Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение механизма выработки кадровой стратегии предприятия, анализ стратегии управления персоналом на одном из крупнейших предприятий г. Новокузнецк (ОАО «НКМК»).
Задачи курсовой работы:
- определить понятие «стратегия управления персоналом», механизм её разработки;
- выявить взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации в целом;
- оценить зарубежный опыт в области управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом и принципы реализации стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»;
- сделать выводы и рекомендации.
Ведение 3
1 Сущность, цели и задачи, виды стратегий управления персоналом
1.1 Основные понятия 5
1.2 Виды стратегий управления персоналом 9
2 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации 16
3 Этапы разработки кадровой стратегии 19
4 Зарубежный опыт выбора стратегии управления персоналом 26
5 Стратегии развития кадрового потенциала Российской Федерации 29
6 Анализ и рекомендации по совершенствованию стратегии управления персоналом ОАО «НКМК» 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
- проведение спортивных и профилактических мероприятий;
- проведение психологических
тренингов и семинаров по
- разработка системы мероприятий по формированию корпоративной этики, деловой культуры, корпоративного патриотизма;
- управление конфликтами и стрессами на предприятии.
Существует ряд подходов
к выбору кадровой стратегии организации
и ее направлений, основанных на различных ключевых элементах.
В качестве последних могут выступать:
— жизненный цикл организации. Так, на этапе формирования организации кадровая стратегия заключается в создании системы управления персоналом как таковой, в формировании корпоративных принципов. На стадии интенсивного роста кадровая стратегия направлена, прежде всего, на привлечение нового персонала и оптимизацию организационной структуры; на этапе стабилизации — на оценку эффективности деятельности системы управления персоналом; на стадии кризиса — на диагностику кадрового потенциала, поддержку реорганизации, проведение оптимального аутплейсмента и разрешение конфликтов, обостряющихся в этот период развития организации;
— место управления персоналом в общей системе управления организацией. Здесь имеется в виду то, что при различном уровне централизации функций и распределения полномочий кадровая стратегия будет носить разный характер: локализоваться только на верхних ступенях управления или в среднем звене; в организации будет ли создана служба управления персоналом, или ее функции будут рассредоточены между различными подразделениями; будет ли выполняться весь объем функций или только некоторые и т. д.;
— система ценностей и характер топ-менеджмента. Стиль руководства, как правило, первого руководителя организации приводит к реализации соответствующей кадровой стратегии. Если в системе ценностей руководителя ценность сотрудников не присутствует или только декларируется, это может привести к противоречивой кадровой стратегии;
— уровень кадровых технологий. В организации могут реализовываться традиционные или устаревшие технологии работы с персоналом. Например, аттестация и оценка деловых и личных качеств персонала может проводиться по формальным критериям, выдвижение в кадровый резерв — на основе субъективных мнений. Это не соответствует кадровой стратегии, необходимой в условиях рыночной экономики, и существенно тормозит формирование бизнес-поведения сотрудников и самой организации.
Можно выделить четыре типа взаимодействия сотрудника и организации и соответствующие им варианты кадровой стратегии. Отношение сотрудников к организации проявляется в таких характеристиках, как деловая активность и особенности организационного поведения, а отношение к персоналу руководителей всех уровней управления организации находит свое отражение в принципах кадровой политики.
Исходя из даных индикаторов, выделяют следующие типы стратегий:
— потребительская. При этой стратегии у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы; происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей, при этом совместного развития не происходит;
— партнерская. При этой стратегии у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, и в свою очередь сотрудник увеличивает свой вклад в развитие своей фирмы;
— идентификационная стратегия. При этой стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации, и наоборот — организация развивается, если наращивает свой потенциал каждый ее сотрудник [4]. Негативным вариантом стратегии могут быть случаи, когда сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы (переменные, несформированные интересы, возникающие спонтанно в конкретных ситуациях); развитие организации и сотрудника происходит независимо. Особенностью варианта может быть деструктивный характер отношений, при котором сотрудник или организация намеренно подрывают репутацию друг друга. Каждый вариант стратегии рассматривается по следующим индикаторам:
- характеристика персонала и кадровой ситуации;
- принципы кадровой
политики в отношении таких
направлений, как мотивация и
вознаграждение, развитие персонала,
бюджетирование кадровой
- специфика технологии,
применяемой в работе с кадрами
- особенности корпоративной культуры.
Основным показателем
эффективности стратегии
1. Потребительская стратегия.
При потребительской стратегии кадровая ситуация характеризуется кризисом: с одной стороны, высока текучесть персонала из-за неудовлетворенности сотрудников их работой; с другой стороны, сохраняется основной состав кадров преимущественно пенсионного и предпенсионного возраста. Приток квалифицированных кадров существенно снижен, и имеет место их скрытый отток, что отражается в показателях неполной занятости и в низких результатах труда.
Основными характеристиками персонала являются:
— исполнительность;
— минимальная инициативность в реализации новых процессов и технологий;
— имитация лояльности;
— предприимчивость и активность, направленные на достижение собственных целей.
В свою очередь, руководство организации придерживается принципа «люди разные нужны». Ориентируясь на имеющийся потенциал сотрудников, организация стремится максимально использовать их на тех видах работ, которые не требуют активного внедрения инноваций; основой для мотивации трудовой деятельности являются социальные гарантии, предоставление льгот; вознаграждение связано с занимаемой должностью и другими формальными критериями.
