Выбор стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение механизма выработки кадровой стратегии предприятия, анализ стратегии управления персоналом на одном из крупнейших предприятий г. Новокузнецк (ОАО «НКМК»).
Задачи курсовой работы:
- определить понятие «стратегия управления персоналом», механизм её разработки;
- выявить взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации в целом;
- оценить зарубежный опыт в области управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом и принципы реализации стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»;
- сделать выводы и рекомендации.

Содержание работы

Ведение 3
1 Сущность, цели и задачи, виды стратегий управления персоналом
1.1 Основные понятия 5
1.2 Виды стратегий управления персоналом 9
2 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации 16
3 Этапы разработки кадровой стратегии 19
4 Зарубежный опыт выбора стратегии управления персоналом 26
5 Стратегии развития кадрового потенциала Российской Федерации 29
6 Анализ и рекомендации по совершенствованию стратегии управления персоналом ОАО «НКМК» 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Kursovaya менеджмент.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

- проведение спортивных  и профилактических мероприятий;

- проведение психологических  тренингов и семинаров по повышению  активности работников, организации  коммуникативных каналов между  ними, формированию команд и повышению  сплоченности;

- разработка системы  мероприятий по формированию корпоративной этики, деловой культуры, корпоративного патриотизма;

- управление конфликтами  и стрессами на предприятии. 

 

 

    1. Виды стратегий управления персоналом

 

Существует ряд подходов к выбору кадровой стратегии организации  и ее направлений, основанных на различных ключевых элементах. 
В качестве последних могут выступать:

— жизненный цикл организации. Так, на этапе формирования организации кадровая стратегия заключается в создании системы управления персоналом как таковой, в формировании корпоративных принципов. На стадии интенсивного роста кадровая стратегия направлена, прежде всего, на привлечение нового персонала и оптимизацию организационной структуры; на этапе стабилизации — на оценку эффективности деятельности системы управления персоналом; на стадии кризиса — на диагностику кадрового потенциала, поддержку реорганизации, проведение оптимального аутплейсмента и разрешение конфликтов, обостряющихся в этот период развития организации;

— место управления персоналом в общей системе управления организацией. Здесь имеется в виду то, что при различном уровне централизации функций и распределения полномочий кадровая стратегия будет носить разный характер: локализоваться только на верхних ступенях управления или в среднем звене; в организации будет ли создана служба управления персоналом, или ее функции будут рассредоточены между различными подразделениями; будет ли выполняться весь объем функций или только некоторые и т. д.;

— система ценностей и характер топ-менеджмента. Стиль руководства, как правило, первого руководителя организации приводит к реализации соответствующей кадровой стратегии. Если в системе ценностей руководителя ценность сотрудников не присутствует или только декларируется, это может привести к противоречивой кадровой стратегии;

— уровень кадровых технологий. В организации могут реализовываться традиционные или устаревшие технологии работы с персоналом. Например, аттестация и оценка деловых и личных качеств персонала может проводиться по формальным критериям, выдвижение в кадровый резерв — на основе субъективных мнений. Это не соответствует кадровой стратегии, необходимой в условиях рыночной экономики, и существенно тормозит формирование бизнес-поведения сотрудников и самой организации.

Можно выделить четыре типа взаимодействия сотрудника и организации и соответствующие им варианты кадровой стратегии. Отношение сотрудников к организации проявляется в таких характеристиках, как деловая активность и особенности организационного поведения, а отношение к персоналу руководителей всех уровней управления организации находит свое отражение в принципах кадровой политики.

