция вызвала
возникновение нового объекта исследований
в области управления, получившего название
«большие системы».Важнейшими характерными
чертами больших систем являются:
К большим системам относятся крупные
производственно-экономические системы
(например, холдинги), города, строительные
и научно-исследовательские комплексы.
Подавляющее число экономических и управленческих
задач имеет такой характер, когда уже
заведомо можно сказать, что мы имеем дело
с большими системами. Системный анализ
предусматривает специальные приемы,
с помощью которых большую систему, трудную
для рассмотрения исследователем, можно
было бы разделить на ряд малых взаимодействующих
систем или подсистем. Таким образом, большой
системой целесообразно назвать такую,
которую невозможно исследовать иначе
как по подсистемам. Помимо больших систем
в задачах управления экономикой выделяют
сложные системы. Сложной целесообразно
называть такую систему, которая строится
для решения многоцелевой, многоаспектной
задачи. Непосредственным выводом из концепции
сложной системы для анализа и проектирования
систем управления является требование
учета следующих факторов:
Справиться с задачами анализа больших
сложных систем можно лишь тогда, когда
в нашем распоряжении будет надлежащим
образом организованная система исследования,
элементы которой подчинены общей цели.
Таково основное содержание закона необходимого
разнообразия Эшби, из которого вытекает
важная практическая рекомендация. Чтобы
всесторонне изучить экономическую систему
и уметь управлять ею, необходимо создать
систему исследования, сравнимую по своей
сложности с экономической; невозможно
эффективно управлять большой системой
с помощью простой системы управления,
она требует сложного управляющего механизма.
По мере роста сложности решаемых задач
должна повышаться возможность системы
управления решать эти задачи. Большие
организации требуют сложных, многосторонних
планов. Для всестороннего изучения мозга
и построения эквивалентных ему моделей
необходима система исследования, сравнимая
по своей сложности с мозгом. К числу понятий,
на которых основаны важные принципы управления
системами, относится понятие обратной
связи. Именно оно способствовало установлению
принципиальных аналогий между организацией
управления в таких качественно различных
системах, как машины, живые организмы
и коллективы людей.
Обратная связь означает соединение между
выходов и входом системы, осуществляемое
либо непосредственно, либо через другие
элементы системы. С помощью обратной
связи сигнал (информация) с выхода системы
(объекта управления) передается в орган
управления. Здесь этот сигнал, содержащий
информацию о работе, выполненной объектом
управления, сравнивается с сигналом,
задающим содержание и объем работы (например,
план). В случае возникновения рассогласования
между фактическим и плановым состоянием
работы принимаются меры по его устранению.
Основными функциями обратной связи являются:
Информация о работе Выбор и принятие решения – элементы при проведении системного анализа