Кадровая работа обеспечивается минимально необходимыми финансовыми, материальными и человеческими ресурсами, направленными на поддержание жизнедеятельности организации.
Основной функцией кадровой службы является учет кадров и контроль за исполнением должностных инструкций; планирование персонала носит стихийный характер; набор сотрудников производится по формальным критериям; планирование карьеры не осуществляется, кадровый резерв не готовится, ставка делается на привлечение руководителей со стороны.
При этой стратегии особенностью корпоративной культуры является отсутствие взаимной ответственности, а ее характерной чертой — имитация приверженности и направленность на внешние атрибуты: искусственное формирование имиджа, манипулирование этическими нормами и т. п.
Реализация этой стратегии приводит не к развитию, а к утрате организацией конкурентных преимуществ.
2. Партнерская стратегия.
При партнерской стратегии кадровая ситуация характеризуется относительной нестабильностью: текучесть кадров объясняется резкими изменениями в стратегии развития организации и кадровой политике: с одной стороны, сотрудник перестает соответствовать возрастающим требованиям; с другой стороны, потенциал сотрудника больше, чем предлагаемая должность и содержание деятельности. Приток кадров высокой квалификации носит стихийный характер, скрытый отток минимизирован. Кадровый состав несбалансирован по отдельным показателям (возраст, квалификация).
Основными характеристиками персонала являются:
— активное участие в профессиональной деятельности, реализации новых услуг и технологий;
— нормативная и мотивированная лояльность;
— ответственность и организованность;
— направленность деловой активности на достижение целей саморазвития.
Принципы кадровой политики:
избирательный и рациональный подход,
проявляющийся в поддержке
Мотивация направлена на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие. Инвестиции осуществляются в программы развития отдельных, наиболее перспективных сотрудников. Финансируются в полном объеме основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.).
Основной функцией кадровой службы является мониторинг персонала, мотивационного и психологического климата в коллективе; адресное планирование персонала, отбор, оценка и продвижение персонала производится на основе уровня компетентности и стремления к саморазвитию в профессиональной деятельности с помощью объективных критериев; формирование кадрового резерва проводится избирательно — по отношению к отдельным должностям и сотрудникам.
При этой стратегии особенностью
корпоративной культуры является персонифицированность
(у каждого достижения есть свой
автор; достижение сотрудника — достижение
организации), необходима направленность
на внедрение инноваций и
Конкурентные преимущества связаны с повышением управляемости, появлением основы для реализации бизнес-проектов, увеличением численности квалифицированного персонала, его уверенностью в будущем, освоением передовых услуг и технологий.
3. Идентификационная стратегия.
При идентификационной
стратегии кадровая ситуация характеризуется
стабильностью, текучесть персонала
минимальная и связана с
Основными характеристиками персонала являются:
— активная жизненная позиция;
— креативность;
— максимальная инициативность в создании и реализации новых процессов и технологий;
— лояльность на уровне
убеждений, проявляющаяся в
— направленность деловой активности на достижение целей организации;
— развитое чувство долга, высокая самооценка;
— эффективный самоконтроль в профессиональной деятельности.
Принципы кадровой политики
— уважение и доверие; в мотивации
ведущее место занимает самомотивация
сотрудников на достижение высоких
результатов и успеха, вознаграждение
индивидуализировано и
Поощряются сотрудники, проявляющие высокий уровень приверженности. Инвестиции в развитие личностного и профессионального потенциала сотрудников становятся приоритетным направлением менеджмента.
Основной функцией кадровой службы является делегирование полномочий и ответственности, осуществляется долговременное планирование персонала, отбор сотрудников производится на основе их ценностных ориентаций и личностного потенциала, деловая оценка персонала проводится с целью развития профессионально важных качеств и на основе самооценки достижений. Реализуется система создания и осуществления индивидуальных планов профессионального развития и должностного продвижения, результатом которой является практика замещения должностей из состава кадрового резерва.
При этой стратегии особенность корпоративной культуры — ценности, а высшая из них — качество (персонала, менеджмента, услуг, среды). Выражена взаимная социальная ответственность, клиентоориентированная позиция как во взаимоотношениях с внешней средой, так и по отношению к персоналу. Высокие этические стандарты являются ценностью во взаимоотношениях.
Конкурентные преимущества этой стратегии: максимальная гибкость реагирования на условия окружающей среды; формирование рынка услуг и опережение потребительских запросов; рост привлекательности организации за счет обеспечения высокого качества всех составляющих деятельности; стабильность настоящего развития и гарантия будущего.
Таким образом, при различных вариантах кадровой стратегии по-разному выстраиваются все направления работы с персоналом. Очевидно, что только идентификационная стратегия может обеспечить «прорыв» любой организации в освоении новых рынков и наращивании ее конкурентных преимуществ.
2 Взаимосвязь
стратегии управления
Рассмотрим взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации.
Таблица 1 – Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом
Тип стратегии организации |
Стратегия управления персоналом |
Составляющие стратегии управления персоналом |
Предпринимательская. Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания – быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки. |
Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись. |
Отбор и расстановка кадров: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности удовлетворяющие вкусам работника. Оценка: основывается на результатах, не слишком жёсткая. Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника. Планирование перемещений: в центре – интерес служащих. Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника. |
Стратегия динамического роста. Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика организации и процедуры фиксируются |
Служащие должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и работать в тесном |
Отбор и расстановка кадров: поиск гибких и верных людей, способных рисковать. Вознаграждения: справедливые и беспристрастные. Оценка: основывается на чётко |
Информация о работе Выбор стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»