 

 

 

Исходя из даных индикаторов, выделяют следующие типы стратегий:

— потребительская. При этой стратегии у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы; происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей, при этом совместного развития не происходит;

— партнерская. При этой стратегии у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, и в свою очередь сотрудник увеличивает свой вклад в развитие своей фирмы;

— идентификационная стратегия. При этой стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации, и наоборот — организация развивается, если наращивает свой потенциал каждый ее сотрудник [4]. Негативным вариантом стратегии могут быть случаи, когда сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы (переменные, несформированные интересы, возникающие спонтанно в конкретных ситуациях); развитие организации и сотрудника происходит независимо. Особенностью варианта может быть деструктивный характер отношений, при котором сотрудник или организация намеренно подрывают репутацию друг друга. Каждый вариант стратегии рассматривается по следующим индикаторам:

- характеристика персонала  и кадровой ситуации;

- принципы кадровой  политики в отношении таких  направлений, как мотивация и  вознаграждение, развитие персонала,  бюджетирование кадровой работы;

- специфика технологии, применяемой в работе с кадрами;

- особенности корпоративной  культуры.

Основным показателем  эффективности стратегии являются конкурентные преимущества, получаемые организацией в результате реализации выбранного варианта стратегии.

1. Потребительская стратегия.

При потребительской стратегии кадровая ситуация характеризуется кризисом: с одной стороны, высока текучесть персонала из-за неудовлетворенности сотрудников их работой; с другой стороны, сохраняется основной состав кадров преимущественно пенсионного и предпенсионного возраста. Приток квалифицированных кадров существенно снижен, и имеет место их скрытый отток, что отражается в показателях неполной занятости и в низких результатах труда.

Основными характеристиками персонала являются:

— исполнительность;

— минимальная инициативность в реализации новых процессов и технологий;

— имитация лояльности;

— предприимчивость и  активность, направленные на достижение собственных целей.

В свою очередь, руководство организации  придерживается принципа «люди разные нужны». Ориентируясь на имеющийся потенциал сотрудников, организация стремится максимально использовать их на тех видах работ, которые не требуют активного внедрения инноваций; основой для мотивации трудовой деятельности являются социальные гарантии, предоставление льгот; вознаграждение связано с занимаемой должностью и другими формальными критериями.

Кадровая работа обеспечивается минимально необходимыми финансовыми, материальными и человеческими  ресурсами, направленными на поддержание  жизнедеятельности организации.

Основной функцией кадровой службы является учет кадров и контроль за исполнением должностных инструкций; планирование персонала носит стихийный характер; набор сотрудников производится по формальным критериям; планирование карьеры не осуществляется, кадровый резерв не готовится, ставка делается на привлечение руководителей со стороны.

При этой стратегии особенностью корпоративной культуры является отсутствие взаимной ответственности, а ее характерной  чертой — имитация приверженности и направленность на внешние атрибуты: искусственное формирование имиджа, манипулирование этическими нормами и т. п.

Реализация этой стратегии  приводит не к развитию, а к утрате организацией конкурентных преимуществ.

2. Партнерская стратегия.

При партнерской стратегии  кадровая ситуация характеризуется относительной нестабильностью: текучесть кадров объясняется резкими изменениями в стратегии развития организации и кадровой политике: с одной стороны, сотрудник перестает соответствовать возрастающим требованиям; с другой стороны, потенциал сотрудника больше, чем предлагаемая должность и содержание деятельности. Приток кадров высокой квалификации носит стихийный характер, скрытый отток минимизирован. Кадровый состав несбалансирован по отдельным показателям (возраст, квалификация).

Основными характеристиками персонала являются:

— активное участие в  профессиональной деятельности, реализации новых услуг и технологий;

— нормативная и мотивированная лояльность;

— ответственность и  организованность;

— направленность деловой  активности на достижение целей саморазвития.

Принципы кадровой политики: избирательный и рациональный подход, проявляющийся в поддержке усилий наиболее приверженных и творческих сотрудников; развитие потенциала сотрудников, обеспечивающих реализацию инноваций. Вознаграждение адекватно вкладу в достижение целей деятельности организации.

Мотивация направлена на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие. Инвестиции осуществляются в программы  развития отдельных, наиболее перспективных  сотрудников. Финансируются в полном объеме основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.).

Основной функцией кадровой службы является мониторинг персонала, мотивационного и психологического климата в коллективе; адресное планирование персонала, отбор, оценка и продвижение персонала производится на основе уровня компетентности и стремления к саморазвитию в профессиональной деятельности с помощью объективных критериев; формирование кадрового резерва проводится избирательно — по отношению к отдельным должностям и сотрудникам.

