Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение механизма выработки кадровой стратегии предприятия, анализ стратегии управления персоналом на одном из крупнейших предприятий г. Новокузнецк (ОАО «НКМК»).
Задачи курсовой работы:
- определить понятие «стратегия управления персоналом», механизм её разработки;
- выявить взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации в целом;
- оценить зарубежный опыт в области управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом и принципы реализации стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»;
- сделать выводы и рекомендации.
Ведение 3
1 Сущность, цели и задачи, виды стратегий управления персоналом
1.1 Основные понятия 5
1.2 Виды стратегий управления персоналом 9
2 Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации 16
3 Этапы разработки кадровой стратегии 19
4 Зарубежный опыт выбора стратегии управления персоналом 26
5 Стратегии развития кадрового потенциала Российской Федерации 29
6 Анализ и рекомендации по совершенствованию стратегии управления персоналом ОАО «НКМК» 34
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Продолжение Таблицы 1
письменно, поскольку они здесь необходимы и для более строгого контроля, и как основа дальнейшего развития организации. |
сотрудничестве с другими. |
оговорённых критериях. Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности. Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения. |
Стратегия прибыльности. В центре внимания – сохранение существующего уровня прибылей. Усилия требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил. |
Ориентируется на критерии количества и эффективности персонала; сроки – кратковременные; результаты – при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закреплённости служащих. |
Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жёсткие. Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости. Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная. Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных задач, эксперты – в узкой области. |
Ликвидационная стратегия. Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем сокращение работников – насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимание попыткам спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей. |
Ориентирована на потребность в служащих на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации. |
Набор служащих: маловероятен из-за сокращения штатов. Оплата: основана на заслугах, медленно растущая, без дополнительных стимулов. Оценка: строгая, формальная, основана на управленческих критериях. Развитие, обучение: ограничены, основаны на служебной необходимости. Продвижения: те, кто |
Продолжение Таблицы 1
имеют требуемые навыки, имеют и возможность продвижения. | ||
Стратегия круговорота (циклическая). Основное – спасти предприятие. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Моральное состояние персонала – довольно угнетённое. |
Служащие должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы. |
Требуются разносторонне развитые работники. Оплата: система стимулов и проверки заслуг. Оценка: по результату. Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов. Продвижение: разнообразные формы. |
3 Этапы разработки кадровой стратегии
В настоящее время можно выделить три варианта стратегий в отношении персонала: стратегии инвестирования, стратегии стимулирования, стратегии вовлечённости. Конкретный вид эффективной стратегии зависит от экономического развития общества, его культуры, а также от отрасли и величины предприятия. По прогнозам многих исследователей со временем большее распространение получит стратегии вовлечённости, поскольку будет востребован творческий труд высококвалифицированных сотрудников, отождествляющих себя с работой и фирмой. Основные этапы формирования и реализации кадровой стратегии предприятия представлены на рисунке (Рисунок 1) [12].
Первым шагом на пути формирования кадровой стратегии является выработка кадровой концепции. Кадровая концепция – это основные принципы работ с персоналом, «миссия», связанная с кадровой подсистемой предприятия. В ней, должны быть отражены основополагающие принципы, от которых отталкиваются кадровая служба и руководство предприятия во всём, что связано с приёмом, увольнением, продвижением, ротацией, повышением квалификации и другими действиями, призванными обеспечить реализацию общей стратегии предприятия и наиболее оптимально использовать человеческие ресурсы [12]. Кадровая концепция должна быть тесно увязана с миссией организации и обеспечивать базу для её успешного выполнения.
Следующим шагом при формировании кадровой стратегии является выработка стратегических целей работы с персоналом. Менеджерам, занимающимся формированием стратегии, следует чётко понимать, что миссия организации, или, в данном случае, кадровая концепция, останется только хорошим намерением и замечательной идеей, если не будет реализована в конкретных долгосрочных планах. Следует чётко определить, каких конкретных показателей в кадровой работе следует достигнуть и к какому сроку, чтобы добиться тех целей, которые выражены в кадровой концепции.
Рисунок 1 – Этапы формирования и реализации кадровой стратегии предприятия
Следующим шагом будет анализ тех возможностей и ограничений, которые имеются внутри предприятия и в окружающей среде, то есть анализ внешней и внутренней среды. Анализ внутренней среды организации даст возможность ответить на вопрос, на какие рынки рабочей силы организации необходимо выходить и в каком количестве привлекать дополнительных работников, если для обеспечения стратегических целей необходимо такое привлечение; есть ли необходимость в сокращении штатов, переобучении и переквалификации; каким образом осуществлять мотивацию работников для повышения производительности их труда.
При анализе внешней
среды предприятия организации
также следует
- потенциал роста рынка;
- благоприятное или неблагоприятное влияние основных движущих сил;
- ситуация с миграцией, безработицей;
- возможность прихода/ухода
крупных (или нескольких
- стабильность предложения рабочей силы;
- усиление или ослабление сил конкуренции;
- степень риска (
Завершающим этапом творческой части процесса формирования кадровой стратегии предприятия является выбор варианта кадровой стратегии. Качество выполнения этого этапа, а также успешность всего процесса формирования стратегии в целом во многом зависит от того, насколько добросовестно и ответственно подошли менеджеры ко всем предыдущим этапам. Выбор стратегической альтернативы базируется на кадровой концепции организации. В зависимости от того, привержена ли фирма в большей степени американским или японским методам работы с персоналом, по-разному будет осуществляться весь процесс управления персоналом.
Реализация кадровой стратегии – важная стадия процесса стратегического управления. Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровое планирование, планы развития персонала, в том числе его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, мотивирование и вознаграждение.
На Рисунке 2 показаны основные группы факторов, определяющие эффективность существования кадровой стратегии [5].
Реализация кадровой стратегии включает два этапа: внедрение стратегии и стратегический контроль её реализации и координации всех действий по результатам контроля.
Этап внедрения стратегии включает: разработку плана внедрения стратегии управления персоналом; разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом; активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии.
Цель этапа стратегического контроля – определить соответствие (или отличие) реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, в выборе альтернативных стратегий.
Рисунок 2 – Факторы, воздействующие на эффективность реализации стратегии управления персоналом организации
Реализация кадровой стратегии, как любой другой, связана с оценкой её эффективности. Правильно выработанная стратегия обеспечивает:
Однако достижение этих результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой стратегии в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой стратегии.
Риск не реализовать выбранную стратегию управления персоналом либо реализовать со значительно меньшим эффектом может быть связан:
а) с изменением общей стратегии и производственной деятельности фирмы как реакции на неблагоприятное изменение ситуации со сбытом продукции;
б) с изменением ситуации на территориальном (или отраслевом) рынке труда;
в) с трудностями быстрой окупаемости средств, вкладываемых в рабочую силу;
г) с нежеланием работников реагировать и действовать в нужном для предприятия направлении и т.д.
При оценке кадровой стратегии
нужно учитывать возможность
интегральных эффектов, когда итоговый
результат деятельности выше, чем
простая сумма частных
Выигрыш может быть получен за счёт многократного использования одних и тех же ресурсов или за счёт экономии на условно-постоянных расходах, а также за счёт того, что удаётся обеспечить большее соответствие новой продукции и услуг потребительскому спросу и получить больший подход за счёт высоких цен их реализации. При диверсификации возможная убыточность одного производства может успешно компенсироваться прибыльностью другого, что нельзя не учитывать при выборе ориентиров в кадровой стратегии.
Кроме того, очень необходима
проверка кадровой стратегии на её
соответствие сложившимся на предприятии
традициям в работе с кадрами,
привычным для коллектива и принимаемым
им. Следует учитывать
4 Зарубежный
опыт выбора стратегии
Кадровая политика организации – основа формирования стратегии управления персоналом, поэтому рассмотрим её элементы, наиболее ярко и явно проявляющиеся в таких государствах как Япония и США и являющиеся отражением выбранной кадровой стратегии на предприятиях этих стран.
Таблица 2 – Кадровые стратегии в японских и американских промышленных компаниях [9]
Характеристики стратегий управления персоналом |
Японские компании |
Американские компании |
1. Приём на работу |
На условиях пожизненного найма |
На контрактных условиях |
2. Требования, предъявляемые к поступающим на работу |
Соответствие профессиональной подготовки требованиям вакантной должности |
То же самое с учётом
результатов индивидуального |
3. Тип мышления |
У всех работников сходный тип мышления вследствие однородной национальной основы |
Тип мышления различен вследствие многообразных этнических особенностей работников |
4. Доверие к руководству компании |
Поступление на работу в компании автоматически означает доверие к её руководству |
Автоматическое доверие руководству компании отсутствует |
5. Социальная модель подчинения |
Подчинение начальнику основано на взаимном согласии между ним и подчинённым |
Вынужденное подчинение начальнику, так как сопротивление подчинённого приведёт к его увольнению |
6. Отношение администрации компании к идеям и предложениям работников |
Идеи и предложениям работников принимаются администрацией во внимание |
Администрация следит только
за строгим соблюдением
|
Информация о работе Выбор стратегии управления персоналом на ОАО «НКМК»