При этой стратегии особенностью корпоративной культуры является персонифицированность (у каждого достижения есть свой автор; достижение сотрудника — достижение организации), необходима направленность на внедрение инноваций и интенсивное  развитие. Этичность является нормой делового взаимодействия.

Конкурентные  преимущества связаны с повышением управляемости, появлением основы для реализации бизнес-проектов, увеличением численности квалифицированного персонала, его уверенностью в будущем, освоением передовых услуг и технологий.

3. Идентификационная стратегия.

При идентификационной  стратегии кадровая ситуация характеризуется  стабильностью, текучесть персонала  минимальная и связана с объективными факторами. Происходит упорядоченный  приток квалифицированных кадров, осуществляется планомерное воспроизводство кадрового потенциала. Кадровый состав сбалансирован по всем показателям.

Основными характеристиками персонала являются:

— активная жизненная  позиция;

— креативность;

— максимальная инициативность в создании и реализации новых процессов и технологий;

— лояльность на уровне убеждений, проявляющаяся в самоидентификации  с организацией;

— направленность деловой  активности на достижение целей организации;

— развитое чувство долга, высокая самооценка;

— эффективный самоконтроль в профессиональной деятельности.

Принципы кадровой политики — уважение и доверие; в мотивации  ведущее место занимает самомотивация  сотрудников на достижение высоких  результатов и успеха, вознаграждение индивидуализировано и адекватно  сверхнормативной активности сотрудников.

Поощряются сотрудники, проявляющие высокий уровень приверженности. Инвестиции в развитие личностного и профессионального потенциала сотрудников становятся приоритетным направлением менеджмента.

Основной функцией кадровой службы является делегирование полномочий и ответственности, осуществляется долговременное планирование персонала, отбор сотрудников производится на основе их ценностных ориентаций и личностного потенциала, деловая оценка персонала проводится с целью развития профессионально важных качеств и на основе самооценки достижений. Реализуется система создания и осуществления индивидуальных планов профессионального развития и должностного продвижения, результатом которой является практика замещения должностей из состава кадрового резерва.

При этой стратегии особенность корпоративной культуры — ценности, а высшая из них — качество (персонала, менеджмента, услуг, среды). Выражена взаимная социальная ответственность, клиентоориентированная позиция как во взаимоотношениях с внешней средой, так и по отношению к персоналу. Высокие этические стандарты являются ценностью во взаимоотношениях.

Конкурентные  преимущества этой стратегии: максимальная гибкость реагирования на условия окружающей среды; формирование рынка услуг и опережение потребительских запросов; рост привлекательности организации за счет обеспечения высокого качества всех составляющих деятельности; стабильность настоящего развития и гарантия будущего.

Таким образом, при различных вариантах кадровой стратегии по-разному выстраиваются все направления работы с персоналом. Очевидно, что только идентификационная стратегия может обеспечить «прорыв» любой организации в освоении новых рынков и наращивании ее конкурентных преимуществ.

 

2 Взаимосвязь  стратегии управления персоналом  и стратегии развития организации

Рассмотрим взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации.

Таблица 1 – Взаимосвязь  стратегии организации и стратегии управления персоналом

Тип стратегии  организации

Стратегия управления персоналом

Составляющие  стратегии управления персоналом

Предпринимательская. Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания – быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки.

Поиск и привлечение  работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых  рисковать, не боящихся ответственности. Важно,  чтобы ведущие сотрудники не менялись.

Отбор и расстановка  кадров: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности удовлетворяющие вкусам работника. Оценка: основывается на результатах, не слишком жёсткая. Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника. Планирование перемещений: в центре – интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника.

Стратегия динамического  роста. Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика организации и процедуры фиксируются

Служащие должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и  работать в тесном

Отбор и расстановка кадров: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Вознаграждения: справедливые и беспристрастные. Оценка: основывается на чётко

Информация о работе Выбор стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»